16.03.2009
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. Должен знать профилактику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих состояниях:
– аллергические реакции;
– ларингоспазм;
– бронхоспазм;
– остановка сердца;
– внутриорганное кровотечение, возникшее в процессе выполнения эндоскопического исследования;
– перфорация полого органа;
– острая сердечная и дыхательная недостаточность;
– остановка дыхания и сердечной деятельности.
2. Должен иметь навыки:
– знать клинику, диагностику, профилактику и принципы лечения основных заболеваний легких (острого и хронического бронхита, бронхиальной астмы, острой и хронической пневмонии, рака легких, доброкачественных опухолей легких, диссеминированных заболеваний легких);
– знать клинику, диагностику, профилактику и принципы лечения основных заболеваний желудочно-кишечного тракта (эзофагита, гастрита, язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, рака и доброкачественных опухолей желудка, двенадцатиперстной кишки и толстой кишки, заболеваний оперированного желудка, хронических колитов, гепатита и цирроза печени, панкреатита и холецистита, опухолей гепатопанкреатодуоденальной зоны);
– владеть техникой эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, бронхоскопии, используя при этом все приемы для детального осмотра слизистой пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки (при эзофагогастродуоденоскопии), всех отделов толстой и терминального отдела подвздошной кишки (при колоноскопии) трахеобронхиального дерева, вплоть до бронхов 5 порядка (при бронхоскопии);
– владеть техникой дуоденоскопии и эндоскопической ретроградной панкреатохолангиографии (ЭРПХГ) и знаниями патологических состояний органов панкреато-билиарной системы;
– визуально четко определять анатомические границы физиологических сужений и отделов исследуемых органов;
– правильно оценивать ответные реакции сфинктерных аппаратов исследуемых органов в ответ на введение эндоскопа и воздуха;
– в условиях искусственного освещения и некоторого увеличения правильно отличать макроскопические признаки нормального строения слизистых от патологических проявлений в них;
– производить прицельную биопсию из патологических очагов слизистых оболочек;
– фиксировать материал биопсии для гистологического исследования;
– правильно делать мазки-отпечатки для цитологического исследования.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Извлекать инородные тела из трахеобронхиального дерева, верхних отделов желудочно-кишечного тракта и толстой кишки во время эндоскопического исследования;
2. Выполнять местный гемостаз во время эндоскопических исследований;
3. Выполнять эндоскопическое удаление доброкачественных опухолей, полипов, папиллом из пищевода, желудка и толстой кишки;
4. Проводить расширение рубцовых сегментов пищевода и стенозированных пищеводно-желудочных, пищеводно-кишечных, желудочно-кишечных и билио-дуоденальных анастомозов бужированием и диатерморасширением;
5. Осуществить диатермотунелизацию стенозирующей опухоли пищевода и кардиоэзофагеального перехода;
6. Установить зонд для проведения назо-гастрального или назо-энтерального питания при стенозах и недостаточности швов анастомоза;
7. Выполнять папиллосфинктеротомию и извлечение камней из билиарных протоков при ЭРПХГ;
8. Установливать назо-билиарный и «потерянный» билио-дуоденальный дренажи;
9. Выполнять склеротерапию варикозных вен пищевода;
10. Проводить санацию трахеобронхиального дерева;
Составитель:
Л.П.Струсский (главный специалист по эндоскопии МЗ РУз).
Комиссия использовала:
1.Опыт работы Республиканского эндоскопического Центра (Эндоскопического отделения РСЦХ им.акад.В.Вахидова).
2.Нормативные материалы по организации работы эндоскопической службы вУзбекистане (приказ №523 от 27.08.1999 г.).
3.Квалификационная характеристика врача-эндоскописта (приложение №10 к приказу МЗМП РФ №222 от 31.05.1996 г.).
4. Статистическая форма отчетности.