o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Эксперты предложили новую модель ЖКХ

25.03.2014

Эксперты предложили новую модель ЖКХ

Сложившаяся в Узбекистане модель ЖКХ начинает отставать от потребностей быстро растущей экономики, говорится в докладе Центра экономических исследований.

Узбекистан «перерос» модель жилищно-коммунального хозяйства, созданную в первой половине XX века применительно к условиям централизованной экономики и дешевых энергоносителей. Новая архитектура ЖКХ страны должна стимулировать диверсификацию финансовых источников расширения мощностей, а также внедрение технологий, кардинально снижающих уровень ресурсных потерь и себестоимость услуг.

Об этом говорится в докладе Центра экономических исследований «Архитектура ЖКХ: баланс между централизацией и автономией», представленном на прошлой неделе в рамках круглого стола, посвященного подготовке Национальной программы по повышению энергоэффективности зданий.

Как отмечается в докладе, в условиях плановой экономики основная часть жилого фонда и коммунальная инфраструктура находились на балансе промышленных предприятий и финансировались за счет государственного бюджета. Это позволяло устанавливать низкие тарифы для населения, которые покрывали не более 5% расходов на содержание ЖКХ. Дееспособность системы основывалась на праве директивного распределения ресурсов и низкой стоимости энергоносителей.

После распада СССР в силу сложностей переходного периода бюджетных средств на поддержание и развитие ЖКХ выделялось недостаточно. Это привело к замедлению обновления основных фондов, снижению объема и качества услуг. Вместе с тем, учитывая, что обеспечение социальной стабильности являлось ключевой проблемой 1990-х годов, сектор ЖКХ рассматривался в качестве инструмента социальной защиты населения. Поэтому, хотя платежи населения не покрывали даже операционных затрат на функционирование ЖКХ, государство не инициировало их рост.

В настоящее время сложившаяся модель ЖКХ начинает отставать от потребностей быстро растущей экономики. Централизованные коммуникации, созданные на основе технологий XX века, исчерпали свои возможности. Уровень их износа составляет 50-70%, усиливая потери ресурсов. В жилищном фонде потери из-за сравнительно высокого энергопотребления вследствие отсутствия энергоэффективного «зеленого» строительства составляют 1,1 млрд долларов США. В целом по стране на каждые 10% сверхнормативных сетевых потерь воды, электроэнергии и газа финансовые потери составляют около 130 млн долларов США, подчеркивается в докладе ЦЭИ.

Вместе с тем, спрос на коммунальные услуги растет быстрыми темпами. Это является следствием роста численности и доходов населения, ускоренного формирования частного бизнеса, активизации урбанизации, строительства большого числа новых предприятий в рамках программ модернизации промышленности. Усиление качественных требований связано с завершением эры дешевых энергоносителей и поиском альтернативных, более дешевых источников производства коммунальных услуг.

Обеспечение устойчивости коммунальной инфраструктуры в условиях роста требований к объему и качеству коммунальных услуг станет основным вызовом ЖКХ в перспективе, усиливая необходимость поиска баланса между централизованным и децентрализованным форматом развития.

По мнению экспертов центра, это потребует диверсификации источников финансирования для: а) поддержания централизованной инфраструктуры, которую нельзя заменить одномоментно (1/5 от общего размера основных фондов страны). Только в секторе водоснабжения и водоотведения на приведение фондов до нормативного состояния необходимо 3-3,3 трлн сумов (около 4% ВВП); б) внедрения автономных технологий. Между тем, в течение 1995-2012 годов объем инвестиций в коммунальную отрасль снизился с 2,1% до 0,5% ВВП.

Итоги пилотных проектов в сфере ЖКХ (водоснабжение городов Бухары и Самарканда, распределение и сбор платы за электроэнергию в Ташкенте) показали, что привлечение частных инвестиций в формате частно-государственного партнерства должно сопровождаться совершенствованием институциональной и тарифной политики.

