12.01.1999
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ДОВЕДЕНИЯ ИХ ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
1. Отдельные министры, руководители ведомств, хозяйственных объединений и хокимы территорий, вместо принятия конкретных мер по выполнению поступивших указов и постановлений Кабинета Министров, ограничиваются безликими резолюциями и поручениями общего характера.
2. Не предъявляется требовательность к руководителям структурных подразделений и специалистам за качество и своевременность выполнения поручений. По этой причине часть собственных решений готовится ими без глубокого изучения проблем, носит общий декларативный характер, не нацелена на реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
3. Из-за низкой исполнительской дисциплины и отсутствия действенного контроля необоснованно длительное время задерживается принятие решений в низовых структурных подразделениях, особенно в звене райгорхокимиятов.
Так, например, по Указу от 4 марта 1998 г. №УП-1938 и постановлению от 24 апреля 1998 г. №177 об усилении ответственности должностных лиц за экономическую несостоятельность хозяйствующих субъектов и исполнение договорных обязательств в: Комитете по делам об экономической несостоятельности при Госкомимуществе (Умаров М. Т.) и Узоптбиржеторге (Шаронов Ю. Г.) конкретное решение или мероприятия не принимались; Министерстве юстиции (Мирсафаев С. М.) постановление коллегии принято только через 18 дней после резолюции министра, а в Ташкентском городском управлении юстиции спустя еще 11 дней. В Совете Министров Республики Каракалпакстан практически переписали постановление Кабинета Министров, в Элликкалинском, Чимбайском райхокимиятах решение приняли через 2 месяца, а в промышленных Кунградском и Берунийском районах - решения не приняты.
Отсутствует система подготовки, принятия и исполнения решений в Бизнес-Фонде (Юсупов А. Ю.), здесь ограничиваются общими формулировками: "для руководства", "на исполнение", "принять меры" и т. д. К примеру, во исполнение Указа "О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса" от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 и постановления Кабинета Министров от 27 мая 1998 г. № 232 по данному вопросу конкретные меры и решение не принимались, они поверхностно обсуждены на заседании Правления "по итогам работы за 1 полугодие 1998 г." лишь через 2 месяца - 24 июля 1998 г. За период после выхода Указа и постановления Фондом заключены генеральные соглашения с 6 банками на сумму 455 млн. сум, однако реально профинансировано лишь 2 проекта по линии "Узтадбиркорбанка" на сумму 28 млн. сум.
Отдельные министерства и ведомства не принимают должных мер по реализации постановлений Правительства о совершенствовании деятельности акционерных обществ. В корпорации "Узхлебопродукт" (Атаев О. А.) - до сих пор не принято решение коллегии и отраслевых органов по постановлению Кабинета Министров от 30 июня 1998 г. N 272 "О государственной доле в уставном фонде акционерных обществ", в ассоциации "Узгосхлопкопромсбыт" (Зикриеев Э. 3.), в составе которого 158 АО, мероприятия по совершенствованию управления акционерными обществами утверждены через 2 месяца после выхода решения Правительства.
В Кашкадарьинском областном хокимияте (Ш. Бегматов) - для принятия решений хокимом области по постановлениям Кабинета Министров от 18.08.97 г. N 404 "О мерах по совершенствованию размещения пакетов акций и повышению роли акционеров в управлении акционерными обществами, образованными на базе государственной собственности" и от 21.05.98 г. № 221 "О дополнительных мерах по усилению государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции и увеличению поступлений в бюджет от реализации алкогольной и табачной продукции на территории Республики Узбекистан" потребовалось 1,5 -2 месяца.
Решение хокима Бухарской области (Хусенов С.), принятое во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7.02.98 г. № 61 "О мерах по проведению санации сельскохозяйственных предприятий" не доведено до хокимиятов Вабкентского, Гиждуванского, Шофриканского и Пешкунского районов, в которых находятся хозяйства, подлежащие процедуре санации. На 1 декабря т. г. 3 хозяйства из 8 имеют убытки в сумме 15 млн. сум.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ
1) Республиканский уровень
2) Отраслевой уровень
3) Территориальный уровень
1) Республиканский уровень
1. Комплексы Кабинета Министров недостаточно эффектно обеспечивают координацию работы своего аппарата, министерств и местных органов власти по реализации правительственных решений, пока не налажена четкая "сквозная" система исполнительской дисциплины на всех уровнях отраслевого и территориального управления.
2. Не обеспечивается тщательный и глубокий анализ хода выполнения отдельных постановлений Кабинета Министров в низовых структурных подразделениях и, особенно, положение дел непосредственно в хозяйствующих субъектах.
3. Отсутствует персональный спрос с руководителей министерств, ведомств и хокимиятов за нарушения и факты низкой исполнительской дисциплины.
