13.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – психотерапия.
В соответствии с требованиями специальности психотерапия, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации психотерапевтической помощи в стране, организацию психотерапевтической работы в стационаре, поликлинике и психоневрологическом диспансере;
- основы социальной гигиены, применительно к психотерапии;
- определение понятия "психотерапия", ее место в медицине и основные цели и виды;
- основные этапы возникновения и развития психотерапии за рубежом и в нашей стране;
- физиологические основы психотерапии;
- основные методы психотерапии и психокоррекции в системе психогигиенических мероприятий;
- основные методы и задачи психотерапии в системе первичной, вторичной и третичной психопрофилактики;
- учение о взаимосвязанности сознания и бессознательного;
- роль эвристического мышления и неосознаваемой психической деятельности в психотерапевтическом процессе;
- роль отношений и психологической защиты для психотерапевтического процесса;
- представления о "сторожевом" пункте в коре головного мозга и зоне раппорта;
- теорию стресса Г. Селье, эмоциональный стресс и его фазы;
- основные методы изучения личности в клинике пограничных состояний;
- роль социальных, психологических, биологических особенностей личности и ее опыта для проведения психотерапевтического процесса;
- психологические факторы болезни;
- основные уровни внутренней картины болезни (по Р. А. Лурья);
- роль личности врача в психотерапевтическом процессе;
- основные положения эмоционально-стрессовой психотерапии как формы конкретного использования взаимопотенциирующего синергизма сознания и бессознательного в лечебных целях;
- психодинамические концепции психоанализа и неопсихоанализа.
- трансактный анализ, психодрама, психосинтез;
- теоретические основы суггестивной психотерапии;
- место суггестивной психотерапии в системе комплексного воздействия на больных в зависимости от нозологической принадлежности, особенностей клинической картины и личности больного;
- методики самовнушения по Э. Куэ и В. М. Бехтереву;
- теоретические основы прогрессирующей мышечной релаксации по Джекобсону;
- классическую методику аутогенной тренировки по М. Шульцу;
- гипноз М.Эриксона и НЛП;
- определение понятия "разъяснительная психотерапия" и ее дидактические элементы;
- определение понятия "рациональная психотерапия" и ее логические и эмоционально-стрессовые элементы;
- эмоционально-стрессовые варианты рациональной психотерапии (сократический диалог, эвристическая рациональная психотерапия);
- библиотерапию;
- теоретические принципы коллективной психотерапии;
- специфику и механизм групповой психотерапии;
- особенности групповой эмоционально-стрессовой психотерапии;
- виды музыкотерапии и арттерапии;
- виды семейной психотерапии;
- основные виды игровой психотерапии (имаготерапия, лечебная драматическая студия);
-поведенческая психотерапия;
-экзистенциально – гуманистическая психотерапия;
- гештальттерапия;
- социально-психологический тренинг;
- роль осознаваемых и неосознанных конфликтов в патогенезе
неврозов;
- роль исходного функционирования биологических систем организма и дискордантно-нормальных черт личности в возникновении невроза;
- роль сознания и бессознательного в патогенезе и механизмах невротических расстройств;
- современную классификацию неврозов;
- клинику, динамику клинических проявлений, этиологию, патогенез, дифференциальную диагностику невроза тревоги (страха), истерического, фобического, обсессивного, депрессивного, ипохондрического неврозов и неврастении;
- стратегические задачи и преимущества отдельных психотерапевтических методик при каждом из неврозов;
- роль патогенической и эмоционально-стрессовой психотерапии в лечении и профилактике неврозов;
- особенности физиотерапевтического и санаторно-курортного лечения в системе профилактики, лечения и реабилитации неврозов;
- основные принципы психотерапии психогенных реакций и психозов;
- учение о психопатиях;
- клинические варианты, клиническая динамика, этиология, патогенез, дифференциальный диагноз психопатий;
- психотерапевтическую стратегию и выбор психотерапевтических средств воздействия в зависимости от клинического варианта и особенности психодинамических расстройств (декомпенсация, реакция, фаза, развитие);
- варианты эмоционально-стрессовой психотерапии, применяемой при психопатиях;
- роль физических и курортных факторов в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, направленных на устранение психопатических расстройств;
- клинику, этиологию и патогенез патологических развитий личности и невротических развитий;
- основные задачи и преимущества психотерапевтических методик при невротических и патологических развитий;
