16.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – сурдология-оториноларингология.
В соответствии с требованиями специальности сурдология-оториноларингология, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- Основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации оториноларингологической помощи в стране, организации работы скорой и неотложной помощи при ЛОР патологии;
- вопросы организации сурдологической помощи в стране;
- анатомию и физиологию органа слуха (у взрослых и детей);
- методы исследования слухового анализатора;
- исследование слуха шепотной и разговорной речью;
- камертональные пробы;
- тональную пороговую аудиометрию;
- надпороговые аудиометрические тесты;
- импедансометрию;
- речевую аудиометрию;
- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику различных форм поражения органа слуха у взрослых и детей;
- вестибулометрию;
- вопросы реабилитации слуха у взрослых и детей;
- основы фониатрии;
- вопросы экспертизы трудоспособности;
- профессиональные заболевания уха;
- принципы подготовки детей к слухопротезированию;
- вопросы организации диспансеризации детей с нарушенным слухом;
- формы и методы санитарного просвещения.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- Получить информацию о начале заболевания;
- определить необходимость специальных методов исследования;
- применить субъективные и объективные методы исследования слуха взрослого и ребенка;
- назначить соответственное лечение, учитывая этиологию, патогенез, давность заболевания органа слуха;
- обосновать меры реабилитации слуха с учетом возраста, степени снижения слуха, наличия дефектов речи;
- проводить санитарно-просветительскую работу по предупреждению ЛОР заболеваний и тугоухости у детей;
- оформить медицинскую документацию.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен уметь оказать необходимую помощь при следующих состояниях:
- анафилактический шок, острая кровопотеря, острая сердечная и дыхательная недостаточность, острые интоксикации.
Специалист сурдоотоларинголог должен уметь установить диагноз и провести необходимое обследование:
- скриининг-диагностику дефектов слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;
- по кохлеопальпебральному рефлексу;
- по повороту головы и глаз под воздействием звука;
- исследование слуха камертонами;
- опыт Ринне;
- опыт Вебера;
- опыт Левиса-Фидериче;
- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);
- определение порогов слуха по воздушной и костной проводимости;
- качественная и количественная характеристика потери слуха;
- тональная и надпороговая аудиометрия;
- тест ДПИ;
- определение баланса громкости;
- определение порогов дискомфорта;
- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;
- определение обратной адаптации;
- импеданосометрия;
- речевая аудиометрия;
- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам.
Вестибулометрия при поражении органа слуха:
- особенности вестибулометрии у новорожденных и детей раннего возраста;
- методы вестибулометрии;
- вращательная проба;
- калорическая проба;
- координационная проба.
Клиническую симптоматику и аудиологическую характеристику заболеваний органа слуха у взрослых и детей:
- заболевания среднего уха:
- острые и хронические средние отиты;
- рецидивирующий средний отит;
- экссудативный средний отит;
- адгезивный средний отит;
- тимпаносклероз;
- отосклероз;
- заболевания внутреннего уха;
- кохлеарный неврит.
Вопросы реабилитации слуха:
- вопросы слухопротезирования детей;
- характеристика слуховых аппаратов;
- причины и сроки возникновения тугоухости, в том числе детской;
- степень понижения слуха и прогноз реабилитации;
- условия успешной реабилитации;
- хирургическая реабилитация слуха;
- хирургическая реабилитация слуха при хроническом гнойном среднем отите и его осложнениях.
Хирургическая реабилитация слуха при негнойных воспалительных заболеваниях среднего уха:
- социальная реабилитация тугоухих и глухих;
- сурдопедагогическая деятельность в центре:
- специальные дошкольные и школьные учреждения для тугоухих и глухих;
- социальная адаптация тугоухих и глухих детей в специализированных детских учреждениях системы министерства просвещения.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- Передняя и задняя риноскопия;
- фарингоскопия;
- ларингоскопия (прямая и непрямая);
- отоскопия;
- исследование дыхательной функции носа;
- зондирование полости носа и носоглотки;
- пальцевое исследование носоглотки и глотки;
- пальпаторное и перкуторное исследование ЛОР-органов;
- исследование слуха шепотной и разговорной речью;
- камертональное исследование слуха;
- определение проходимости слуховых труб;
- катетеризация слуховых труб;
- вестибулометрия;
- пневматическая проба уха;
- проведение координаторных проб;
- зондирование надбарабанного пространства;
- криовоздействие на носовые раковины;
- пункция верхнечелюстной пазухи;
- передняя и задняя тампонада полости носа;
- промывание лакун небных миндалин;
- смазывание миндалин и задней стенки глотки;
- срочная интубация;
- промывание наружного слухового прохода;
- продувание слуховой трубы;
- пневмомассаж барабанной перепонки;
- анемизация устья слуховой трубы;
- туалет слухового прохода;
- промывание полостей среднего уха и введение лекарственных веществ;
- туалет после общеполостной операции;
- скрининг-диагностика нарушений слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;
- по кохлеопальпебральному рефлексу;
- по повороту головы и глаз под воздействием звука;
- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);
- тональная надпороговая аудиометрия;
- тест ДПИ;
- определение баланса громкости;
- определение порогов дискомфорта;
- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;
- определение обратной адаптации;
- импедансометрия;
- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам;
- вестибулометрия при поражении органа слуха.
|
Составители:
|
1
|
Гафур-Охунов М.А. (Главный онколог Минздрава РУз).
|
2
|
Джумаев Н.У. (Специалист клиники РОНЦ).
|
3
|
Набиев А.М. (Консультант Минздрава РУз по офтальмологии).
|
4
|
Нуритдинов К.Р. (Главный детский онколог Минздрава РУз).
|
5
|
Хакимов А.М. (Консультант МЗ. РУ по оториноларингологии).
|
6
|
Икрамов А.И. (Консультант МЗ. РУ по лучевой диагностике).
|
7
|
Шокиров Э.А. (Зав. каф. рентгенологии ТашИУВ).
|
8
|
Фазилов А.А. (Зав. каф. ультразвуковой диагностики ТашИУВ).
|
9
|
Бузруков Б.Т. (Консультант МЗ. РУ по дет. офтальмологии).
|
10
|
Заретдинов Д.А. (Главный радиолог Минздрава РУз).
|
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные 10-й МКБ
3. Опыт каф. оториноларингологии ТашИУВ.
4. Работы ученых в области оториноларингологии Узбекистана и России.
5. Консультации работников ВОЗ.
6. Материалы ряда сайтов Интернета.
7. Статистические формы отчетности.
8. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
9. Гос.образовательный стандарт высшего медицинского образования.
10. Квалификационные характеристики магистров медицины.
← ctrl предыдущая следующая ctrl →