4. В текущем году на заседаниях комплексов Кабинета Министров рассмотрен ход исполнения 54 постановлений Правительства. За недостатки в работе 4 заведующим секретариатами объявлен выговор, 2 специалиста освобождены от работы, а принципиальная оценка деятельности руководителей, допустивших формальный подход к организации контроля и проверки исполнения отдельных правительственных решений, отмечена лишь порицанием.
Отсутствие со стороны Комплекса разгосударствления и приватизации (Чжен В. А.) четкой координации и взаимодействия деятельности министерств, ведомств и органов власти на местах, низкая требовательность к низовым структурным подразделениям и их руководителям за своевременное и качественное исполнение правительственных решений привело к повторной проверке реализации порядка размещения акций (постановление № 96 от 5 марта 1998 г.), рассмотрению дважды на заседаниях Кабинета Министров 23 февраля и 29 июля 1998 г. Пересмотрены структура и кадровый состав всей системы Госкомимущества. Приняты дополнительные решения Правительства (№ 272 от 30 июня 1998 г., № 361 от 22 августа 1998 г., N 362 от 22 августа 1998 г.). Однако фактическое исполнение уже новых постановлений недостаточно эффективно обеспечивается отраслевыми комплексами Кабинета Министров.
Другой пример. За последние два года приняты Указ "О введении государственной монополии на производство алкогольной продукции" и 5 постановлений Кабинета Министров: № 398 от 15 августа 1997 г., № 85 от 27 февраля 1998 г., № 213 от 15 мая 1998 г., № 221 от 21 мая 1998 г., № 331 от 4 августа 1998 г. по усилению контроля за ввозом, производством и реализацией алкогольной и табачной продукции.
Вместе с тем до сих пор нет четкой координации этой работы между комплексами общеэкономическим (Хамидов Б.С.), агропромышленным и потребительского рынка (Усманов М.З.) Продолжают иметь место многочисленные факты нелегального ввоза, выпуска и реализации некачественной продукции, использования старых, и поддельных акцизных марок, выдачи лицензий хозяйствующим субъектам без достаточных оснований и требований.
Принятые 5 марта 1996 г. Указ № УП-1384 и постановление № 82 "Об организации деятельности рынков и дополнительных мерах по улучшению обслуживания населения" определили комплекс конкретных мер по коренному улучшению положения дел на дехканских рынках. Однако из-за отсутствия жесткого контроля со стороны комплексов и руководителей хокимиятов, низкой исполнительской дисциплины на местах и либерального отношения к администрации рынков поставленные задачи в полном объеме не реализованы.
В результате, Кабинетом Министров в текущем 1998 г. дополнительно приняты постановления по аттестации работников рынков (от 16 мая 1998 г. N 216) и упорядочении торговли на рынке "Отчопар бозори" (от 18 мая 1998 г. N 218). Кроме того, распоряжением Кабинета Министров от 18 сентября 1998 г. N 458-ф утвержден состав комиссии по экономическим реформам, акционированию и распределению акций на рынках, контролю за выполнением администрацией законов и нормативных актов республики. Однако за истекшие три месяца утверждены лишь положение о комиссии, план работы, а практические меры по реализации правительственных решений не обеспечены.
Во исполнение решений XI сессии Олий Мажлиса приняты Указ и ряд постановлений по реформам в сельском хозяйстве. Утверждены планы контроля, мероприятия по их реализации, проведены региональные семинары и аттестация работников системы агропромышленного комплекса. Эти вопросы 6 раз рассматривались на заседаниях республиканской комиссии и неоднократно на селекторных совещаниях.
Наряду с этим, крайнюю медлительность допускает Минсельводхоз и его территориальные подразделения: из 72 мероприятий, предусмотренных Программой мер, в срок выполнены только 9, с опозданием - 11, а состояние целого ряда других документов невозможно определить из-за их отсутствия. В Совете Министров Республики Каракалпакстан, Бухарском, Джизакском, Кашкадарьинском и Наманганском облхокимиятах собственные решения по формированию ширкатов приняты через 15-20 дней после резолюции хокимов, а решения самих хозяйств только в сентябре-октябре т.г.
2) Отраслевой уровень
Изучение состояния исполнительской дисциплины в министерствах, ведомствах, ассоциациях, корпорациях и их подразделениях выявило отсутствие:
четкого распределения функциональных обязанностей руководителей;
утвержденного Порядка или Положения об организации контроля и проверки исполнения документов;
координации действий в звене: министерство (ведомство) - территориальный отраслевой орган - хозяйствующий субъект.