Под совершенствованием институциональной политики понимается, во-первых, создание органа по реализации единой государственной политики. Отсутствие регулятора обуславливает широкий круг ведомств, вовлеченных в управление ЖКХ. Это не позволяет обеспечить единый подход в правовой базе и ведет к дублированию полномочий, снижая инвестиционную привлекательность отрасли. Во-вторых, предлагается передача коммунальных активов в собственность муниципальных образований (хокимиятов). Такой подход широко применяется в мировой практике, поскольку позволяет обеспечить эффективность коммунальных систем при наименьших затратах со стороны государства. Для этого потребуется создание института коммунальной собственности, определение полномочий хокимиятов и механизма их осуществления, а также усиление потенциала местных экономических, статистических, финансовых и антимонопольных органов.

В рамках совершенствования тарифной политики необходимо, во-первых, довести тарифы до экономически обоснованного уровня. Их текущий уровень не позволяет поставщикам услуг покрывать расходы на ремонт, инвестировать в модернизацию и обновление активов. Для этого тарифы должны быть выше с учетом существенного роста амортизационных отчислений. Расчеты на примере сектора водоснабжения и водоотведения показывают, что такие тарифы должны быть на 30-50% выше текущих. При этом могут потребоваться компенсационные механизмы для малообеспеченных слоев населения с целью минимизации негативных социальных последствий роста тарифов.

Во-вторых, должна быть усилена прозрачность процесса формирования тарифов. Декларирование тарифов в Министерстве финансов (орган государственного регулирования цен в ЖКХ) осуществляется поставщиками услуг — естественными монополистами. Участие в этом процессе других сторон не предусмотрено. Введение публичных слушаний критериев формирования и изменения тарифов, а также переход к долгосрочным принципам их установления позволят повысить предсказуемость тарифной политики для инвесторов, отмечают эксперты.

«Смешанная» архитектура ЖКХ потребует также корректировки принципов развития коммунальной инфраструктуры. Под этим понимается ревизия принципов и правил градостроительства. Текущие строительные и эксплуатационные нормы и правила «заточены» на централизованные коммуникации. Переход к «смешанной» архитектуре ЖКХ потребует разработки проектных решений, предусматривающих: а) варианты реконструкции имеющегося жилищного фонда, а также строительство нового жилья с учетом наличия одновременно централизованных и автономных источников коммунальных услуг; б) безопасность и экологичность автономных источников (отвод продуктов сгорания и т. п.).

Кроме того, ЦЭИ обращает внимание не необходимость усиления акцентов промышленной политики. В первую очередь, речь идет об ускоренном развитии энергетики, электротехнической и строительной отраслей. Основная часть современных автономных решений основана на использовании электричества и газа. Перспективные же автономные решения опираются на использовании возобновляемых ресурсов. Это предполагает: а) наращивание энергетических мощностей, в т. ч. малой теплоэнергетики, расширение государственных программ по развитию альтернативной энергетики; б) изменение номенклатуры электротехнической продукции — производство оборудования с программным обеспечением, обеспечивающего простоту монтажа и обслуживания автономных технологий, гибкость в управлении температурным режимом, комплектующих деталей; в) производство современных энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых строительных материалов.

Эксперты ЦЭИ также отмечают важность наращивания научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере ЖКХ. Создание качественно нового ЖКХ может рассматриваться в качестве долгосрочного стратегического проекта. Развитие ЖКХ может создать огромное количество микро-инноваций в экономике. В этой связи отрасль может выступить как крупнейший заказчик и одновременно «поле» для применения инноваций. Это потребует значительного наращивания НИОКР, позволяя определить ЖКХ как «локомотивную» отрасль для отечественной науки и системы подготовки кадров, отмечается в докладе.

Динамичное развитие ЖКХ, генерируя значительный спрос на продукцию смежных отраслей, активизирует ряд мультипликационных эффектов по всей экономике. В частности, рост объема выпуска в ЖКХ на 1000 сумов ведет к росту производства в смежных отраслях на 1530 сумов. При этом суммарная добавленная стоимость в других отраслях растет на 870 сумов, подчеркивают авторы доклада.

Источник : gazeta.uz



Возврат к списку


Материалы по теме:


Комментарии


Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz