17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – ортодонтия.
В соответствии с требованиями специальности ортодонтия, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1.Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
2.Общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению.
3. Прававые вопросы в стоматологии.
4. Организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение.
5. Основные требования к стерилизации стоматологического оборудования.
6. Правовые вопросы в стоматологии.
7. Топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, инервация и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза.
8. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
9.Биологическую роль и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.
10.Роль гигиены полости рта о предупреждении развития заболеваний зубов и пародонта.
11. Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации.
12.Этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека, клинические проявления патологии в полости рта и показания к применению различных методов лечения в стоматологии.
13.Основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний.
14. Клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику и лечение.
15.Принципы обследования больных врачом стоматологом, значение специальных и дополнательных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний.
16. Показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования.
17. Принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии.
18.Этиологию и патогенез основых стоматологических заболеваний к проков развития, их влияние на органы и системы организма человека.
19. Применение факторов физиотерапии в детской стоматологии.
20. Организацию димпансеризации взрослого и детского населения.
21. Пределы консарвативной терапии зубов в различных возрастных группах.
22.Показания к удалению зубов с целью профлактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонтического лечения и показания к протезированию.
23. Эмбриологию и основные нарушения эмбриогенеза челюстно-лицевой области.
24.Взаимосвязь формирования и прорезывания зубов развитием и ростом челюстей, основное направление роста челюстей.
25.Нормальное строение зубов и челюстей и нарушение этого строения при зубочелюстно-лицевых аномалиях.
26.Нормальное функционнирование зубо-челюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса.
27.Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата.
28. Классификацию зубо-челюстных аномалий.
29.Морфологические изменения в зубо-челюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении.
30. Показания и противопоказания к ортодонтическому лечению.
31.Механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтисеких аппаратов, основные технологические процессы при изготовлении ортодонтических конструкций.
32.Применения методов измерения диагностических моделей челюстей, рентгенологического и других методов функционального и специального обследования.
33.Основные методы вспомогательного хирургического лечения больных с различными зубочелюстными аномалиями.
34. Формы и методы пропогонда здорового оброза жизни.
35.Вопросы организации деятельности медицинской службы гражданской обороны.
В области педиатрической ортодонтии должен знать:
36. Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового ребенка и его зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с другими функциональными системами организма.
37.Причины возникновения патологических процессов в организме и зубочелюстной области, механизм их развития и клинические проявления.
38.Роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболевания зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта.
39. Биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды.
40.Показания к зубному пртезированию, принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам.
41. Клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава.
42. Адаптацию пациентов к зубным протезам и протезам-аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1.Выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, принять необходимые меры.
2. Провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы. зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, свищей и протоков слюнных желез. электродонтодиагностику.
3. Применить лабораторные и рентгенологические методы обследования, интерпретировать их результаты.
4. Выбрать применить метод лечения: аппаратно-хирургический, аппаратно-протетический, аппаратно-миотерапевтический.
5.Обосновать схему, план и тактику ведения больных, провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбрая методы лечения и конструкции протезов, планировать объем и сроки ортодонтического лечения.
6.Провести ортодонтическое лечение до и после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области.
7.Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов.
8.Решать задачи гигиенического обучения и воспитания ортодонтических больных, пользующихся съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами.
9. Осуществлять преемственность в лечении больных с врачами-стоматологами других специальностей.
10.Консультировать больных по направлению врачей других специальностей и организовать консультации больных с неясными формами заболеваний.
11.Проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта, удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зубов.
12. Пропагандировать санитарно-гигиенические знания по профилактике зубочелюстных
аномалий и заболеваний зубов среди населения.
13. Вести медицинскую документацию по установленным МЗ РУ формам.
14. Осуществлять руководство и контроль за работой зубных техников-ортодонтов и медицинского персонала кабинета.
