17.03.2009
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. Специалист детский невролог должен знать профилактику, диагностику, клинику неврологических заболеваний и уметь оказать первую помощь при неотложных состояниях (острая кровопотеря, травматический шок, мозговая кома, сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, коллапс.
2. Установить диагноз и провести лечение при следующих заболеваниях:
Пре- и перинатальные поражения нервной системы (микроцефалия, черепно-мозговые и спинномозговые грыжи, перинатальные энцефалопатии, натальные травмы спинного мозга и нервной системы).
Инфекционные и инфекционно-аллергические поражения нервной системы ( менингиты, арахноидиты, энцефалиты, миелиты, острый полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания, полирадикулоневриты и мононевриты, поражение нервной системы при туберкулезе, сифилисе, токсоплазмозе, гриппе, ботулизме, столбняке, ревматизме и др. коллагенозах, демиелинизирующие заболевания).
Травматические поражения нервной системы (черепно-мозговая травма, спинномозговая травма, травматические повреждения переферической нервной системы)
Опухоли и опухолеподобные заболевания (опухоли головного и спинного мозга, опухоли периферической нервной системы, сирингомиелия и сирингобульбия)
Заболевания вегетативной нервной системы (гипоталамические синдромы, вегетативно-сосудистые дистонии, мигрень, синкопальные состояния, соляриты, ганглиониты, вегетативный полиневрит, болезнь Рейно.
Детские церебральные параличи
Поражение нервной системы при хромосомных болезнях.
Наследственные нейромышечные заболевания (миопатии, спинальные и невральные амиотрофии, миастения, миастенические кризы)
Наследственные болезни с преимущественным поражением экстрапирамидной системы, спинного мозга, факоматозы, поражение нервной системы при наследственных болезнях обмена.
Эпилепсия и другие судорожные состояния.
Неврозы и неврозоподобные состояния.
Неотложные состояния в детской неврологии (острые ликвородинамические нарушения, энцефалические реакции и отек головного мозга, эпилептический статус, нарушение внешнего дыхания, мозговая кома, острые нарушения мозгового кровообращения (геморрагические и ишемические инсульты), бытовые отравления
Смежная патология.
Психиатрия (олигофрения и задержка психического развития, нарушение формирования характера, неотложные состояния).
Педиатрия (рахит, гипотрофия, анемия, острый лейкоз, геморрагнический васкулит, крапивница, отек Квинке, неотложные состояния).
Ортопедия (мышечная кривошея, врожденные косолапость и вывих бедра, сколиоз и кифоз позвоночника).
Офтальмология (аномалии рефракции, косоглазие).
Инфекционно-токсический шок, менингококкциемия, столбняк, бешенство.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
1. Делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования.
2. Дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографического исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реографии, доплерографического исследования магистральных сосудов на шее, эхоэнцефалографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, КТ и МРТ головного мозга, картины глазного дна и исследований полей зрения.
Составитель:
Шомансуров Ш.Ш. (гл. дет. невролог МЗ РУ)
Использованы:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ.
3. Опыт кафедры невропатологии детского возраста ТашИУВ.
4. Работы ученых в области неврологии Узбекистана, России и Казахстана.
5. Консультации работников ВОЗ.
6. Материалы сайтов Интернета.
7. Статистические формы отчетности.
8. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
9. Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.
10. Квалификационные характеристики магистров медицины.