В АК "Узгоснефтепродукт" во исполнение постановления Кабинета Министров от 18 сентября 1998 г. N 397 "О мерах по совершенствованию работы автозаправочных станций и улучшению обеспечения потребителей республики нефтепродуктами" проведено 2 селекторных совещания, разработаны мероприятия, принят приказ, однако конкретная работа по реализации намеченных мер не обеспечена, нет взаимодействия с областными комиссиями по инвентаризации АЭС и выдаче лицензий. За истекшее время эпизодически изучена работа АЭС в гг. Джизаке, Самарканде и Ташкенте, часть из них на время проверки не функционировала, а отдельные были допущены к работе на основе новых лицензий, выданных с грубыми нарушениями утвержденных правил.
В соответствии с постановлением от 17 марта 1998 г. N 117 "О программе обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом на период 1998-2000 годы" Минмакроэкономстат еще в апреле т.г. должен был внести предложения о передаче на баланс Минкомобслуживания региональных и межрайонных водопроводов, а также о создании единой службы объектов питьевого водоснабжения в Республике Каракалпакстан и областях. С июня по октябрь т.г. Минмакроэкономстат направил 4 письма с просьбой перенести срок рассмотрения. Решения вопроса нет до сих пор.
Отдельные министерства и хозяйственные объединения не обеспечивают реализацию задач постановления Кабинета Министров "О программе мер по углублению рыночных реформ и ускорению социально-экономического развития Наманганской области в период 1998-2000 годы" от 29 июля 1998 г. В компании "Узбекнефтегаз" - решение не принято, в корпорации "Узгосхлопкопромсбыт" приказ издан только через 45 дней, а утвержденные мероприятия не выполняются. В частности, на строительство объектов социальной сферы хлопкозаводов в г. Намангане, Папском и Нарынском районах выделение средств составляет всего лишь от 4,5 до 11 процентов.
3) Территориальный уровень
Одним из самых узких мест в укреплении исполнительской дисциплины является положение дел в звене: Совет Министров Республики Каракалпакстан, облхокимияты - райхокимияты - предприятия, учреждения и организации.
Здесь отсутствует четкая система организации работы с указами, постановлениями и распоряжениями Правительства, принятия по ним собственных решений и оперативного доведения до непосредственных исполнителей, принижена требовательность к руководителям и специалистам за выполнение поставленных в решениях задач.
Безответственно подошли к реализации Указа от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 и постановления Кабинета Министров от 27 мая 1998 г. № 232 по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса практически во всех звеньях управления Республики Каракалпакстан. Советом Министров без тщательной проработки имеющихся недостатков и проблем, без учета местных условий практически переписано постановление Кабинета Министров. Оно выпущено через 2 месяца, а в Ходжелийском, Шуманайском хокимиятах - спустя 95 дней, т.е. только в сентябре и октябре 1998 г. Ход исполнения на местах не изучается и не контролируется. В текущем году на развитие малого и частного бизнеса Каракалпакским отделением Бизнес-Фонда выделено кредитов лишь по 2-м проектам на сумму всего 5,0 млн. сум.
В Наманганском областном хокимияте через 15 дней после резолюции хокима т. Джаббарова принято безликое и неконкретное решение по реализации постановления Кабинета Министров от 24 апреля 1998 г. № 177 по усилению ответственности должностных лиц за экономическую несостоятельность хозяйствующих субъектов и исполнение договорных обязательств. Далее оно не проработано должным образом ни в областных организациях, ни в райгорхокимиятах. 12 октября т.г. за подписью первого заместителя хокима Ф. Турсунова направляется "инструктивное письмо о необходимости усилить эту работу". В результате, по состоянию на 20 ноября 1998 г. в целом по области уровень заключения договоров на поставку продукции составил лишь 18,3%, в т.ч. на экспорт - 0,2%, на получение материально-технических ресурсов - 32,9%.
Недопустимая безответственность, медлительность и недисциплинированность допущена руководителями хокимиятов при реализации постановления Кабинета Министров "О дополнительных мерах государственной поддержки жилищного строительства" от 22 июля 1997 г. № 366. Собственные решения приняты: Советом Министров Каракалпакстана, Джизакским, Кашкадарьинским, Наманганским, Хорезмским областными и Ташкентским городским хокимиятами с интервалом в 2-3 месяца после поручения, а в отдельных подразделениях самого Узжилсбербанка и строительных управлениях в сентябре-ноябре 1997 г. Из предусмотренных на 1998 год к вводу 2661 квартиры на 1 ноября т.г. введено 924 или 35 процентов, из них 764 - в г. Ташкенте, 160 - во всех регионах республики. Программа года освоена "Ташжилинвестстроем" всего на 45,7 процента.
Номер документа:
№12
Дата принятия:
12.01.1999