21.07.2006
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Распоряжению МЗ РУз
от 21.07.2006 г. № 882
РЕЗОЛЮЦИЯ
Совещания по совершенствованию и внедрению национальной политики в области лекарств с участием экспертов ВОЗ и ведущих ученых-фармацевтов из стран СНГ
(16-17 декабря 2005г.)
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Суверенитет Республики Узбекистан и политико-экономический государственный строй привел к принятию ряда законов и программ в системе здравоохранения, таких, как Закон Республики Узбекистан “Об охране здоровья граждан”, который обеспечивает конституционные права населения на получение квалифицированного медицинского обслуживания и социальную защиту, Указ Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова “О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан”, имеющий своей целью создание организационных, экономических и правовых условий для повышения качества медицинских услуг, воспитания здорового поколения, приведения системы здравоохранения в соответствие с осуществляемыми в стране преобразованиями.
Основная цель осуществления национальной политики в области лекарственных средств заключается в обеспечении равноправного доступа населения страны к основным лекарствам надлежащего качества по доступным ценам. Это осуществляется путем совершенствования законодательной и нормативной базы в области лекарственных средств, обеспечения качества лекарств и медицинской техники, рационального использования лекарств (отбор основных лекарств, рациональное назначение и применение лекарств, роль врачей и фармацевтов и их взаимодействие), совершенствования медицинского и фармацевтического образования, совершенствования механизмов лекарственного обеспечения (включая вопросы производства, закупок, распределения, хранения и отпуска), совершенствования регулирования фармацевтического рынка.
Формирование политики в области лекарственных средств является сложной задачей, решение которой требует сотрудничества заинтересованных структур, а именно Министерства здравоохранения, работников здравоохранения (врачей и фармацевтов), органов обеспечения качества лекарственных средств (регистрация, лицензирование, инспектирование, контроль качества), представителей учреждений медицинского и фармацевтического образования, структур обеспечения лекарствами (различных форм собственности), промышленности и представителей потребителей, с учетом мнения и интересов других отраслей (министерств финансов, экономики, внутренних дел и т.д.).
Утвержденная в 1999 г. Национальная лекарственная политика Республики Узбекистан явилась, безусловно, прогрессивным шагом в придании веса фармацевтическому сектору как ключевому звену для обеспечения доступности лекарств для населения Узбекистана. Тем не менее, отсутствие разработанных и утвержденных индикаторов мониторинга внедрения Национальной политики и календарного плана действий помешало ее последовательному внедрению, и на настоящий момент нет инструментов, чтобы это осуществить.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, совещание отмечает, что глобальные изменения последнего времени в сфере экономики, здравоохранения, фармации, информационно-коммуникационных технологий должны способствовать изменениям Национальной лекарственной политики.
Отмечая достижения в этом направлении и с целью создания эффективного механизма разработки, внедрения и мониторинга Национальной лекарственной политики совещание рекомендует:
1. Обратиться к руководству Министерства здравоохранения с просьбой назначить лицо из состава руководства Министерства с целью обеспечения общего руководства и координации разработки национальной лекарственной политики с политикой здравоохранения Республики Узбекистан.
2. Ответственность и оперативную организацию деятельности возложить на Центр политики лекарственных средств и изделий медицинского назначения под руководством М. Я. Ибрагимовой.
