o`zb   рус   eng
Медицинский портал Узбекистана
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013
Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати rss

Подписка на рассылку

Наилучшая практика – основа деятельности

 
27.08.2010

Понятие “Наилучшая практика” включает эффективное консультирование, практику, основанную на доказательствах, рациональное назначение лекарственных средств.

Консультирование – это основа общей врачебной практики, посредством которой обеспечивается первичная медицинская помощь. Консультация – это процесс, возникающий между врачом и пациентом, другими словами, это встреча экспертов: доктора-эксперта и пациента-эксперта. Провести эффективную консультацию иногда бывает намного сложнее, чем установить сам диагноз заболевания.

Понимание контекста консультирования в его широком смысле – это значит:

* воспринимать каждого пациента как личность и индивидуальность, непохожую на других;

* верить в то, что больной – это не сломанная машина, а уникальный человеческий организм;

* помнить, что понятия “здоровье” и “болезнь” включают больше, чем наличие или отсутствие признаков или симптомов.

При консультации, ориентированной на пациента, врач должен стремиться проникнуть в его “жизненный мир” и увидеть проблемы или болезни с точки зрения пациента. Эффективное консультирование является крае­угольным камнем общей врачебной практики и оно основано на успешном обмене информации (межличностном общении – МЛО). Такое комплексное взаимодействие было глубоко изучено в различных исследованиях и разработано множество моделей консультаций. Ранние модели фокусировались на роли и точке зрения врача, т.е. модель “врач – в центре”. Более поздние модели основаны на подходе “пациент – в центре”, т.е. направлены на цели и причины обращения пациента, его беспокойстве, идеях, ожиданиях и интересах. Оказалось, что сосредоточение на пациенте увеличивает его удовлетворенность медицинской помощью и, тем самым, улучшает конечные результаты медицинских услуг. Не существует единого правильного способа проведения консультации. Подходы могут изменяться в зависимости от ситуации и участников консультации. Однако полезно проанализировать способы, с помощью которых мы взаимодействуем с пациентами. Критически рассматривая собственный стиль консультирования (лучше с помощью видеозаписи), врач может выявить свои сильные стороны и недостатки, и в дальнейшем – улучшить свои навыки и технику консультирования.

наилучшая практика

Потенциальные барьеры к эффективному консультированию

Такие барьеры могут быть различными и их обязательно надо учитывать. Это может быть недостаток времени, языковые проблемы, половая принадлежность, возраст, этническое и социальное происхождение врача и пациента, “чувствительные” моменты, скрытые причины обращения, различие в целях консультации пациента и врача или недостаток доверия между ними, предыдущие “неудачные или трудные” консультации.

Продолжительность консультации

Средняя продолжительность консультации (“лицом к лицу”, т.е. прямой контакт) составляет 15 мин. В Великобритании, например, она составляет в среднем около 7 минут прямого контакта с врачом (из 10 минут назначенной консультации – около 7-8 минут уходит на непосредственное общение с врачом), в Канаде и Новой Зеландии – вдвое выше.

Личные характеристики и отношение ВОП влияют на продолжительность консультации: женщины ВОП, пожилые врачи, врачи, обладающие высокой квалификацией или психологическими навыками общения, проводят более длительные консультации. Пациенты предпочитают, чтобы их консультировали дольше, и так как длительные консультации повышают качество оказания медицинской помощи, то было предложено использовать установленные 10-15 мин., как ориентировочный показатель. Положительный эффект: увеличивает удовлетворенность пациента и врача, улучшает общение и взаимосвязь “врач-пациент”, повышает вероятность идентификации физиологической проблемы, способствует более качественной пропаганде здорового образа жизни, снижает частоту повторных консультаций и количество назначений при малых медицинских проблемах. Однако существует и такая тенденция: с увеличением времени на консультацию, время контакта “лицом к лицу” значительно снижается.

наилучшая практика

Количество консультаций

Среднее количество консультаций одного пациента в год может составлять 2-6. Факторы, влияющие на количество консультаций: количество прикрепленного населения (чем его больше, тем ниже среднее количество консультаций); новые и пожилые пациенты (увеличивают количество консультаций); наличие социально уязвимых групп на участке (увеличивает количество консультаций); время года (увеличивается число консультаций зимой); повышение информированности населения и пропаганда здорового образа жизни также увеличивает количество консультаций.

Управление временем

Организация назначений и записей на прием к ВОП практикуется во всех странах с развитой системой ПМСП. Это помогает правильно распределить и рационально использовать время и ресурсы здравоохранения. Конечно, даже самые организованные врачи не всегда могут точно следовать запланированному графику в силу неотложных или экстренных консультаций, опозданий пациента. Но опыт показывает, что система записи на консультации увеличивает удовлетворенность пациентов, помогает избежать конфликтов с пациентами, долго ожидающих приема, равномерно распределить нагрузку врача в течение рабочего дня и, тем самым, повысить эффективность и качество медицинской помощи.

наилучшая практика

Стремление рационально использовать время – начинать вовремя; назначать плановые консультации проблемных состояний заранее (например, во время консультации назначить день и время следующего визита – записать в специальном журнале); выделить больше времени на консультации определенных групп пациентов (новые, пожилые пациенты, комплексные проблемы со здоровьем и т.п.); сложные сочетанные состояния изучать последовательно, охватывая их постепенно, назначая последующие визиты.

Если Вы нарушили свой запланированный график, попросите работников регистратуры извиниться за опоздание перед пациентами или попросить другой персонал провести нужные для консультации процедуры (доврачебный прием, просмотр информационной литературы по интересующему вопросу и т.д.).

“Пособие для врача общей практики”
Источник: Газета "Здравоохранение Узбекистана"



Реклама

Реклама на сайте

Rambler's Top100         MedLinks - Вся медицина в Интернет                 Яндекс.Метрика
Сертифицированный партнёр 1с-Битрикс

Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2024 
Все права защищены. Вся информация, размещённая на данном веб-сайте, предназначена только для
персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению
в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения компании MedNetSoft

Контакты:
Tel.: +998 (71) 200-92-22
Fax.: +998 (71) 200-92-22
e-mail:
info@mednetsoft.uz