11.03.2009
Квалификационная характеристика на врачебную специальность – общеврачебная практика (семейная медицина)
В соответствии с требованиями специальности общеврачебная практика (семейная медицина), врач должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
1. Основы законодательства Республики Узбекистан в области охраны здоровья граждан, управления здравоохранением, ответственности медицинских работников, их льгот и гарантий. Нормативно-правовые акты МЗ РУз в форме приказов, положений, правил и инструкций, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и их служб.
2. Общие вопросы организации деятельности врача общей практики в Республике.
3. Закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем.
4. Основные закономерности общей патологии, роль причин, условий и реактивности организма в возникновении заболеваний.
5. Общие закономерности патогенеза, морфогенеза, основные аспекты учения и болезни.
6. Причины, механизмы развития и проявления общебиологических патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний.
7. Механизмы адаптации клеток, тканей, органов к действию различных факторов среды, механизмы дезадаптации и реадаптации.
8. Этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других болезней.
9. Сущность методик исследования различных функций организма для оценки состояния его здоровья, которые широко используются в практической медицине;
10. Методологические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
1. Оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности.
2. Оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем.
3. Разбираться в общих вопросах нозологии, включая этиологию, патогенез, морфогенез.
4. Оценивать роль типовых патологических процессов в динамике развития различных по этиопатогенезу заболеваний - воспалительных, деструктивных, иммунопатологических, опухолевых, наследственных и других.
5. Использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов лечения и профилактики распространенных заболеваний человека.
6. Использовать принципы “доказательной” лекарственной терапии.
7. Интерпретировать полученные медико-биологические знания при изучении клинических дисциплин и в лечебно-профилактической деятельности ВОП.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. Проведение санитарно-просветительной работы по воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.
2. Осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска.
3. Осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением врачебного обследования и необходимых оздоровительных мероприятий.
4. Своевременная диагностика, оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях.
5. Внебольничная диагностика распространенных заболеваний.
6. Своевременная госпитализация больных в необходимом порядке.
7. Проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующим требованиям Квалификационной характеристики.
8. Проведение медицинской экспертизы в установленном порядке.
9. Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, больным с тяжелыми формами хронических заболеваний.
10. Организация консультативной помощи семье по вопросам вскармливания, воспитания детей, подготовки их к детским дошкольным учреждениям, школе, их профориентация.
11. Иммунопрофилактика.
12. Планирование семьи. Этика, психология, гигиена, социальные и медико-социальные аспекты семейной жизни.
13. Ведение форм учетной и отчетной медицинской документации.
14. Проведение научных исследований по специальности ВОП.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (практические навыки):
1. Объязан владеть врачебными манипуляциями терапевтического профиля - уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов.
2. Проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия; оказывать помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях.
3. Владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и неукоснительно соблюдать требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.
4. Проводить врачебное обследование, анализировать и оценивать данные физического исследования больного.
5. Составлять план лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.
6. Давать клиническую оценку результатов общего анализа крови, мочи, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, копрограммы, ликвора, лучевых, электрофизиологических и других распространенных в клинической практике диагностических методов исследования.
7. Формулировать в своих заключениях диагностические решения (клинический или предварительный диагноз) в соответствии с требованиями МКБ 10.
8. Владеть принципами и методами профилактики наиболее распространенных заболеваний. Четко дифференцировать “факторы риска”.
9. Владеть современными принципами и методами лечения наиболее распространенных заболеваний. Использовать главные принципы “доказательной медицины и лекарственной терапии”.
Составители:
Р.И.Усманов (главный терапевт МЗ РУз, руководитель отдела экстренной терапии РНЦЭМП).
Е.Б.Зуева (клинический фармаколог РНЦЭМП).
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Данные МКБ 10 пересмотра.
3. Опыт кафедры терапии по подготовке ВОП Второго ТашГосМИ.
4. Консультации работников ВОЗ.
5. Статистические формы отчетности.
6. Законодательство и нормативные-правовые акты по здравоохранению.
7. Государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования.
8. Квалификационные характеристики магистров медицины.
← ctrl предыдущая следующая ctrl →