3. Создать экспертную группу из представителей заинтересованных сторон для пересмотра действующего документа Национальной политики в области лекарственных средств
4. При пересмотре документа учесть рекомендации рабочих групп Совещания (приложение 1) и опыт разработки национальной лекарственной политики других стран региона
5. Для обеспечения эффективного последующего внедрения и мониторинга Национальной лекарственной политики необходимо:
-
|
Привлекать к пересмотру документа ведущих специалистов по различным направлениям Национальной лекарственной политики (помимо ключевой экспертной группы)
|
-
|
В рамках работы экспертной группы разработать проект индикаторов для дальнейшего мониторинга Национальной политики по отдельным направлениям и в целом
|
-
|
Обсудить и утвердить индикаторы мониторинга отдельных направлений Национальной политики в рамках совещания по запуску пересмотренной лекарственной политики при поддержке и участии ВОЗ
|
-
|
В рамках совещания по запуску пересмотренной политики также утвердить календарный план действий по внедрению и мониторингу Национальной лекарственной политики
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к резолюции
Экспертной группе при усовершенствовании документа учесть следующие критерии:
1. В области выбора основных лекарственных средств:
- принятие концепции основных лекарственных средств, которая определяет приоритеты в области обеспечения ЛС в государственном секторе здравоохранения;
- процедуры обновления национального перечня основных лекарственных средств;
2. В области развития системы регламентирования лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
- совершенствовать систему регламентирующих документов по государственному контролю качества лекарственных средств в соответствии с законами и подзаконными актами Республики Узбекистан;
- совершенствовать с учетом международной практики единую государственную систему контроля качества, регистрации и сертификации фармацевтической и медицинской продукции;
- с целью обеспечения оперативного и надлежащего контроля за качеством лекарственных средств совершенствовать работу региональных подразделений национального органа регламентирования лекарственных средств;
- в соответствии с требованиями международных стандартов разработать независимую систему контроля безопасности и изучения побочных эффектов лекарственных средств;
- совместно с профессиональными ассоциациями разработать и внедрить в практику международные стандарты по регулированию лекарственного обращения в РУз;
- продолжать практику повышения квалификации специалистов по организации контроля качества и инспектированию производственных предприятий, оптовых и розничных аптечных структур по рекомендациям ВОЗ;
- совместно с ответственными министерствами и ведомствами совершенствовать систему нормативно-правовых актов по предотвращению ввоза, вывоза, распространения и использования нестандартной и фальсифицированной фармацевтической и медицинской продукции.
3. В области инспектирования:
- усовершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность уполномоченной инспекционной службы;
- совершенствование структуры инспектирования производств, оптово-розничной торговли лекарственных средств, с учетом требований международных стандартов;
- с целью достижения международного признания национальных сертификатов GMP организовать подготовку специалистов, осуществляющих инспектирование фармпроизводств в международных центрах подготовки инспекторов.
4. В области лицензирования:
- усовершенствование системы сертификации и лицензирования фармацевтической деятельности для поэтапного внедрения международных стандартов, регламентирующих деятельность импортеров, производителей, оптовиков;
- с целью поэтапного перехода на международные стандарты, повышать требования предъявляемые при лицензировании.
5. В области регулирования гуманитарной помощи:
- в целях обеспечения максимальной пользы для получателей, разработать и усовершенствовать порядок приема гуманитарной помощи в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами и рекомендациями ВОЗ;
- в целях обеспечения безопасности и эффективности для получателя и пользователя проведение контроля качества в соответствии с международными стандартами и сопроводительными нормативными документами, а также введение системы мониторирования.
6. В области рекламы лекарственных средств:
- совершенствование единой информационной и контролируемой системы в фармацевтическом секторе;
- рекламирование и другая маркетинговая деятельность не должны противоречить законодательству РУз и проводимой политике рационального использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- разработка этических норм для продвижения на рынок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями ВОЗ;
7. В области рационального использования ЛС:
- усовершенствование деятельности постоянно действующих комиссий лечебно-профилактических учреждений;
- разработка и утверждение больничных формуляров в соответствии с утвержденным списком ОЛС;
- разработка научно-обоснованных клинических рекомендаций для обучения правильному назначению и применению ЛС;
- пропаганда концепции ОЛС, их рационального применения, правил назначения препаратов-дженериков в учебных программах для подготовки медицинских работников;
- организация последипломного образования провизоров (фармацевтов), представление им достоверной и объективной информации о ЛС;
- различные формы обучения пациентов;
- финансовое стимулирование обучения рациональному применению ЛС;
8. В области системы снабжения:
- сочетание государственного и частного секторов в системах снабжения и реализации ЛС;
- совершенствование и обеспечение соблюдения правил надлежащей практики закупок ЛС в государственном секторе;
- публикация информации о ценах на субстанции и готовые ЛС из списка ОЛС для ЛПУ;
- инвентаризационный контроль, разработка нормативных документов по учету и отчетности в больничных аптеках;
- разработка документов по процедуре выявления и изъятия ЛС фальсифицированных, субстандартных и с истекшим сроком годности;
9. В области исследования:
- проведение исследований, способствующих осуществлению контроля и оценки различных аспектов политики в сфере ЛС, являющихся действенным инструментом определения влияния Национальной лекарственной политики на национальную систему здравоохранения и ее обеспечения, изучению экономических аспектов снабжения препаратами и выделению наиболее острых проблем, связанных с назначением и распределением ЛС;
- организовать проведение текущих исследований по изучению доступа ЛС, их качества, рационального использования, состояние гуманитарных поставок;
10. В области развития кадровых ресурсов:
- продолжить развивающиеся интеграционные процессы в системе "образование наука производство" с учетом уровня требований к профессиональной подготовке фармацевтов;
- продолжить работу по динамическому обновлению учебных планов и программ высшего фармацевтического образования, с учетом развивающегося фармацевтического сектора;
- направить усилия на то, чтобы программы фармацевтического образования удовлетворяли установленным минимальным стандартам, следовали принципам самообучения и оценки со стороны;
- совершенствовать и адаптировать к изменившимся условиям систему педагогической составляющей; сосредоточить больше внимания на методике преподавания, чем на содержании курса; главный акцент - на активность студента;
- продолжить работу по созданию современной информационной среды, обеспечивающей овладение преподавателями и студентами новыми обучающими технологиями;
- продолжить участие в разработке региональной стратегии подготовки фармацевтических кадров в контексте общих подходов к укреплению фармацевтического сектора;
- шире привлекать к участию в учебном процессе ведущих ученых и крупных специалистов производства республики;
- продолжить сотрудничество в области образования и научных исследований с ведущими высшими учебными фармацевтическими заведениями СНГ и дальнего зарубежья;
- подготовка кадров и создание команды для работы в государственной службе здравоохранения путем внедрения системы распределения молодых специалистов;
11. Разработать предложения в области совершенствования отечественной фармацевтической отрасли с целью улучшения качества ЛС, расширения ассортимента и увеличения экспорта.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к резолюции
1. Министерство здравоохранения РУз
1.1. Центр политики лекарственных средств и изделий медицинского назначения
1.2. Главное управление лечебно-профилактической помощи
1.3. Главное управление охраны материнства и детства
1.4. Главное управление кадров, науки и учебных заведений
1.5. Главное управление по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники
1.6. Главное управление экономики и финансирования
1.7. Главные специалисты Министерства здравоохранения
1.8. Контрольная инспекция Министерства здравоохранения
1.9. Государственный департамент санитарно-эпидемиологического надзора
1.10. Постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения
1.11. Медицинский научный совет
1.12. Лицензионная комиссия
2. Ташкентский фармацевтический институт
3. Ташкентская медицинская академия и медицинские институты
4. Ташкентский институт усовершенствования врачей
5. АК "Дори-дармон"
6. ГАК "Узфармпром"
7. Представители частных производителей
8. Ассоциация врачей Узбекистана
9. Частные оптовые фирмы и аптечные учреждения
10. Ассоциация иностранных фармпроизводителей и представительств
11. Республиканское внешнеэкономическое предприятие "Узмедэкспорт"
12. Научно-исследовательские институты
13. Главный юрисконсульт Минздрава
14. Этический комитет МЗ РУз
← ctrl предыдущая следующая ctrl →
Дата принятия:
21.07.2006