13.06.2017
За последние годы в республике реализован ряд мер, направленных на организацию рационального и эффективного использования земель, обеспечение действенного контроля и комплексного регулирования отношений в области земельных ресурсов, геодезии, картографии и государственного кадастра.
В рамках реализации программных мер по системному учету земельных ресурсов и контролю за их использованием, упорядочению ведения государственных кадастров, совершенствованию картографического фонда Республики Узбекистан разработана и внедрена система регулярного мониторинга за соблюдением земельного законодательства, организовано проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, начата работа по созданию Национальной геоинформационной системы Республики Узбекистан, предусматривающей интеграцию 21 государственного кадастра.
Вместе с тем анализ состояния землепользования показал, что проводимая работа по обеспечению регулярного контроля за использованием земельных ресурсов, внедрению современных технологий, а также систематизации ведения учета земельного фонда остается недостаточно эффективной.
Сложившаяся материально-техническая база отрасли не отвечает современным требованиям для своевременного и качественного выполнения возложенных задач, оперативности и мобильности проведения научно-исследовательских работ. Численность действующего персонала, особенно нижнего звена, не позволяет в полном объеме осуществлять контроль за использованием земельных ресурсов и качественное ведение их учета.
Не уделяется должного внимания работе по установлению тесных связей с ведущими зарубежными профильными организациями, широкому изучению и внедрению передового международного опыта, проведению стажировок и повышению квалификации специалистов.
В целях усиления контроля за охраной и рациональным использованием земель, совершенствования геодезической и картографической деятельности, кардинального повышения эффективности деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
1. Признать неудовлетворительной деятельность Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, руководителей его территориальных подразделений, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по организации и осуществлению государственного контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием земельных ресурсов, охраной земель, разработке и реализации территориальных программ по повышению плодородия почв.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
разработку и обеспечение реализации единой государственной политики по рациональному использованию земельных ресурсов, в сфере геодезической и картографической деятельности;
осуществление системного государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель, государственного геодезического надзора за неукоснительным соблюдением требований законодательства с привлечением виновных лиц к установленной законодательством административной ответственности;
разработку и реализацию государственных программ по рациональному использованию земельных ресурсов, обеспечению сохранности и охраны земель, повышению плодородия почв, усилению эффективности геодезической и картографической деятельности;
ведение государственного земельного кадастра, государственного картографо-геодезического кадастра, государственного кадастра зданий и сооружений, государственного кадастра территорий, а также Единой системы государственных кадастров;
координацию деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах в сфере ведения ими государственных кадастров;
проведение мониторинга сельскохозяйственных угодий, посева и выращивания сельскохозяйственных культур с применением беспилотных летательных аппаратов, обеспечение функционирования систем спутниковой навигации, с использованием геодезических данных и картографических материалов;
осуществление аэрокосмосъемочных, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществление картографического мониторинга с использованием материалов и данных дистанционного зондирования, геодинамических исследований Земли;
создание и регулярное обновление электронной базы данных объектов недвижимости, геоинформационной системы государственных кадастров для постепенного перехода оценки недвижимого имущества по рыночной стоимости;
широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе с целью улучшения качества предоставления государственных услуг, позволяющих оперативно и качественно оказывать услуги гражданам и субъектам предпринимательства;
расширение международного сотрудничества в области землепользования, геодезии, картографии и государственного кадастра, привлечение международных грантов;
обеспечение на системной основе переподготовки и повышения квалификации кадров по землеустройству, геодезии, картографии и государственным кадастрам.
3. Принять предложения Министерства экономики, Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства финансов Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру о:
введении должности заместителя председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, ответственного за организацию и координацию деятельности в сфере государственного кадастра, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий, финансируемой за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
преобразовании государственных предприятий землеустройства и кадастра недвижимости районов (городов) в филиалы государственных предприятий землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
передаче Научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии из ведения Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в структуру Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
4. Согласиться с предложением Министерства финансов, Министерства экономики и Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру о создании Фонда развития земельных отношений и государственного кадастра (далее – Фонд).
5. Определить основными источниками формирования средств Фонда:
100 процентов сумм штрафов, налагаемых органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности за бесхозяйственное использование земель либо их порчу, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, нарушение правил ведения государственного земельного кадастра, уничтожение или повреждение межевых и ограничительных знаков;
10 процентов от сумм штрафов, взимаемых за несвоевременное оформление гражданами права собственности на жилые дома в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость;
отчисления в размере 100 процентов средств, поступающих за счет увеличения на 25 процентов (за вычетом налогов) стоимости государственных услуг по технической инвентаризации и оформлению кадастровой документации;
другие источники, не запрещенные законодательством.
6. Установить, что средства Фонда направляются на:
развитие и укрепление материально-технической базы системы органов по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
содержание дополнительно вводимых штатных единиц органов системы Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;
поощрение, переподготовку и повышение квалификации работников органов системы Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок внести на утверждение в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего реализацию мер по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, включая утверждение обновленных организационной структуры и структуры центрального аппарата комитета.
8. Признать утратившим силу пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 15 октября 2004 года №УП-3502 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру».
