УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министра юстиции
Республики Узбекистан
от 16.10.2000 г. N 124
ПРАВИЛА
подготовки и принятия ведомственных
нормативных актов
Преамбула
Глава I. Общие положения
Глава II. Подготовка проектов нормативных актов
Глава III. Оформление, согласование и принятие нормативного акта
Глава IV. Государственная регистрация и вступление в силу нормативного акта
Глава V. Заключительные положения
Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров от 9 октября 1997 года N 469 ”О мерах по обеспечению законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств” (СП РУ, 1997 г., N 10, ст.33; 2000 г., N 5, ст.26), пунктом 4 постановления Кабинета Министров от 19 мая 2000 года N 197 ”О совершенствовании порядка принятия нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств” (СП РУ, 2000 г., N 5, ст.26) и регламентируют порядок подготовки, оформления, принятия, государственной регистрации и вступления в силу нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств общеобязательного характера.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1. Полномочия по принятию (изданию) нормативного акта
§ 2. Форма, наименование и срок действия нормативного акта
§ 3. Совместные нормативные акты
§ 1. Полномочия по принятию (изданию) нормативного акта
1. Министерства, государственные комитеты и ведомства принимают нормативные акты общеобязательного характера (далее - нормативные акты) в соответствии с Положением о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 1997 года N 469 ”О мерах по обеспечению законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств” (СП РУ, 1997 г., N 10, ст.33; 2000 г., N 5, ст.26).
В настоящих Правилах под ведомствами понимаются общегосударственные органы управления либо органы управления специальной компетенции, не являющиеся министерствами или государственными комитетами, наделенные исполнительными и |или) распорядительными функциями, а также правом принятия нормативных актов общеобязательного характера (агентства, комиссии, центры, управления и т.д.).
2. Министерства, государственные комитеты и ведомства (далее - министерства и/или ведомства) принимают нормативные акты в пределах их компетенции. Принятие нормативного акта входит в компетенцию министерства или ведомства, если законами Республики Узбекистан, указами, распоряжениями и постановлениями Президента Республики Узбекистан, решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан им предоставлены полномочия по нормативному регулированию вопросов, находящихся в их ведении, либо по принятию конкретных нормативных актов.
Структурные подразделения и территориальные органы министерств и ведомств не вправе издавать нормативные акты общеобязательного характера, за исключением случаев, когда им такое право предоставлено законодательством. Министерства и ведомства не вправе делегировать предоставленные им полномочия по принятию нормативных актов другим органам, в том числе своим структурным подразделениям и территориальным органам.
3. Министерства и ведомства при возникновении вопросов, требующих правового урегулирования, должны своевременно принимать соответствующие нормативные акты, если нормативное регулирование данных вопросов входит в их компетенцию. Министерство юстиции вправе вносить представления в министерства и ведомства о необходимости принятия соответствующего нормативного акта, с указанием срока его разработки.
Срок принятия нормативного акта во исполнение законов, постановлений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
§ 2. Форма, наименование и срок действия нормативного акта
4. Нормативные акты принимаются (издаются) в форме приказов, постановлений, положений, правил, инструкций и указаний. Принятие (издание) нормативных актов в иных формах не допускается.
Не допускается включение нормативных предписаний в документы, не являющиеся правовыми актами (письма, телефонограммы, разъяснения по частным вопросам и др.), а также в правовые акты, имеющие индивидуальный характер. Акты ненормативного характера, содержащие нормативные предписания, подлежат отмене и не применяются.
5. Форма нормативного акта зависит от назначения акта и характера содержащихся в нем предписаний. При этом приказы и постановления могут быть, как нормативными, так и индивидуальными.
6. Нормативные акты издаются в форме приказа при необходимости введения одного или нескольких императивных предписаний. Нормативные приказы издаются самостоятельно министрами и руководителями ведомств.
7. Нормативный акт принимается в форме постановления, если необходимо коллегиальное решение о введении одного или нескольких императивных предписаний. Нормативные акты в форме постановлений принимаются государственными комитетами, отдельными ведомствами, где принятие решений от имени ведомства отнесено к ведению коллегиального органа данного ведомства, а также при принятии совместных актов двумя или несколькими министерствами, государственными комитетами и ведомствами.
8. Нормативные акты принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил, направленных на регулирование комплекса отношений, объединенных на основе общих признаков.
9. Нормативные акты принимаются в форме правил, если их основным содержанием является установление отдельных правовых норм, направленных на регулирование конкретных отношений.
10. Нормативные акты принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правовых норм, направленных на решение вопросов, связанных с регулированием конкретных отношений, или на детализацию и конкретизацию положений нормативных актов, зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан.
11. Нормативные акты принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений актов законодательства.
12. Нормативные акты в форме положений, правил и инструкций утверждаются соответственно приказами или постановлениями (приложения N 1 и 2 к настоящим Правилам).
Утверждение одним приказом или постановлением нескольких положении, правил или инструкций не допускается.
По вопросам, которые можно решить путем внесения изменений и дополнений в действующие нормативные акты, принимаются акты о внесении изменений и дополнений.
13. Нормативный акт должен иметь соответствующее его содержанию и отражающее его предмет регулирования краткое наименование.
В случае, если приказом или постановлением утверждается положение, правила либо инструкция, то наименование приказа или постановления должно содержать указание на утверждение данных актов (приложения N 1 и 2 к настоящим Правилам).
14. Нормативные акты могут приниматься на определенный срок (временные) или на неопределенный срок (постоянные).
Срок действия нормативных актов может ограничиваться:
а) конкретной датой (как правило, не более одного года);
б) наступлением определенного события либо достижением цели нормативного акта.
Номер документа:
N 124
Дата принятия:
16.10.2000