17.01.2017
ПРИКАЗ
МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ВНОСИМЫХ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ В КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 2, ст. 35)
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 10 января 2017 г. Регистрационный № 2352-6]
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», Положением о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602, Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 года № 62, постановлением Кабинета Министров от 17 октября 2016 года № 345 «О мерах по дальнейшему совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Узбекистан» приказываю:
1. Внести изменения и дополнения в приказ министра юстиции Республики Узбекистан от 9 апреля 2012 года № 83-мх «Об утверждении Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан» (рег. № 2352 от 9 апреля 2012 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 15, ст. 173), согласно приложению.
2. Управлению государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов (Б. Болиев) произвести государственную регистрацию настоящего приказа и внести соответствующую запись в Государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов.
3. Управлению уголовного, административного и социального законодательства (Д. Каландаров) и Управлению систематизации законодательства и правовой информации (Ш. Саидов) обеспечить опубликование настоящего ведомственного нормативно-правового акта в «Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами» — «Собрание законодательства Республики Узбекистан».
4. Управлению уголовного, административного и социального законодательства (Д. Каландаров) совместно с Управлением экономического законодательства (И. Халпаев), Управлением систематизации законодательства и правовой информации (Ш. Саидов) в двухнедельный срок организовать семинар для работников юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента по разъяснению сути и значения постановления Кабинета Министров от 17 октября 2016 года № 345 «О мерах по дальнейшему совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Узбекистан», а также настоящего приказа.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А. Усманова.
Министр М. ИКРАМОВ
г. Ташкент,
10 января 2017 г.,
№ 7-мх
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу министра юстиции Республики Узбекистан
от 10 января 2017 года № 7-мх
Изменения и дополнения, вносимые в приказ «Об утверждении Методических указаний о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан»
1. Преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
«В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан», Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров 14 февраля 2005 года № 62, постановлением Кабинета Министров от 17 октября 2016 года № 345 «О мерах по дальнейшему совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Узбекистан», а также в целях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по подготовке, юридико-техническому оформлению и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов, вносимых в Кабинет Министров Республики Узбекистан, приказываю».
2. В Методических указаниях:
а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Настоящие Методические указания в соответствии с законами Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан», Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 года № 62 (далее — Регламент Кабинета Министров), постановлением Кабинета Министров от 17 октября 2016 года № 345 «О мерах по дальнейшему совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Узбекистан» определяют порядок подготовки, юридико-технического оформления и правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов (далее — проекты), вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан»;
б) из пункта 2 слова «(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 1, ст. 15)» исключить;
в) из абзаца третьего пункта 3 слова «и других нормативно-правовых актов» исключить;
г) пункт 51 изложить в следующей редакции:
«51. Разработка проектов законов осуществляется на основании плана-графика. План-график утверждается первым руководителем (в исключительных случаях — его первым заместителем) разработчика, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке проекта закона. Разработка иных проектов нормативно-правовых актов также может осуществляться на основании плана-графика.
Мониторинг хода исполнения плана-графика осуществляется юридической службой и результаты мониторинга ежемесячно выносятся на обсуждение руководителя разработчика»;
д) из абзаца первого пункта 7 слова «(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 9-10, ст. 138)» исключить;
е) из пункта 8 слова «В случае, если разрабатываемый проект влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты или их части, обладающие равной юридической силой, либо признания их или их частей утратившими силу, эти изменения и дополнения, а также предложения по признанию утратившими силу включаются в разрабатываемый проект или при их значительном числе представляются одновременно с ним в виде самостоятельного проекта. При этом также подготавливается соответствующая сопоставительная таблица» исключить;
ж) пункт 9 дополнить третьим предложением следующего содержания:
«Решение о создании рабочей группы (комиссии) с указанием ее персонального состава принимается руководителем разработчика»;
з) абзац пятый пункта 15 дополнить словами «в соответствии с Методикой проведения сравнительного анализа положений международных документов и законодательства зарубежных стран при подготовке проекта закона, утвержденной Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 сентября 2015 года № 220-III/ПК-41-III»;
и) в абзаце первом пункта 16 слово «информационные» заменить словами «информационно-аналитические»;
к) пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. В концепции закона должны быть отражены:
основная идея, цель и предмет правового регулирования;
общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;
обоснование необходимости разработки проекта закона;
основные положения проекта закона;
прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона»;
л) дополнить пунктами 171 — 176 следующего содержания:
«171. При определении основной идеи, цели и предмета правового регулирования в концепции раскрываются содержание проекта закона, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений.
172. В общей характеристике и оценке состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений отражается состояние действующих в этой сфере нормативно-правовых актов, в частности, указываются:
нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан;
пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений;
рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;
общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах;
результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований;
перечень подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона.
173. В обосновании необходимости разработки проекта закона излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона.
Излагаемые аргументы должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится проект закона, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы.
174. В основных положениях проекта закона излагаются правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием, при возможности, разделов, подразделов, глав, параграфов и статей.
175. Прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона включает описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение.
176. Разработчик концепции закона вправе указывать и иную необходимую информацию.
Подготовленная концепция утверждается руководителем разработчика, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке проекта закона, после чего осуществляется непосредственно подготовка текста проекта закона.
При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами»;
м) пункт 58 изложить в следующей редакции:
«58. В случае, если подготавливаемый проект влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в другие обладающие равной с ним юридической силой нормативно-правовые акты либо признания их (полностью или частично) утратившими силу, эти изменения и дополнения, а также предложения по признанию утратившими силу включаются в подготавливаемый проект.
При значительном числе обладающих равной юридической силой нормативно-правовых актов или их частей, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу, они представляются одновременно с ним в виде отдельного нормативно-правового акта. При этом к нему прилагаются соответствующие сопоставительные таблицы действующей и предлагаемой редакции текста акта с пояснениями»;
н) пункт 83 изложить в следующей редакции:
«83. В случае соответствия законодательству, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм руководитель юридической службы (в случае отсутствия должности руководителя юридической службы — юрисконсульт) визирует проект. Визирование осуществляется проставлением подписи на оборотной стороне каждой страницы проекта»;
о) пункт 84 дополнить словами «(в случае отсутствия должности руководителя юридической службы — юрисконсультом)»;
п) пункт 85 изложить в следующей редакции:
«85. В правовом заключении юридической службы отражаются:
сведения о нормативно-правовых актах, которыми поручено разработать нормативно-правовой акт (наименование, дата принятия, номер, официальный источник опубликования, соответствующая статья или пункт (подпункт, абзац), в которых приведено поручение), а также о поручениях вышестоящего органа (наименование органа, номер и дата поручения, при необходимости, должностное лицо, которое поручило) (при наличии поручения);
краткое изложение сути и значения основных положений проекта с разъяснением их правовой природы;
вывод о соответствии проекта законодательству, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения каждой отсылочной нормы проекта»;
р) дополнить главой VII1 следующего содержания:
«Глава VII1. Общественное и профессиональное обсуждение проекта
871. Проект до его согласования с заинтересованными органами и организациями может выноситься на общественное и (или) профессиональное обсуждение.
872. Общественное обсуждение проекта проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, научных, негосударственных некоммерческих и иных организаций, ученых и специалистов, экспертов, путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов проектов и аналитических материалов к ним на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.
Профессиональное обсуждение проекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.
873. Обеспечение организации общественного и профессионального обсуждения проектов возлагается на руководителя органа.
874. Участники общественного и профессионального обсуждения проекта должны быть заблаговременно ознакомлены разработчиком с его текстом.
875. В случае, когда способ, которым ранее было проведено общественное обсуждение, не обеспечил широкое, действенное общественное обсуждение проекта, руководитель органа принимает меры к проведению общественного обсуждения иным способом.
876. Проекты, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат также размещению органами-разработчиками проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность».
877. Предложения и замечания, высказанные в ходе общественного и профессионального обсуждения, подлежат рассмотрению разработчиком или рабочей группой (комиссией).
По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями.
878. Информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах должна быть отражена в пояснительной записке»;
с) абзац шестой пункта 103 дополнить словами «в виде справок, таблиц, диаграмм и иных информационно-аналитических материалов»;
т) пункт 105 изложить в следующей редакции:
«105. В пояснительной записке к проекту должны содержаться:
основание для подготовки проекта и обоснование необходимости его принятия, в том числе сведения о нормативно-правовых актах, в которых поручено подготовить проект, а также о поручениях вышестоящего органа (при наличии поручения);
полное наименование разработчика проекта;
цели и задачи, а также основные положения, определяемые проектом, их краткое обоснование. При этом определяются основные цели, на достижение которых направлен проект, кратко указываются отдельные положения проекта, посредством которых можно достичь конкретных целей;
ожидаемые результаты от принятия проекта. При этом приводятся предполагаемые позитивные изменения в правовом регулировании, которые могут произойти в связи с принятием проекта. Ожидаемые результаты могут быть изложены также с указанием количественных показателей;
информация о принципах, положениях и формулировках международных документов и законодательства зарубежных стран, относящихся к предмету проекта (для подзаконных актов — при необходимости). При наличии положительного зарубежного опыта в соответствующей сфере в пояснительной записке может быть указано государство, вид, наименование и краткое содержание акта, в котором предусмотрена норма, учтенная при подготовке проекта;
характеристика содержания проекта, в котором кратко излагается структура проекта с содержанием разделов, подразделов, глав, параграфов и статей, проекта (для подзаконных актов — при необходимости). При необходимости раскрывается основная суть положений, составляющих наиболее важную часть проекта;
информация о наличии или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты либо признания их утратившими силу в связи с принятием проекта;
