В Российской Федерации с 1 января 2018 года должен начать работать закон о телемедицине, утвержденный на федеральном уровне летом 2017 года.
Сейчас общественные организации и профессиональные медицинские сообщества активно обсуждают некоторые положения этого документа, в частности – организационные моменты и порядок предоставления населению дистанционных консультаций и прочих удаленных услуг, которые могут быть оказаны с помощью телемедицинских технологий.
Два вектора развития
Согласно содержанию законопроекта, инновационная отрасль должна развиваться сразу по двум направлениям:
- Организация мероприятий в формате «врач – врач» (видеоконференции, медицинские консилиумы). Такое общение в профессиональной среде, прежде всего, должно быть направлено на помощь конкретным пациентам. И включать обсуждение сложных для диагностирования или лечения случаев, организацию мониторинговых мероприятий для сбора информации об эффективности назначенного пациенту курса лечения, для принятия решений о проведении дообследования или повторной консультации больного, необходимости госпитализации или транспортировки в другое лечебное учреждение.
- Взаимодействие в формате «врач/медицинский работник/представитель структуры здравоохранения – пациент». В рамках этого направления предполагается проводить опросы населения об эффективности проведенного лечения/мониторинга, качестве медицинского обслуживания и анализировать претензии пациентов к конкретным медицинским учреждениям или специалистам. На удаленных сеансах врачи-телеконсультанты могут проводить профилактические беседы по актуальным для пациента темам, давать рекомендации о посещении узкого специалиста.
Содержание второго направления вызывает наибольшее количество споров среди врачей и представителей компаний, работающих на телемедицину. Чиновники Минздрава долгое время придерживались мнения о возможности проведения телемедицинской консультации с пациентом только после физического контакта с врачом и диагностики/обследования в лечебном учреждении.
Условия работы телемедицинских систем
В положениях законопроекта записано, что телемедицинская помощь может быть оказана повсеместно: в домашних условиях, на базе амбулатории и стационарного медицинского учреждения (в том числе – дневного типа). Удаленная помощь должна предоставляться в рамках системы государственных гарантий (бесплатно), действующих в системе здравоохранения. Медицинские учреждения, которые готовы внедрить удаленные услуги в свои рабочие циклы, должны зарегистрироваться в ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система для здравоохранения) и войти в Федеральный реестр лечебных учреждений.
Медицинские работники, желающие стать телеконсультантами или использовать телемедицинские инструменты в своей практике, тоже должны получить официальную регистрацию в ЕГИСЗ, в списках Федерального регистра медработников.
Регистрация будет гарантией подлинности и качества получаемой медицинской помощи. Одновременно она станет барьером на пути деятельности псевдоврачей, предлагающих медицинские консультации на якобы профильных сайтах, ведь отследить активность подобных «специалистов» с помощью других методов невозможно.
Дополнения к основному закону
Официально зарегистрированные врачи-телеконсультанты будут использовать усиленную электронную подпись для подтверждения своей компетентности и правовой силы решений, принятых на телеконсультации. Содержание телемедицинского сеанса, задокументированное в электронном формате, на протяжении 1 года будет сохраняться в специальном архиве.
На данный момент чиновниками Минздрава разработано несколько нормативно-правовых актов, дополняющих основной документ. Определен порядок и содержание телеконсультаций при различных условиях/обстоятельствах: при возникновении аварийных/экстремальных условий, при проведении плановых дистанционных сеансов, прописан алгоритм организации круглосуточных или почасовых мониторинговых мероприятий.
Источник: telemedicina.ru