15. Систематически проводить анализ результатов своей работы.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен знать:
- клинику, профилактику, диагностику и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и пороков развития и деформаций;
-аномалий положения отдельных зубов их групп, деформаций зубных дуг, аномалий прикуса;
-специфику лечения больных с врожденными и приобретенными пороками развития в челюстно-лицевой области;
-ортодонтическое и ортопедическое лечение деформаций челюстей воспалительного, травматического и неопластического характера;
- прогноз развития челюстей после перенесенных травм и заболеваний;
- миотерапия и логопедия в челюстно-лицевой ортопедии;
-клинические этапы изготовления и сдачи несъемных конструкций зубных протезов (коронки штампованные из металла, пластмассовые коронки, облицованные коронки, мостовидные протезы, штифтовые зубы, простые конструкции вкладок);
-клинические этапы изготовления и сдачи металлических пластмассовых шин и защитных пластинок больных с переломами челюстей или после пластики неба;
-клинические этапы изготовления и сдачи съемных конструкций зубных протезов (частичных, простых конструкций, бюгельных протезов);
-клинические этапы изготовления и сдачи внеротовых ортодонтических аппаратов: подчелюстных и подбородочных пращей, головных шапочек, шейных повязок, лицевых дуг;
-клинические этапы изготовления и сдачи для лечения больных с врожденными пороками развития лица и челюстно-лицевой области;
-клинические этапы изготовления и сдачи внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов (дуга Энгля, коронка Катца, активная и опорная лингвальные дуги, кольца и коронки с крючками, штангами, рычагами, балочками, спаянные конструкции для активного лечения или закрепления (и сдача внутриротовых) его результатов;
-клинические этапы изготовления и сдача внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;
-одночелюстные механически действующие пластинки с пружинами, винтами, рычагами, резиновой тягой;
- одночелюстные функционально-направляющего межчелюстного действия;
- двухчелюстные функционально-действующие аппараты;функционально-действующие аппараты-вестибулярные пластинки;
- несъемный сложный ортодонтический аппарати.
Должен уметь:
-Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных объемных пластинчатых аппаратов, временных, имитирующих конструкций, бюгельных протезов и протезов-аппаратов.
- оказать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, кроме шока, острой сердечной и дыхательной недостаточности, аллергических реакциях, травмах, отравлениях, переломах, отморожениях, ожогах, кровотечениях.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
-Клинические функциональные пробы дыхания, глотания, речи, жевания, движеня нижней челюсти и языка;
- перкуссия зубов, пальпация мягких тканей в челюстно-лицевой области, аускультация височно-челюстных суставов;
-определение степени подвижности зубов и слизистой оболочки полости рта;
-зодирование зубо-десневых карманов, удаление зубных отложений, кюретаж, орошение, аппликация медикаментов;
- удаление временных и постоянных зубов, корней зубов;
-снятие оттисков с челюстей гипсом и эластичными массами для изготовления рабочих и диагностических моделей челюстей;
-снятие оттисков с челюстей, преддверия полости рта, полости носа при врожденных наращениях твердого неба;
- отливка рабочих и диагностических моделей челюстей;
-определение центральной, привычной окклюзии и конструктивного прикуса;
-припасовка и коррекция внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов;
- припасовка и коррекция внеротовых ортодонтических аппаратов;
-припасовка и коррекция металлических пластмассовых шин и защитных пластинок;
- подготовка корней зубов и коронок к протезированию;
- внутривенное вливание;
- искусственное дыхание;
- закрытый массаж сердца;
- остановка внутреннего и наружного кровотечения;
- иммобилизация конечностей при транспортировке;
- промывание желудка;
- трахеотомия.
Составили:
С.С. Агзамходжаев (Главный стоматолог МЗ РУз.).
Х.П. Камилов (Профессор кафедры терапевтической стоматологии ТМА).
Комиссия использовала:
1. Квалифицированные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ.
3. Опыт кафедр стоматологии ТМА и ТашИУВ.
4. Консультации работников ВОЗ.
5. материалы ряда сайтов Интернета.
6. Статистические формы отчетности.
7. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
8. Гос. Образовательный стандарт высшего медицинского образования.
9. Квалификационные характеристики магистров медицины.
← ctrl предыдущая следующая ctrl →