Введение. В последнее время особое значение придается ближайшему послеоперационному периоду, так как уже в ранние сроки после операции на желудке возникают микроциркуляторные расстройства оперированного органа, вследствие чего нарушается местный гомеостаз тканей и развивается местный иммунодефицит (Выренков Ю.Э., 2005., Ярема И.В. 1996). Это состояние может привести к серьезным осложнениям в послеоперационном периоде со стороны оперированного органа (Оспанова К.Б., 2003). В связи с этим, своевременная и целенаправленная профилактика, и рациональная коррекция послеоперационных осложнений является одной из актуальных задач современной хирургии (Калиш Ю.И. 2007., Назыров Ф.Г., 2008.)
В месте с тем в хирургии успешно изучаются вопросы регионального лимфатического воздействия в борьбе с ранними послеоперационными осложнениями (Джумабаев Э.С., 2005., Бородин Ю.Э., 2007.). В последние годы в экспериментальной хирургии при различных патологических состояниях интенсивно используется различные виды лазера (Байбеков И.М., 2008., Калиш Ю.И., 2007).
Однако, несмотря на широкое применение лазеров, и различных методов лимфатического воздействия остаются малоизученными аспекты региональной лимфоиммунокоррекции и лазерной стимуляции при сочетанном их применении в условиях оперированного желудка.
Целью данного исследования являлось определить возможности лимфатического и лазерного воздействия в коррекции морфофункциональных и иммунологических нарушений вызванных операциями на желудке.
Материалы и методы. Экспериментальные исследования выполнены на 40 беспородных собаках в ЦНИЛе АГМИ и в лаборатории патологической анатомии Республиканского специализированного научного центра хирургии г. Ташкента. Экспериментальные животные были разделены на 4 группы: во всех 4 сериях экспериментов были выполнены – гастротомия (ГТ). ГТ выполняли на передней стенке желудка и производили поперечный разрез длиной 8-10 см, диаметром 0,5-1,0 см., с последующим ушиванием слоев двухрядными швами. В I серии экспериментов - у 10 животных выполнена ГТ, во II серии - у 10 животных произвели ГТ и в раннем периоде после операции проводили региональную лимфоиммуностимуляцию (РИЛС) через микроирригатор установленный во время операции в круглую связку печени и малый сальник. В III серии опытов 10 животным было выполнена ГТ и в раннем периоде после операции проводилось лазерная стимуляция оперированного желудка. И в последней IV серии экспериментов 10 животным в ранние сроки после ГТ применяли сочетанное лазерное и лимфатическое воздействие.
Морфофункциональные исследования проводились на 3, 6, 9 сутки после операции. Во всех сериях экспериментов осуществляли взятие биоптатов из слизистой фундального, пилорического отдела желудка и двенадцатиперстной кишки, а также лимфатических узлов (ЛУ) малого сальника.
Проводили трансмиссионную электронную микроскопию (ТЭМ) на микроскопе Н-600 (Hitachi) при ускоряющем напряжение 75 кв., полученные препараты исследовали в сканирующем электронном микроскопе (СЭМ) S-405 А (Hitachi) при ускоряющем напряжении 15 кв.
РИЛС осуществлялось в ранние сроки после операции через катетер установленной во время операции в круглую связку печени и малый сальник. В качестве средств использовали общеизвестные лимфостимулирующие препараты (лидаза, гепарин, новокаин и иммуномодулятор Т - активин) на глюкозе- новокаиновой смеси. РИЛС проводилось один раз в сутки в течение 4-5 дней.