o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Правовая основа опеки и попечительства

01.02.2014

Правовая основа опеки и попечительства

В основу осуществляемых под руководством Президента нашей страны Ислама Каримова последовательных реформ заложено обеспечение интересов, прав и свобод человека. В частности, одними из важнейших задач общества является постоянное внимание социально уязвимым слоям населения, представителям молодого поколения, нуждающимся в помощи. В нашей стране это обеспечивается на практике.

Эти благородные цели нашли свое отражение в Законе Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве», опубликованном 3 января текущего года.

Этот закон, направленный на регулирование отношений в области опеки и попечительства, состоит из 9 глав, 50 статей и разработан на основе передового опыта национального законодательства и в соответствии с современными международными правовыми нормами.

В первую очередь следует разъяснить такие понятия, как «опека» и «попечительство». Опека – это правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов. Попечительство – правовая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов.

Одним из основных направлений государственной политики в области опеки и попечительства является обеспечение своевременного выявления, учета и устройства лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. В этом процессе обеспечиваются права и свободы подобных лиц, проявляется необходимая забота о них.

При осуществлении опеки и попечительства соблюдаются такие принципы, как законность, гуманность и милосердие. В этом процессе необходимо учитывать и такие вопросы, как индивидуальный подход, приоритет семейной формы воспитания детей. Ведь ребенок, который воспитывается в условиях, максимально приближенных к семейным, в теплой и уютной атмосфере, в будущем вырастает достойным человеком.

В главе 2 данного закона определены государственные органы, осуществляющие деятельность в области опеки и попечительства, и их полномочия. К государственным органам, осуществляющим деятельность в области опеки и попечительства, относятся Кабинет Министров Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических, а также физических лиц по выявлению и устройству лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, не допускается.

В законе определены конкретные нормы, связанные с установлением опеки и попечительства. В соответствии с ними опека и попечительство устанавливаются решением хокима района, города по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. Если лицо не имеет определенного места жительства – по месту жительства опекуна или попечителя.

Опекунами или попечителями могут быть назначены совершеннолетние граждане и только с их согласия. Хоким района, города назначает опекуна или попечителя в соответствии с письменным заявлением лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем. При назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность исполнять эти обязанности.

Следует отметить, что не могут быть назначены опекунами или попечителями лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, бывшие усыновители, если усыновление было отменено из-за уклонения от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнения их надлежащим образом, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами, ранее осужденные за умышленное преступление.

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени или в их интересах все необходимые сделки. Попечители являются законными представителями подопечных и оказывают им содействие при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства о перемене своего места жительства, так как в соответствии с законом осуществляется контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. В данном процессе анализируется исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей, что будет способствовать эффективному развитию этой сферы, обеспечению интересов подопечных.

Опека и попечительство устанавливаются исходя из потребностей и условий. Их устранение приводит к прекращению опеки и попечительства. Во избежание проблем в сфере опеки и попечительства в законе конкретно изложены случаи, которые служат этому причиной. В частности, опека прекращается в случаях смерти подопечного, достижения несовершеннолетним четырнадцати лет, возвращения несовершеннолетнего родителям, усыновления (удочерения) подопечного, восстановления дееспособности гражданина судом.

С прекращением опеки по достижении несовершеннолетним четырнадцати лет лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без назначения в установленном порядке.

Попечительство прекращается в случаях смерти подопечного, достижения подопечным совершеннолетия, возвращения подопечного родителям, усыновления (удочерения) подопечного, отмены решения суда об ограничении дееспособности гражданина, объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, вступления подопечного в брак, улучшения здоровья лица, нуждающегося в установлении над ним попечительства по состоянию здоровья.

Словом, с принятием данного закона создана единая правовая основа для регулирования отношений в области опеки и попечительства. Если до принятия закона отношения в этой сфере регулировались с помощью различных нормативно-правовых актов, то ныне защита прав и интересов лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, еще более укрепились в соответствии с единым законом.

Зафар Рузиев,
ведущий научный сотрудник
Института мониторинга действующего
законодательства при Президенте
Республики Узбекистан.

Источник : uza.uz



Возврат к списку


Материалы по теме:


Комментарии


Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2021 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz