Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.
17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – лабораторное дело.
В соответствии с требованиями специальности лабораторное дело, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
Законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы,
определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
Основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий.
Основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний.
Основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы.
Основы международной и отечественной классификации болезней (мкб, окб).
Современные направления развития медицины.
П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Вопросы организации работы в клинико-диагностической лаборатории (директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях, положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий).
2. Система организации лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1.Современные методы лабораторной диагностики.
2.Оценка и интерпретация результатов исследования.
3.Работа по внедрению новых методов исследования и оборудования.
4.Проведение экспертной опенки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов.
По общим вопросам лабораторной диагностики:
- Правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований; приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;
- влияние терапии на лабораторные показатели; влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований; влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячный циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.
По контролю качества лабораторных исследований:
- Внутрилабораторный, межлабораторный КК. Порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;
- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.
По биохимическим исследованиям:
- Основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;
- основные принципы и проведение иммуноферментного анализа;
- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов.
- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;
- лейкопоэз. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;
- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии;
- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга
- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитических анемий;
- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;
- агранулоцитозы геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;
- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях.
По общеклиническим исследованиям:
- Способы сбора мокроты, получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препаратов для лабораторного исследования. Исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;
- клинико-диагностическое значение фракционного дуоденального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;
- копрологическое исследование, условия получения материала. Физические и химические свойства кала. Клинико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира;
- получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;
- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. . Принципы методов обнаружения кетоновых тел;
- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии;
- определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;
- получение материала при заболевании женских половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;
- морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семейной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.
По паразитологическим исследованиям:
- Основные морфологические характеристики гельминтов;
- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы:
- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета;
-исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.
III.ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
Пообщимвопросамдиагностическойработы:
- Поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;
- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патолого-анатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования больного;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- Получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;
- приготовить реактивы; обработать химическую посуду; построить калибровочные кривые;
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);
- адаптировать реактивы для используемой аппаратуры.
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
- оценить результаты биохимических исследований;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);
- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;
- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов;
- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и другими препаратами;
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.
По гематологическим исследованиям:
- Взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;
- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;
- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов, подсчитать миелограмму, оценить результаты;
- провести исследование гемограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;
- провести исследование гемограммы при анемиях, оценить полученные результаты;
- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;
- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;
- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.
По общеклиническим исследованиям:
- Взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;
- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, обшей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты:
- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить полученные результаты;
- определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот.
- выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стер-кобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;
- определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;