Квалификационная характеристика на врачебную специальность – педиатрия.
17.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – педиатрия.
В соответствии с требованиями специальности педиатрия, врач должен знать и уметь:
I.ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья
граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских, работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения РУзв форме приказов, положений, правил и инструкций» определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.
2. Государственные программы и документы, регламентирующие охрану материнства и детства.
3.Общие вопросы организации педиатрической помощи в республике.
4. Особенности анатомии, нормальной и патологической физиологии детского возраста.
5. Закономерности физического и психомоторного развития детей.
6. Гигиенические основы воспитания и закаливания детей.
7. Общие вопросы генетики и иммунологии в педиатрии.
8. Причины возникновения патологических процессов в организме детей различного возраста, механизмы их развития.
9. Симптоматика заболеваний, их профилактика, диагностика и лечение.
10. Методы обследования больного, показания и противопоказания к их проведению.
11. Санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия поохране здоровья детей, противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
12. Питание и кормление здоровых и больных детей.
13. Основы педиатрической фармакотерапии. Механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;
14. Стандарты диагностики и лечения болезней детского возраста.
15. Реабилитация больных и детей-инвалидов.
16. Санитарно-просветительная работа среди населения.
П. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка;
- оценить школьную зрелость;
- оценить детей по принадлежности к группам здоровья, дать рекомендации по воспитанию и вскармливанию;
- выделить детей группы риска;
- владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
- получить информацию о здоровом и больном ребенке.
2. Применить и провести объективные методы обследования.
3. Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды, система для инфузионной терапии, транспортные шины, аппаратура для ингаляции, электроотсос, дыхательный мешок "Амбу", кислородная палатка, интубационные трубки, дренажные системы и др.).
3. Врач-педиатр должен определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, провести дифференциальную диагностику, установить диагноз, обосновать план и тактику ведения больного, предусмотреть возможные осложнения:
- клиническая оценка результатов лабораторных и специальных методов диагностики;
- данные функционального исследования органовдыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек и других внутренних органов;
- показатели функции внешнего дыхания;
- данные ЭКГ, ФКГ, реовазографии;
- данные ультразвукового исследования различных органов;
- данные рентгенологического исследования органов грудной клетки, брюшной полости, черепа и др.;
- данные специальных исследований центральной и вегетативной нервной системы;
- осуществить экстренные противоэпидемические мерыи мероприятия при экстренных ситуациях;
- определить показания к госпитализации и организовать ее;
- определить степень нарушения гомеостаза и применить меры к его нормализации.
4. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
5. Составить план своейработы и среднего медицинского персонала.
6. Составить отчет о работе за год и провести анализ этой работы.
7. Провести анализ детской смертности.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1.Должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих неотложных состояниях:
- клиническая смерть (остановка сердца, остановка дыхания);
- энцефалические реакции. Отек-набухание головного мозга. Судорожный синдром;
- острые аллергические реакции (анафилактический шок, отекКвинке и др.);
- отравления. Травмы (переломы, вывихи и др.);
- электротравма, поражение молнией;
- ожоги, отморожения. Утопление. Удушение;
- инородные тела;
- острый живот (аппендицит, перитонит, инвагинация кишечника, приступы острого панкреатита, калькулезного холецистита и др.);
- кровотечения (носовые, легочные, желудочно-кишечные и др.);
- диабетическая, гипогликемическая комы;
- вегетативно-висцеральные пароксизмы;
- неотложные состояния при психических расстройствах.
2. Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих
заболеваниях:
2.1. Основные синдромы и заболевания периода новорожденности (асфиксия, СДР, родовые травмы, гемолитическая болезнь ноаворожденных, внутриутробные инфекции, сепсис и др.), а также их осложнения и последствия.
2.2. Заболевания органов дыхания (Острые бронхолегочные заболевания: острый бронхит, острый обструктивный бронхит, бронхиолит, острый облитерирующий бронхиолит, рецидивирующий бронхит, рецидивирующий обстрк\уктивный бронхит, пневмония. Хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хроническая пневмония. Пороки развития трахеи, бронхов, легких и легочных сосудов, бронхолегочная дисплазия, группа альвеолитов (экзогенные, аллергический альвеолит, токсический и идиопатический фиброзирующий альвеолит). Плевриты. Легочная форма муковисцидоза).
2.3. Болезни сердца и сосудов (Ревматизм. Приобретенные пороки сердца. Неревматические кардиты. Врожденные пороки сердца. Нарушение ритма. Сосудистые дистонии. Сердечно-сосудистая недостаточность. Диффузные болезни соединительной ткани).
2.4. Заболевания органов пищеварения у детей (Хронический гастрит, дуоденит, энтероколит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона. Заболевания печени и желчевыводящей системы: хронические гепатиты, циррозы, дискинезии желчевыводящих путей, хронические холециститы и холангиты. Острый и хронический панкреатит. Заболевания с синдромом мальабсорбции (лактозная недостаточность, глютеновая энтеропатия, непереносимость белков коровьего молока, экссудативная энтеропатия, кишечная форма муковисцидоза).
2.5. Заболевания почек и мочевыводящих путей у детей (Острый и хронический гломерулонефрит. Дисметаболические нефропатии, тубулопатии. Острая и хроническая почечная недостаточность. Инфекция мочевыводящих путей. Пиелонефрит. Интерстициальный нефрит).
2.6. Иммунодефициты и аллергические заболевания (Становление и развитие иммунной системы у детей. Наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные синдромы и состояния. Бронхиальная астма, респираторный аллергоз. Лекарственная и пищевая аллергия).
2.7. Заболевания обмена веществ (галактоземия, фруктоземия, гликогенозы, липоидозы).
3. Проводить дифференциальную диагностику заболеваний.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
1.Организация антенатальной охраны плода и медицинского обслуживания новорожденного.
2.Мониторинг роста и развития ребенка.
3.Организация питания и кормления здорового и больного ребенка.
4.Дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов
клинических, лабораторных и инструментальных методов диагностики заболеваний: органов дыхания у детей (оценка степени ДН, показателей КОС, данных рентгенологических исследований, спирографии); сердечно-сосудистой системы (оценка степени ССН и его разновидность, подбор и расчет сердечных гликозидов, анализ данных ЭхоКГ, расшифровка ЭКГ, КИГ); органов пищеварения (проведение и оценка результатов фракционного исследования желудочного и дуоденального зондирования; анализ данных УЗИ, ЭФГДС, рентгенографии ЖКТ); заболеваний почек и мочевыводящих путей (рентгенография, урография, УЗИ); имунодефицитных и аллергологических заболеваний (расшифровка иммуннограмм, постановка специфических аллергологических проб и их оценка).
5. Подбор и расчет схем лечения и дозировок лекарственных препаратов при лечении заболеваний у детей различных возрастов.