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 31 мая 2017 года
* * *
КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению контроля за охраной и рациональным использованием земель, совершенствованию геодезической и картографической деятельности, упорядочению ведения государственных кадастров»
За последние годы в республике реализован ряд мер, направленных на организацию рационального и эффективного использования земельных ресурсов, обеспечение действенного контроля и комплексного регулирования отношений в области земельных ресурсов, геодезии, картографии и государственного кадастра.
В республике особо охраняются орошаемые земли, которые составляют около 4,3 миллиона га, или 9,6 процента от общей площади территории республики, на них выращивается свыше 95 процентов всей сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации программных мер по систематическому учету земельных ресурсов и объектов недвижимости и контролю за их рациональным использованием, совершенствованию картографического фонда разработана и внедрена система регулярного мониторинга за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, проводится сплошная инвентаризация объектов недвижимости, начата работа по созданию Национальной геоинформационной системы Республики Узбекистан, предусматривающей интеграцию 21 государственного кадастра.
Однако проведенный анализ показал, что:
недостаточной является проводимая на местах совместно с органами самоуправления граждан и другими организациями работа по своевременному предупреждению нерационального использования земель;
не на должном уровне проводится регулярный мониторинг за состоянием использования земельных ресурсов в сельских населенных пунктах и махаллях, особенно в отдаленных регионах;
численность действующего персонала недостаточна для осуществления контроля за использованием земельных ресурсов и ведения их учета в полном объеме.
Эти недостатки не позволяют должным образом обеспечить эффективное и целевое использование земельных ресурсов, а также осуществлять действенный контроль за соблюдением законодательства в сфере.
В целях обеспечения дальнейшего повышения эффективности использования земельных ресурсов республики, роста продуктивности сельскохозяйственных земель, а также совершенствования деятельности и укрепления материально-технической базы отрасли приняты Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению контроля за охраной и рациональным использованием земель, совершенствованию геодезической и картографической деятельности, упорядочению ведения государственных кадастров» и постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру».
Принятыми документами определены основные задачи и направления деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру:
обеспечение реализации единой государственной политики по рациональному использованию и охране земель, геодезической и картографической деятельности;
осуществление системного государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель, а также государственного геодезического надзора за неукоснительным соблюдением законодательства;
разработка и реализация государственных программ по повышению плодородия почв, рациональному использованию и охране земель;
подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в сфере землеустройства, землепользования, повышения плодородия почв, участие в разработке прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов, а также разработке перспективных схем землепользования;
проведение мониторинга сельскохозяйственных угодий, посева и выращивания сельскохозяйственных культур с применением беспилотных летательных аппаратов, обеспечение функционирования систем спутниковой навигации, с использованием геодезических данных и картографических материалов и другие.
В соответствии с принятыми документами предусматривается передача Научно-исследовательского института почвоведения и агрохимии из состава Узбекского научно-производственного центра сельского хозяйства при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в структуру Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
Это позволит своевременно и качественно выполнять возложенные на комитет задачи и функции, организовывать совместно с институтом изучение плодородия почв орошаемых земель и определять их балл-бонитет путем проведения научных исследований на основе полного анализа состава почв и всех процессов в почвах в специализированных научных лабораториях.
Для повышения уровня организации работы по ведению государственного кадастра вводится должность заместителя председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, ответственного за организацию и координацию деятельности в сфере государственного кадастра, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий и развитие международных отношений.
Предусматривается дополнительное выделение территориальным подразделениям Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру 937 штатных единиц инженеров-землеустроителей, из которых 92 процента передаются районным отделам комитета.
Принятым постановлением Президента Республики Узбекистан утверждены организационная структура комитета, структура его центрального аппарата, а также типовая структура и предельная численность работников управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, отделов по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов).
Также утверждена Программа мер по дальнейшему развитию Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, внедрению в отрасль передовых научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы, привлечению в отрасль международных грантов на 2017-2021 годы.
В рамках реализации мер по развитию и укреплению материально-технической базы комитета и его территориальных структур предусматривается обеспечить районные (городские) отделы по земельным ресурсам и государственному кадастру дополнительным служебным автотранспортом, а специалистов на местах - современными измерительными приборами и служебными помещениями.
Для выполнения основных задач в сфере обеспечения эффективного использования земельных ресурсов и осуществления контроля за соблюдением законодательства комитет и его территориальные подразделения освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам и заявлениям, подаваемым в суды в соответствии с его полномочиями.
Реализация указа и постановления Президента Республики Узбекистан будет способствовать:
во-первых, дальнейшему повышению эффективности использования земельных ресурсов республики, росту продуктивности сельскохозяйственных земель;
во-вторых, обеспечению строгого контроля за недопущением предоставления и использования сельскохозяйственных земель, особенно орошаемых, для других целей, а также систематизации ведения учета земельного фонда республики;
в-третьих, внедрению современных высокотехнологичных технических средств и информационно-коммуникационных технологий;
в-четвертых, укреплению материально-технической базы Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и его территориальных подразделений, созданию благоприятных условий для специалистов отрасли в целях своевременного и качественного выполнения возложенных на них функций.
Номер документа:
УП-5065
Дата принятия:
31.05.2017