- медико-педагогическая работа в системе профилактики невротических и патологических развитий;
- особенности клиники, течения, этиологии, патогенеза и дифференциальной диагностики при: травматической болезни, церебральном атеросклерозе, внутричерепных инфекциях, атрофических, дегенеративных мозговых нарушениях, опухолях головного мозга, неврозоподобной и психопатоподобной шизофрении, аффективных психозах, эпилепсии и основные задачи и методы психотерапевтического воздействия в комплексе лечебных и профилактических мероприятий, проводимых этим больным;
- клинику, этиологию и паготегенез алкоголизма, наркомании и токсикомании, основные задачи и виды психотерапевтического воздействия в системе лечения и профилактики этих заболеваний;
- общие принципы психотерапии детей и подростков;
- особенности методов психотерапии в младшем детском, среднем детском и подростковом возрасте;
- основы лечебной педагогики и специальной психотерапии при психопатологических расстройствах в детском и подростковом возрасте;
- наркопсихотерапия и наркогипноз;
- основные принципы и методики проведения поведенческой психотерапии;
- современное состояние проблемы общей психопатологии;
- основы психотерапии в клинике внутренних болезней, в хирургии, при нарушениях сексуальной сферы, в спортивной медицине, в промышленной гигиене и профпатологии;
- особенности психотерапии соматогений.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- Получить информацию о заболевании, последовательности их возникновения, обосновать и сформулировать клинический диагноз;
- определить основные психопатологические феномены ("мишени");
- определить особенности «внутренней картины болезни»;
- выявить особенности конфликта "личность и среда" и его роль в этиологии, патогенезе и течении заболевания;
- выявить дискордантные черты личности и их роль в развитии заболевания;
- решить вопрос о преимуществе стационарного или амбулаторного лечения больного, консультации у других специалистов и осуществления психопрофилактических мероприятий;
- провести диспансеризацию;
- оформить необходимую медицинскую документацию.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен знать клинику, уметь диагностировать и оказывать психотерапевтическую и психопрофилактическую помощь при следующих заболеваниях и состояниях:
- неврозы, невротические развития, психогенные реакции и психозы;
- психопатии и патологические развития личности;
- нарушения физиологических функций психогенной этиологии;
- специфические синдромы и симптомы, в том числе: нервная (психическая) анорексия, заикание и запинки, тики, стереотипно повторяющиеся движения, специфические нарушения сна, энурез, психалгии;
- острые реакции на стресс;
- хроническая алкогольная интоксикация и хронический алкоголизм;
- наркомания и токсикомания;
- травматическая болезнь;
- церебральный атеросклероз;
- непсихотические психические расстройства в результате внутричерепной инфекции, атрофических и дегенеративных мозговых нарушений, опухолей головного мозга;
- неврозоподобные и психопатоподобные формы шизофрении;
- неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при эпилепсии;
- циклотимия;
- шизофрения
- маникально-депрессивного психоза;
- эпилепсия
-органических и сосудистых заболеваниях головного мозга;
- опухолях головного мозга;
- при психозах позднего возраста;
- при психосоматических и соматопсихических заболеваниях;
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
Должен уметь владеть следующими психотерапевтическими методиками:
- внушение и опосредованная психотерапия;
- гипно-суггестивная психотерапия;
- удлиненные сеансы гипноза по В. Е. Рожнову;
- эмоцинально-стрессовая гипнотерапия по В. Е. Рожнову;
- самовнушение;
- прогрессирующая мышечная релаксация;
- аутогенная тренировка;
- разъяснительная психотерапия;
- рациональная психотерапия;
- групповая психотерапия;
- семейная психотерапия;
- эмоционально-стрессовая психотерапия;
- игровая психотерапия;
- наркогипноз;
- наркокатарзис;
- поведенческая психотерапия;
- трансактный анализ;
- гештальтерапия;
- социально-психологический тренинг;
- мотивационная психотерапия.
Составители:
Алимов У.Х. (главный психиатр МЗ РУз, зав. кафедры психиатрии и психотерапии ТашИУВ)
Турсунходжаева Л.А.(консультант по наркологии МЗ РУз, зав. кафедры наркологии ТашИУВ).
Турсунходжаев М.Х. (доцент кафедры психиатрии и психотерапии ТашИУВ).
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Опыт кафедры психиатрии и психотерапии ТашИУВ.
3. Работы ученых в области психиатрии Узбекистана, России.
4. Материалы ряда сайтов Интернета.
5. Законодательства и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.
← ctrl предыдущая следующая ctrl →