26.12.2017
Чем грозит незакрытый счет-фактура?
Не каждый начинающий предприниматель знает, какие функции выполняет счет-фактура и насколько важен этот документ для компании. Да, это не договор, без которого нельзя совершить сделку, не счет, выставляемый на оплату. Так для чего нужен счет-фактура?
Что такое счет-фактура
Счет-фактура — это специальный документ, который подтверждает реализацию (отгрузку) товаров или оказание услуг и их стоимость. Он заполняется по строго установленному законодательством образцу. В бланке указывается информация о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, а также прочие показатели. Вместе со счетом-фактурой также оформляются акты выполненных работ (услуг), приема-передачи имущественных прав и т.п.
Зачем нужен счет-фактура
Покупатель любого товара или услуги оплачивает НДС — налог на добавленную стоимость, который продавец (если он является плательщиком НДС) включает в стоимость своего товара/услуги. При этом государство предоставляет покупателю право на зачет суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет по фактически полученным товарам (работам, услугам), что позволяет компании сократить налоговое бремя. Счет-фактура для плательщика НДС является основанием для отнесения налога в зачет.
Плательщики НДС обязаны вести реестр счетов-фактур по приобретенным ими товарам (работам, услугам), а также выставленных счетов-фактур по реализованным товарам (работам, услугам). Эти реестры являются частью налоговой отчетности — по ним рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
В случаях, когда юридические лица не являются плательщиками НДС, в счете-фактуре сумму налога не указывают и делают надпись «без налога на добавленную стоимость»
Чем грозит незакрытый счет-фактура или ее утеря
Налоговым кодексом РУз строго обозначено, что при отсутствии документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе счета-фактуры, выручка от реализации и полученные доходы не признаются.
Также возможна ситуация, когда покупатель может отказаться подписать счет-фактуру на оставшуюся сумму сделки, в результате чего компания, оказавшая услуги или доставившая товар, понесет значительные финансовые убытки.
В случае утери счета-фактуры одной из сторон сделки, она должна обратиться к покупателю или поставщику в письменной, или устной форме с просьбой о восстановлении утерянного документа. На практике обычно оформляется новый счет-фактура с надписью в верхнем углу «Дубликат», чтобы исключить возможность повторного отражения документа в бухгалтерском учете.
Кроме того, руководитель предприятия вправе назначить приказом комиссию по расследованию причин утраты первичных документов. Виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.
Как решить проблему утери счета-фактуры и первичной документации
Никак, пока компании используют бумажный документооборот для ведения деловой документации. Утеря документов, закрытие счетов-фактур задним числом и прочее — не единственные его недостатки. В то же время у электронного документооборота, в частности, электронного счета-фактуры (ЭСФ) есть ряд неоспоримых преимуществ.
1. Скорость и гарантия доставки. ЭСФ доставляются по интернету мгновенно и в любое время суток. Информационный посредник также обеспечит подтверждение того, что счет-фактура доставлен покупателю.
2. Автоматизация работы бухгалтерии. Электронные счета-фактуры, подписанные электронной цифровой подписью, имеют такую же юридическую силу, как и бумажные аналоги. Они существуют в электронном виде, их не нужно распечатывать, ставить на них печати, вносить в бумажный учетный реестр.
3. Экономия бумаги и средств на изготовление печати.
4. «Прозрачность» оплаты и возможность просмотра жизненного цикла товара.
Несмотря на все плюсы электронной счет-фактуры и в целом электронного документооборота, большинство организаций в Узбекистане не решается перейти к его использованию. В соседнем Казахстане, например, с 1 января 2017 года выписка счетов-фактур осуществляется исключительно в электронном формате.
Отсутствие необходимого программного обеспечения и надежных информационных посредников могут быть одними из причин, тормозящих развитие электронного документооборота в стране. Сегодня разработку подобного сервиса, который выступит информационным посредником между покупателем и продавцом, минимизировав временные и материальные затраты обеих сторон, активно ведет компания Venkon Group.
Источник: kommersant.uz