Квалификационная характеристика на врачебную специальность – челюстно-лицевая хирургия.
17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – челюстно-лицевая хирургия.
В соответствии с требованиями специальности челюстно-лицевая хирургия, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2. Правовые вопросы.
3. Общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению.
4. Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию зубо-челюстной области и основные нарушения эмбриогенеза.
5. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии при патологии челюстно-лицевой области. Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
6. Патофизиологию, профилактику и терапию шока и кровопотери.
7. Физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов.
8. Основы иммунобиологии.
9. Общие и функциональные методы обследования больных с челюстно-лицевой патологией. показания и противопоказания к применению рентгеновского и радиологического методов обследования и лечения.
10. Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области, пограничных состояний у взрослых.
11. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
12. Правовые вопросы.
13. Общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению.
14. Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию зубо-челюстной области и основные нарушения эмбриогенеза.
15. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии при патологии челюстно-лицевой области. Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции. и детей, их профилактику, диагностику и лечение.
16. Вопросы асептики и антисептики. раневой процесс и его осложнения, гнойные инфекции.
17. Принципы, приемы и методы обезболивания в челюстно-лицевой хирургии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей.
18. Основы фармакотерапии в хирургической стоматологии.
19. Принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области.
20. Применение физиотерапии в челюстно-лицевой хирургии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
21. Принципы подготовки больных (взрослых и детей) к операции и ведение послеоперационного периода.
22. Вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы. диспансеризацию.
23. Организацию диспансеризации стоматологических больных.
24. Оборудование операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой. хирургический инструментарий, применяемый при различных операциях в челюстно-лицевой области.
25. Вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и военно-полевой хирургии.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, оценить тяжесть состояния больного, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь больному.
2. Определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), интерпретировать их результаты.
3. Провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз, обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к операции, определить показания к госпитализации.
4. Разработать план подготовки больного к экстренной и плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку к операции всех функциональных систем.
5. Обосновать наиболее целесообразную технику операции при данной челюстно-лицевой патологии и выполнить ее в необходимом объеме.
6. Разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений.
7. Оформить медицинскую документацию.
8. Провести диспансеризацию больных.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен обладать следующими специальными знаниями и умениями:
- Осуществлять амбулаторно-консультативный прием, оказывать неотложную помощь при повреждениях лица, челюстей и поверхностных тканей головы и шеи. проводить комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
- Принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам лечебно-профилактической помощи, состоять членом различных общественных и профессиональных организаций, чья деятельность не противоречит целям и задачам врача общей практики, а также действующему законодательству.
- Руководствоваться законодательными и отраслевыми нормативными документами Республики Узбекистан по вопросам охраны здоровья населения.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
Основной обязанностью врача челюстно-лицевого хирурга является:
- оказание первичной и плановой квалифицированной помощи в соответствии с квалификационной характеристикой и полученным сертификатом:
- проведение санитарно-просветительской работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний;
- оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях;
- своевременная консультация и госпитализация больных в установленном порядке;
- оказание лечебных и реабилитационных услуг в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики;
- ведение учетной и отчетной документации по утвержденным формам.
Составители:
С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.)
Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА)
Комиссия использовала:
1.Квалификационные характеристики прошлых лет.
2.Данные 10-й МКБ.
3.Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.
4.Консультации работников ВОЗ.
5.Материалы ряда сайтов Интернета.
6.Статистические формы отчетности.
7.Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
8.Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования.
9.Квалификационные характеристики магистров медицины.