Квалификационная характеристика на врачебную специальность – гигиена детей подростков.
17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – гигиена детей подростков.
В соответствии с требованиями специальности гигиена детей подростков, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- основы трудового права, научной организации труда;
- основные вопросы социальной гигиены и организации ЦГСЭН РУз;
- санитарное законодательство, правовые основы деятельности санитарных органов;
- основные принципы планирования, формы и методы работы ЦГСЭН;
- организационно-распорядительную документацию, правила делопроизводства;
- организацию работы лабораторий;
- цели и задачи, формы и методы воспитания здорового образа жизни населения;
- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности развивающегося организма, причины возникновения патологических процессов в организме и механизмы их развития;
- принципы гигиенического нормирования химических, физических и биологических факторов окружающей среды, различных видов деятельности и оптимально допустимых нагрузок;
- гигиенические, физиологические, клинические, физические, химические, статистические, лабораторные и инструментальные методы исследования;
- общие законы и критерии эпидемиологии, биоэкологическую характеристику инфекционных болезней, эпидемиологию и факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса;
- вопросы эпидемиологической географии;
- систему противоэпидемических мероприятий;
- принципы профилактики и пути ликвидации инфекционных болезней;
- принципы организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий;
- теоретические основы и гигиенические принципы организации трудовой деятельности;
- медицинские аспекты профессиональной ориентации, методику составления санитарной характеристики профессий;
- теоретические основы рационального питания населения, пищевую ценность важнейших продуктов питания, гигиену пищеблока;
- теоретические основы, организационные формы и методы физического воспитания населения Республики Узбекистан;
- основные положения проектирования, строительства и благоустройства населенных мест (пунктов);
- содержание Государственного санитарного надзора за строительством объектов, его формы и методы;
- содержание, организацию и методы текущего санитарного надзора;
- вопросы организации и деятельности МСГЗ.
II.ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
Предупредительный санитарный надзор:
Санитарный врач должен по гигиене детей и подростков должен уметь:
- оценить земельный участок, отведенный под строительство объекта, оформить заключение по его отводу;
- рассмотреть проект детальной планировки;
- рассмотреть проекты строительства, реконструкции и привязки объектов, провести санитарную экспертизу;
- рассмотреть и составить санитарные задания на проектирование объектов;
- оформлять заключения по рассмотрению проектов планировки и застройки населенных пунктов;
- осуществлять государственный санитарный надзор в процессе строительства объектов;
- принимать участие в работе комиссии по приемке объектов в эксплуатацию;
- составить план-задание по объекту;
- контролировать предприятия-изготовители оборудования и предметов обихода;
- проводить санитарную экспертизу оборудования и предметов обихода.
Текущий санитарный надзор:
Санитарный врач должен по гигиене детей и подростков должен уметь:
- изучать санитарное состояние территорий и объектов;
- анализировать воздействие факторов окружающей среды на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни:
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране здоровья населения и оздоровлению окружающей среды;
- анализировать информацию о состоянии здоровья и заболеваемости населения;
- организовывать и проводить мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости;
- проводить санитарно-гигиеническое обследование объектов;
- владеть методами забора материалов для бактериологических, лабораторных исследований, оценивать результаты, проводить инструментальные замеры, давать заключения;
- составлять акты санитарного обследования объектов и протоколы о санитарных нарушениях;
- пользоваться необходимой аппаратурой, оборудованием, ЭВМ и др.
Организационно-методическая, санитарно-просветительная работа по гигиеническому воспитанию и обучению населения:
Должен уметь:
- составлять планы работы отделения (специалистов);
- работать с директивными, законодательными документами вышестоящих и местных органов и ведомств, готовить материалы, вопросы для обсуждения и принятия решений;
- готовить и проводить конференции, совещания, санэпидсоветы, участвовать в них;
- заполнять учетно-отчетную документацию, составлять отчеты отделения (специалистов);
- внедрять научную организацию труда в работу отделения (специалистов);
- организовывать и проводить мероприятия по распространению гигиенических знаний, воспитанию здорового образа жизни населения, проводить гигиеническое обучение медицинского персонала учреждений и разных групп населения;
- готовить базы передового опыта, конкурсы;
- повышать профессиональную квалификацию специалистов и медицинских работников учреждений;
- работать с письмами и жалобами;
- провести анализ состояния кадров.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Врач по гигиене детей и подростков должен уметь:
- основы социальной гигиены, организационные основы, содержание и задачи ЦГСЭН в области гигиены детей и подростков;
- санитарные правила, нормативные, инструктивно-методические и др. документы, направленные на охрану здоровья детских и подростковых контингентов;
- задачи ЦГСЭН по разделу гигиены детей и подростков (ГДиП);
- организационные формы и методы работы отделения ГДиП, показатели его деятельности;
- содержание работы врача по ГДиП по контролю за учреждениями для детей и подростков;
- методы и методика, используемые в ГДиП, профессионально-должностные требования к специалистам по ГДиП;
- сроки и организацию проведения обязательных профилактических медицинских обследований персонала учреждений для детей и подростков;
- состояние здоровья детей и подростков, факторы, его формирующие, показатели состояния здоровья;
- современные подходы и методы изучения и оценки состояния здоровья, физического развития детских и подростковых коллективов;
- принципы комплексной оценки состояния здоровья в организованных коллективах;
- возрастную структуру и виды заболеваемости;
- распространенность основных форм заболеваний у детей и подростков;
- систему медицинского обслуживания детей и подростков и его содержание в учебно-воспитательных учреждениях;
- особенности влияния различных факторов окружающей среды на организм в период роста и развития здоровых детей и подростков и детей с ослабленным здоровьем и дефектами развития;
- принципы организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий,
предупреждающих неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды на детей и подростков;
- задачи специалиста по гигиене детей и подростков в системе организации медицинского обеспечения детского и подросткового населения;
- основы организации и гигиенические требования к режиму и деятельности организованных детских коллективов;
- содержание учебно-воспитательного процесса в учреждениях общественного воспитания детей дошкольного возраста;
- физиологические основы построения суточного режима детей и подростков и его составных компонентов;
- основные направления реформы общеобразовательной школы и пути ее реализации;
- критерии определения «школьной зрелости» и функциональной готовности детей к обучению в школе;
- особенности построения учебно-воспитательного процесса и режима для детей 6-ти (или 7-ми) летнего возраста;
- основные разделы и гигиенические принципы организации трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;
- особенности условий труда и гигиенические требования к учебным и учебно-производственным мастерским разного профиля;
- гигиеническую характеристику факторов производственной среды и их влияние на детей и подростков;
- методику проведения профориентации, врачебно-профессиональной консультации учащихся и ее организационные формы;
- задачи физического воспитания детей и подростков, его содержание, средства и организационные формы, возрастные гигиенические нормы суточной двигательной активности;
- содержание и организацию физического воспитания детей дошкольного возраста, содержание комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и его профессионально-прикладную направленность;
- особенности физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- содержание, формы и методы закаливания детей в разных типах учреждений для детей и подростков;
- санитарно-гигиенические требования к местам занятий физкультурой и cпортом;
- содержание врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием детей и подростков;
