16.03.2009
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Организовать проведение профилактических мероприятий на участке.
2. Проводить противотуберкулезную пропаганду и санитарное просвещение среди больных, их родственников и лиц, контактирующих с больными туберкулезом.
3. Получить информацию о заболевании; применить объективные методы исследования больного, выявить признаки заболевания; оценить тяжесть состояния больного; оказать необходимую экстренную помощь.
4. Назначить в необходимой последовательности лабораторные анализы и оценить их результаты; интерпретировать данные прямой и боковой рентгенограммы грудной клетки, а также томографии легких и средостение.
5. Определить показания к бронхоскопии и биопсии, оценить их результаты.
6. Сформулировать диагноз туберкулеза органов дыхания, определить его форму и фазу течения, а также установить осложнения этого процесса; провести дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями органов дыхания у детей; назначить комплексную терапию.
7. При показаниях своевременно направить больного для проведения хирургической операции.
8. Определить характер остаточных изменений после клинического излечения и риск их реактивации в последующем, сопутствующие туберкулезу заболевания и определить лечебную тактику по отношению к ним.
9. Выявить внелегочные локализации туберкулеза.
10. Решить вопрос о возможности ребёнка посещать здоровый коллектив.
11.Осуществить диспансеризацию больных туберкулезом детей из группы риска по развитию заболевания.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. Эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в районе обслуживания.
2. Клинико-рентгенологические и лабораторные характеристики:
2.1. Первичных форм туберкулеза органов дыхания взрослых, детей и подростков:
а) ранний период первичной инфекции;
б) туберкулезная интоксикация;
в) туберкулез внутригрудных л/узлов;
г) туберкулезный комплекс.
2.2. Очагового туберкулеза
2.3. Диссеминированного туберкулеза
2.4. Инфильтративного туберкулеза.
2.5. Туберкуломы.
2.6. Кавернозного и фиброзно-кавернозного туберкулеза.
2.7. Туберкулезного плеврита.
2.8. Туберкулеза гортани, трахеи и бронхов.
3. Провести дифференциальную диагностику этих форм от других клинических форм туберкулеза органов дыхания и дифференцировать с нетуберкулезными заболеваниями органов дыхания и средостения у детей и подростков (саркоидоз органов дыхания; опухоли и кисты средостения; пороки развития легкого; диссеминированных поражений легких неспецифической природы; хронических бронхитов, метастатических опухолей легких, коллагеновых болезней, редких заболеваний легких); рака легких и доброкачественных опухолей легкого; острой затяжной и хронической пневмонии; профессиональных заболеваний легких; микобактериозов; плевритов воспалительной, опухолевой и др. этиологии.
4. Определить показания для лечения противотуберкулезными химио-препаратами, определить их дозировки, методы введения, а также продолжительность курса стационарной химиотерапии.
5. Определить показания к хирургической операции при туберкулезе органов дыхания в случае возникновения осложнений или при недостаточной эффективности противотуберкулезной химиотерапии, совместно с хирургом решить вопрос о переводе больного в специализированные отделения.
6. Определить срок завершения стационарного лечения больного в санаторных и амбулаторных условиях и дать соответствующие врачебные рекомендации врачу санатория или диспансера, а также определить трудоспособность больного.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
1. Пункция периферической вены.
2. Пункция периферического лимфатического узла.
3. Определение группы крови.
4. Плевральная и спинно-мозговая пункции.
5. Постановка кожных туберкулезных проб, вакцинации и ревакцинации БЦЖ.
6. Наложение диагностического и лечебного пневмоторакса и пневмоперитонеума.
7. Забор промывных вод бронхов.
8. Интратрахеальное введение через гортанный шприц лекарственных средств и с помощью катетера.
9. Освобождение верхних дыхательных путей от инородных тел.
10. Искусственная вентиляция легких.
11. Непрямой массаж сердца.
Составитель:
Ф.Т.Абсадыкова (главный фтизиатр-педиатр МЗ РУз)
Д.И.Ахмедова (главный педиатр МЗ РУз)
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ.
3. Опыт кафедр фтизиатрии ТашИУВ и ТМА.
4. Работы учёных в области фтизиатрии Узбекистана, России и Казахстана.
5. Консультации работников ВОЗ.
6. Материалы ряда сайтов Интернета.
7. Статистические формы отчётности.
8. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
9. Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования
10.Квалификационные характеристики магистров медицины.