16.04.2018
ЗАКОН
Республики Узбекистан
Об общественном контроле
Принят Законодательной палатой 15 ноября 2017 года
Одобрен Сенатом 29 марта 2018 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений (далее – государственные органы).
Статья 2. Законодательство об общественном контроле
Законодательство об общественном контроле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Законодательством могут быть установлены особенности осуществления общественного контроля профессиональными союзами.
Осуществление общественного контроля в сфере подготовки и проведения референдумов, выборов, а также обороны, общественной безопасности и правопорядка, оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, судопроизводства, исполнения наказаний регламентируется отдельными актами законодательства.
Статья 3. Субъекты общественного контроля
Субъектами общественного контроля являются граждане Республики Узбекистан (далее – граждане), органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.
Общественный контроль может осуществляться также общественными советами, комиссиями и иными общественными организационными структурами в соответствии с законодательством.
Статья 4. Объект общественного контроля
Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов и их должностных лиц по:
учету общественных интересов, общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития;
обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества;
выполнению возложенных на них задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы;
оказанию государственных услуг;
реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.
Статья 5. Основные принципы общественного контроля
Основными принципами общественного контроля являются:
законность;
приоритет прав, свобод и законных интересов граждан;
добровольность участия в осуществлении общественного контроля;
публичность и открытость осуществления общественного контроля;
объективность и беспристрастность субъектов общественного контроля;
достоверность результатов общественного контроля;
недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность государственных органов, их должностных лиц и оказания неправомерного воздействия на них.
Статья 6. Формы общественного контроля
Формами общественного контроля являются:
обращения и запросы в государственные органы;
участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов;
общественное обсуждение;
общественное слушание;
общественный мониторинг;
общественная экспертиза;
изучение общественного мнения;
заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов.
Общественный контроль может осуществляться и в иных формах в соответствии с законодательством.
Статья 7. Обращения и запросы в государственные органы
Субъекты общественного контроля вправе обращаться в государственные органы с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы в порядке, установленном законодательством.
Обращения и запросы субъектов общественного контроля рассматриваются государственными органами в порядке, установленном законодательством.
Право субъектов общественного контроля на информацию может быть ограничено в случае, если указанная информация отнесена к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Статья 8. Участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов
Субъекты общественного контроля имеют право участвовать на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов в порядке, установленном законодательством.
Государственные органы создают условия для участия субъектов общественного контроля на их открытых коллегиальных заседаниях.
Статья 9. Общественное обсуждение
Общественным обсуждением является публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений государственных органов.
Общественное обсуждение могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.
Общественное обсуждение может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.
Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение может проводиться также через средства массовой информации и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное обсуждение, сроке и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем -участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное обсуждение.
Статья 10. Общественное слушание
Общественным слушанием является собрание, организуемое для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы общества.
Общественное слушание могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации.
Общественное слушание может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.
Общественное слушание проводится публично и открыто. Участники общественного слушания вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное слушание.
Организатор общественного слушания заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное слушание, сроке и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного слушания свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное слушание.
Статья 11. Общественный мониторинг
Общественным мониторингом является наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц посредством сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей общественный интерес.
Общественный мониторинг могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и другие субъекты общественного контроля в случаях, предусмотренных законодательством.
Общественный мониторинг проводится публично и открыто. Общественный мониторинг может проводиться также с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Организатор общественного мониторинга заблаговременно обнародует информацию об объекте общественного мониторинга, сроке и порядке его проведения.
Статья 12. Общественная экспертиза
Общественной экспертизой является изучение и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества.
Общественную экспертизу могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в случаях, предусмотренных законодательством.
Организатор общественной экспертизы может также привлечь на общественных началах специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере.
Статья 13. Изучение общественного мнения
Изучением общественного мнения является сбор, обобщение и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов, их должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества.
Изучение общественного мнения могут проводить негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации в соответствии с законодательством.
Статья 14. Заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов
Сход граждан заслушивает:
отчеты руководителей органов исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов по вопросам, входящим в сферу деятельности сходов граждан;
отчеты инспекторов по профилактике органов внутренних дел, руководителей образовательных учреждений на местах;
информацию соответственно руководителей семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов;
отчеты руководителей организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.
Статья 15. Права и обязанности субъектов общественного контроля
Субъекты общественного контроля вправе:
при осуществлении общественного контроля инициировать, организовывать мероприятия, а также -участвовать в них;
запрашивать в соответствии с законодательством у государственных органов необходимую информацию для осуществления общественного контроля;
подготавливать по результатам общественного контроля предложения и рекомендации и направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы;
в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы;
обжаловать незаконные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законом;
обнародовать результаты общественного контроля.
Субъекты общественного контроля могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Субъекты общественного контроля обязаны:
соблюдать требования законодательства об общественном контроле;
соблюдать установленные законом ограничения, связанные с деятельностью государственных органов;
не вмешиваться в деятельность государственных органов, их должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;
не создавать препятствий для функционирования государственных органов, а также деятельности их должностных лиц;
не допускать унижения чести и достоинства граждан, вмешательства в их личную жизнь;
соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено законом.
Субъекты общественного контроля могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 16. Права и обязанности государственных органов в области общественного контроля
Государственные органы вправе:
получать от субъектов общественного контроля информацию об осуществлении общественного контроля и о его результатах;
направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля;
размещать информацию по вопросам общественного контроля за осуществляемой ими деятельностью на своих официальных веб-сайтах, а также в средствах массовой информации;
инициировать проведение общественного контроля.
Государственные органы могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Государственные органы обязаны:
предоставлять субъектам общественного контроля в случаях и порядке, установленных законодательством, информацию о своей деятельности, затрагивающую общественный интерес;
рассматривать направленные им обращения и запросы субъектов общественного контроля в порядке и сроки, установленные законодательством, предоставлять ответы на обращения и запрашиваемую информацию, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну либо передача которых может создать угрозу общественному порядку и жизни граждан;
рассматривать направленные субъектами общественного контроля предложения и рекомендации, а также итоговые документы и материалы.
Государственные органы могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 17. Результаты общественного контроля
По результатам общественного контроля может быть подготовлен итоговый документ в форме протокола, заключения, справки либо иной форме, предусмотренной законодательством.
Итоговый документ носит информационный и рекомендательный характер.
Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами в обязательном порядке и по ним принимаются законные решения.
Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства об общественном контроле
Лица, виновные в нарушении законодательства об общественном контроле, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 19. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан
Ш. МИРЗИЁЕВ
город Ташкент,
12 апреля 2018 года
№ ЗРУ–474
Номер документа:
№ ЗРУ–474
Дата принятия:
12.04.2018