- нормативные документы МЗ, Министерства народного образования, Министерства труда и социальной защиты населения по вопросам питания детей и подростков от 1 до 17 лет и организованных детских и подростковых коллективов;
- нормы потребления энергии, белков, жиров и углеводов детей и подростков от 1 года до 17 лет;
- действующие нормы питания (наборы продуктов) на 1 ребенка во всех типах учреждений для детей и подростков;
- методы изучения и оценки питания организованных детских коллективов;
- особенности организации питания в разных типах учреждений для детей и подростков;
- санитарные правила приготовления, хранения пищевых продуктов, сроки реализации скоропортящихся пищевых продуктов;
- гигиену пищеблоков и требования к санитарно-техническому состоянию пищеблоков;
- гигиенические принципы размещения в населенном пункте учреждений для детей и подростков;
- основные положения проектирования и строительства учреждений для детей и подростков;
- гигиенические требования к земельному участку, архитектурно-планировочным решениям зданий, отдельным (основным) помещениям;
- гигиенические требования к санитарному благоустройству и оборудованию;
- критерии оценки воздушно-теплового и светового режима;
- требования к основной детской и учебной мебели, оборудованию и инструментарию и др.;
- основные этапы и содержание предупредительного санитарного надзора при проектировании и строительстве детских и подростковых учреждений;
- объем и программу действий при проведении предупредительного санитарного надзора;
- методики рассмотрения проектов;
- гигиеническую характеристику и оценку строительных и отделочных материалов;
- объем и программу действий за производством и реализацией предметов обихода для детей и подростков;
- особенности расчета сети и проектирования внешкольных учреждений;
- гигиенические требования к организации условий работы и режиму деятельности кружков, групп, секций различного профиля, плавательных бассейнов;
- задачи и организацию оздоровительных учреждений разного типа;
- особенности суточного режима, физического воспитания, питания, организации общественно-полезного труда в летних и лечебно-оздоровительных учреждениях разного типа для детей и подростков.
- сформулировать цели и задачи деятельности отделения ГДиП (отдела) на конкретный период, составить план работы (годовой, квартальный, месячный), определить место отделения ГДиП в комплексном планировании;
- составить план оздоровительных мероприятий на объекте;
- оценить деятельность отделения ГДиП, вычислить показатели оперативной деятельности отделения ГДиП, показатели результативности;
- разработать программу для проведения тематических обследований, разработать схемы проведения рейдовых и смотровых обследований;
- осуществлять санитарный контроль за детскими и подростковыми учреждениями, за соблюдением в них санитарно-противоэпидемического режима;
- правильно оформлять организационно-распорядительную документацию в отделении ГДиП;
- собрать необходимую информацию по состоянию здоровья детей и подростков организованных коллективов для планирования оздоровительных мероприятий, оценки их эффективности;
- сгруппировать материал в таблицы для последующего анализа;
- вычислить относительные показатели;
- анализировать материал с целью обоснования планирования оздоровительных мероприятий;
- анализировать материал для оценки эффективности оздоровительных мероприятий;
- пользоваться методикой составления комплексной программы по охране и укреплению здоровья организованного детского населения;
- использовать в работе гигиенические принципы построения суточного и учебно-воспитательного режима;
- выбрать и практически применять методики исследований, наиболее оптимальные для изучения суточного режима, режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- провести гигиеническую оценку суточного режима дня в учебно-воспитательных учреждениях;
- контролировать выполнение основных требований к организации и содержанию режима дня в различных учебно-воспитательных учреждениях;
- требовать соблюдение условий по организации режима дня и обучения детей 6-ти (или 7-ми) летнего возраста;
- способствовать реализации особенностей воспитания, обучения и режима дня детей с отклонениями в развитии и хроническими заболеваниями;
- оценить соответствие видов общественно-полезного и производительного труда, профиля обучения и конкретных профессий по возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся;
- применить методику хронометража для оценки построения и организации урока труда в школе и других видов трудовой и профессиональной деятельности учащихся;
- составить схему обследования учебных мастерских школ, учебно-производственных
мастерских лицей, колледжей, учебных цехов школ и базовых предприятий, провести обследование этих объектов и дать им гигиеническую оценку;
- планировать необходимый объем лабораторно-инструментальных исследований с учетом профиля мастерских и условий труда учащихся;
- составить план мероприятий по улучшению организации трудового и профессионального обучения учащихся;
- пользоваться методикой количественного измерения и гигиенической оценки суточной величины двигательной активности детей и подростков;
- дать гигиеническую оценку полноты используемых средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста, оценить структуру урока физической культуры в общеобразовательной школе;
- дать гигиеническую оценку организации и проведения профессионально-прикладной физической подготовки учащихся школ, лицей и колледжей;
- оценить особенности организации физического воспитания детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья;
- оценить режим и условия учебно-тренировочных занятий учащихся ДЮСШ и классов, специализированных по видам спорта (спортивных) общеобразовательных школ;
- оценить организацию занятий в школах-интернатах спортивного профиля;
- определить неблагоприятные факторы среды в местах занятий физкультурой и спортом и дать им гигиеническую оценку;
- составить схему обследования, оценить устройство и эксплуатацию плавательного бассейна;
- изучить, оценить и дать предложения по рационализации питания в организованных детских и подростковых коллективах;
- разработать комплекс профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению пищевых отравлений в организованных детских и подростковых коллективах;
- провести гигиеническое изучение и оценку земельного участка;
- провести гигиеническое изучение и оценку здания;
- изучить и оценить воздушно-тепловой и световой режим в помещениях для детей и подростков:
- оценить оснащение учебно-воспитательных учреждений мебелью, оборудованием, определить правильность размещения и организацию рабочего места детей и подростков в соответствии с возрастом и ростом;
- дать гигиеническую оценку игрушкам, одежде, обуви и др. предметам;
- дать гигиеническую оценку школьным учебникам, книгам школьно-письменным принадлежностям;
- рассчитать и оценить проектируемую и существующую сеть детских и дошкольных
подростковых учреждений;
- оценить условия среды и режим работы внешкольных учреждений;
- оценить режим дня в разных типах летних оздоровительных учреждений и его специфику;
- оценить организацию труда школьников в лагерях для старшеклассников;
- оценить зону рекреации на естественном водоеме и контролировать качество воды в местах купания;
- контролировать условия отдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях;
- проверить представленные градостроительные расчеты, определить КЕО и инсоляцию в проектной документации, оценить архитектурно-проектировочное решение проектов, оценить инженерно-техническое оборудование;
- выбрать, рекомендовать для внедрения данные по результатам исследования воды, воздушной среды, освещения, уровня шума и вибрации;
- подготовить материалы для рассмотрения на санитарно-техническом экспертном совете;
- оценить возможность использования строительных и отделочных материалов;
- оценить возможность использования сырья и материалов для изготовления мебели, игрушек и предметов детского обихода;
- проводить выборочный контроль за выпуском игрушек и др.;
- направить исследуемый материал на анализ и оформить необходимую документацию.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- измерения относительной влажности воздуха;
- измерения скорости движения воздуха;
- измерения уровня естественной освещенности;
- измерения уровня искусственной освещенности;
- измерения яркости освещения;
- отбора проб рациона питания на калорийность и полноту вложения основных питательных веществ;
- сбора проб на определение содержания аскорбиновой кислоты в искусственно витаминизированных блюдах;
- определения содержания аскорбиновой кислоты в искусственно витаминизированном блюде экспресс - методом;
- отбора блюд для определения общей микробной обсемененности;
- сбора смывов с предметов, оборудования и др. на наличие кишечной палочки и яиц гельминтов;
- сбора проб воды для определения физико-химических и бактериальных показателей;
- отбора проб воздуха на определение содержания пыли, углекислого газа, бактериологической загрязненности;
- измерения функциональных размеров мебели;
- определения угла рассматривания;
- измерения расстояния между рядами мебели, рабочими местами, столиками и др. оборудованием;
- оценки оформления школьных учебников (коэффициента отражения, просвечиваемости, гладкости, размеров шрифтов, апроша, интерлиньяжа, длины строки и др.);
- определения уровня и спектра шума;
- определения прочности фиксации краски детских игрушек, токсичности;
- измерения статического электрического потенциала.