13.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – психиатрия детская и подростковая.
В соответствии с требованиями специальности психиатрия детская и подростковая, врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждении здравоохранения:
- Закон Республики Узбекистан «О психиатрической помощи»;
- «Положение о Главном внештатном детском психиатре Минздрава Республики Узбекистан» (приложение к приказу МЗ РУ №786 от 2б.1 1.96г.);
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании» oт 29.08.1997г. №464-1:
- Закон Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», декабрь, 2002г.:
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.03.1997г. №153 «Об утверждении перечня социально-значительных заболеваний и установление льгот лицам, страдающим ими» (приложением №1, п.6. приложением №4, п.5);
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.08.1997г. №390 «О мерах по улучшению психиатрической помощи населению»;
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.04.1999т. №171 «Об утверждении необходимых нормативных актов по реализации
Семейного кодекса Республики Узбекистан» (приложение №2 «Положение об опеке попечительстве в Республике Узбекистан»);
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.09.2000г. №360 «О совершенствовании деятельности комиссии по делам несовершеннолетних»;
- Приказ от 31.12.1993г. №681 «Об улучшении оказания психиатрической
помощи»;
- «Положение о детском психоневрологическом кабинете» (приложение №43);
- «Положение о логопедическом кабинете» (приложение №46):
- «Положение о детском психиатрическом отделении» (приложение №39):
- Приказ от 31.12.1993г. № 678 Минздрава и Министерства социального
обесепечения Республики Узбек истан;
- Приказ от 07.11.1997т. №589 «О расширении психиатрической помощи
населению»:
- Постановление Минздрава Республики Узбекистан от 04.12.2000г. №6 «По
улучшению детской психиатрической службы»;
- Приказ от 07.11.2000г. №51 Минздрава Республики Узбекистан «Об
улучшении психиатрической помощи населению», «Служба младенческой
психиатрии»;
- Приказ Министра обороны Республики Узбекистан №137 2003г. «Положение о медицинском освидетельствовании и Вооруженных Силах Республики Узбекистан на мирное и военное время»;
- постановление Коллегии Минздрава Республики Узбекистан от 29.11.2002г. за №-11/44 «О состоянии психиатрической службы и её улучшении»;
2. Общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, работу
психоневрологических диспаисеров, психиатрических стационаров, скорой
психиатрической помощи.
3. Анатомию и топографическую анатомию, нормальную патологическую
физиологию центральной нервной системы:
4. Симптоматику психических заболевании, их профилактику, диагностику и
лечение, симптоматику пограничных состояний в психиатрии.
5.Методы обследования психического больного, показания и противопоказания к
обследованию.
6. Общие вопросы генетики и иммунологии в психиатрии.
7.Основы психофармакотерапии. Показания и противопоказания к их назначению.
8. Вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой
экспертизы. Проведение диспансеризации больных, анализ ее эффективности.
Реабилитация больных психического профиля, ее принципы. Санитарно-
просветительная работа среди населения.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1.Получить информацию для субьективного и обьективного анамнеза у детей и подростков.
2.Применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические
признаки заболевания детей и подростков.
3.Определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные), необходимые для уточнения диагноза, правильно интерпретировать полученные данные.
4.Провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз.
5.Организовать при необходимости лечебные мероприятия.
6.Оформить историю болезни и всю необходимую документацию.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен знать:
1. В области общей психопатологии: основные синдромы расстройства восприятия у детей и подростков:
- Расстройства эмоциональной сферы у детей и подростков;
- расстройства мышления у детей и подростков;
- учение о бреде. Критерии определения бреда. Различные виды бредовых симптомов у детей и подростков;
- расстройства сознания у детей и подростков;
- волевые расстройства у детей и подростков;
- расстройства памяти и интеллекта у детей и подростков;
- синдромы психических и поведенческих расстройств у детей и подростков;
- патоморфоз психических и поведенческих расстройств у детей и подростков.
2. В области обследования психики лиц страдающих психическими и поведенческими расстройствами:
- клиническое обследование детей и подростков, страдающих психическими и поведенческими расстройства;
- особенности оформления историй болезней, сбора субъективного и объективного анамнеза, описание психическою состояния, интерпретация результатов обследования у детей и подростков;
- экспериментально-психологические методы в распознавании и диагностике психических и поведенческих расстройств у детей и подростков;
- инструментальные методы исследования функционального состояния мозга (электроэнцефалография, реоэнцефалографпя, эхоэнцефалография, краниография, пневмоэнцефалография, ангиография, компьютерная томография);
- лабораторные исследования биологического материала.
3. В области терапии психических и поведенческих расстройств:
- Организация лечебного процесса;
- современная психофармакология;
- психотерапия;
- игровая терапия;
- ургентная психиатрическая помощь;
- купирование возбуждения;
- организация интенсивной терапии.
Частная психиатрия:
- Олигофрения;
- шизофрения;
- эпилепсия;
- маниакально-депрессивный психоз;
- травматические поражения головного мозга;
- синдромы двигательной расстарможенности и дефицита внимания;
- психические и поведенческие расстройства вследствие резидуально-органической патологии головного мозга;
- симптоматические психозы;
- энцефалиты;
- неврозы у детей и подростков; токсикомания;
- психопатии;
- реактивные состояния у детей и подростков;
- основы детской и подростковой психиатрии.
4. В области экспертизы психических и поведенческих расстройств:
- Оформление инвалидности с детства;
- организация работы ВКК и специализированной ВТЭК;
- принципы классификации инвалидности;
- организация медико-педагогической реабилитации детей и подростков,
страдающих психическими и поведенческими расстройствами.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- Выявить наличие психической патологии у детей и подростков;
- оказание неотложной медикаментозной помощи при острых психотических
состояниях и эпилептическом статусе;
- оказание медико-педагогической помощи детям и подростком, страдающим психическими заболеваниями;
- выявление и лечение пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков;
- проведение психопрофилактических и психогигиенических мероприятий среди детского населения;
- оказания социально-правовой помощи детям и подросткам, страдающим психическими нарушениями.
Составители:
Ш.Р.Сулейманов (главный детский психиатр МЗ РУ)
Т.И.Исмаилов (зав.кафедрой психиатрии ТашПМИ).
Г.И.Харабара (зав. Республиканским орг. отделом по психиатрии).
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2.Данные 10-й МКБ.
3. Опыт кафедры психиатрии ТашПМИ.
4. Работы ученных в области психиатрии Узбекистана, России и Казахстана.
5. Консультации работников ВОЗ.
6. Материалы ряда сайтов Интернета.
7. Статистические формы отчетности
8. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
9. Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.
10.Квалификационные характеристики магистров медицины.
← ctrl предыдущая следующая ctrl →