обоснование каждой ссылки на другие нормативно-правовые акты, используемые в проекте. При этом кратко раскрывается содержание нормы нормативно-правового акта, на которую делается ссылка;
краткое финансово-экономическое обоснование — в случае если реализация положений проекта требует дополнительных финансовых затрат или влечет потери Государственного бюджета Республики Узбекистан. Если реализация положений проекта не требует указанных затрат или не влечет потерь, то об этом в пояснительной записке приводится соответствующая информация;
информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах, в том числе информация о результатах проведенного обсуждения проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность»;
информация о согласовании проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом перечисляются заинтересованные министерства и ведомства, которыми согласован (завизирован) проект;
краткое изложение содержания разногласий по проекту и мотивированное мнение о них (в случае наличия разногласий);
другие сведения, необходимые для обоснования проекта»;
у) дополнить пунктом 1091 следующего содержания:
«1091. В справке о хронологии разработки и согласования проекта (приложение 6 к настоящим Методическим указаниям) указываются:
вид проекта;
наименование проекта;
основание(я) для внесения проекта;
наименование разработчика проекта;
таблица, содержащая информацию о дате согласования проекта, наименовании министерства и ведомства, Ф.И.О. и должности его руководителя, результаты согласования, дату внесения проекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Справка о хронологии разработки и согласования проекта подписывается первым руководителем (в исключительных случаях — его первым заместителем) разработчика»;
ф) пункт 110 изложить в следующей редакции:
«110. После согласования со всеми заинтересованными органами разработчик до внесения проекта в Кабинет Министров Республики Узбекистан направляет его в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы с приложением:
пояснительной записки с изложением концепции закона или пояснительной записки, содержащей обоснование целесообразности проекта иного нормативно-правового акта;
правового заключения, подписанного руководителем юридической службы разработчика (в случае отсутствия должности руководителя юридической службы — юрисконсультом), в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность, контактные телефоны подписавшего его лица;
сопоставительной таблицы, если проектом предусматривается внесение изменений и дополнений в иные нормативно-правовые акты;
плана-графика разработки проекта — для проектов законов;
аналитической сравнительной таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан (для подзаконных актов — при необходимости);
таблицы разногласий, если проект согласован (завизирован) заинтересованными органами с замечаниями и предложениями, и копии писем этих органов, в которых изложены эти замечания и предложения;
справки о хронологии разработки и согласовании проекта»;
х) дополнить приложением 6 в редакции согласно приложению к настоящим изменениям и дополнениям.
3. Настоящие изменения и дополнения согласованы с Управлением правовой экспертизы и международных договоров Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Начальник Управления правовой экспертизы и международных договоров Кабинета Министров Н. ТОЙЧИЕВ
9 января 2017 г.,
ПРИЛОЖЕНИЕ
к изменениям и дополнениям, вносимым в Методические указания о порядке подготовки,
юридико-технического оформления
и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов,
вносимых органами государственного и хозяйственного управления,
органами государственной власти на местах
в Кабинет Министров Республики Узбекистан
«ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к Методическим указаниям о порядке подготовки,
юридико-технического оформления
и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов,
вносимых органами государственного и хозяйственного управления,
органами государственной власти на местах
в Кабинет Министров Республики Узбекистан
СПРАВКА
о хронологии разработки и согласования проекта документа, вносимого в Кабинет Министров Республики Узбекистан
Вид проекта: постановлениеКабинета Министров Республики Узбекистан
Наименование проекта: «Об утверждении Программы по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2017 году»
Основание для внесения проекта: пункт 14 Положения о порядке подготовки и принятия программ по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов, а также мониторинга их исполнения, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 августа 2011 года № 227
Наименование разработчика проекта:Министерство юстиции Республики Узбекистан
№
|
Дата
|
Наименование министерства и ведомства, Ф.И.О. и должность его руководителя
|
Результаты согласования
|
1.
|
_________ 20__г.
|
Министерством юстиции проект разработан и направлен на согласование (визирование) заинтересованным министерствам и ведомствам.
|
2.
|
_________ 20__г.
|
Госкомконкуренции
__________ — председатель
|
Проект завизирован без замечаний.
|
3.
|
_________ 20__г.
|
Центральный банк
__________ — председатель
|
Проект завизирован без замечаниями.
|
4.
|
_________ 20__г.
|
Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта
__________ — начальник
|
Проект завизирован без замечаний.
|
5.
|
_________ 20__г.
|
Государственный таможенный комитет
__________ — председатель
|
Проект завизирован без замечаний.
|
6.
|
_________ 20__г.
|
Министерство здравоохранения
__________ — министр
|
Проект завизирован без замечаниями.
|
7.
|
_________ 20__г.
|
Государственный комитет по развитию туризма
__________ — председатель
|
Проект завизирован без замечаний.
|
8.
|
_________ 20__г.
|
Министерство финансов
__________ — министр
|
Проект завизирован без замечаний.
|
9.
|
_________ 20__г.
|
Министерство экономики
__________ — министр
|
Проект завизирован без замечаний.
|
10.
|
_________ 20__г.
|
Министерством юстиции проект внесен на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
|
___________________________
(должность руководителя разработчика)
|
______________
(подпись)
|
___________________________
(Ф.И.О.)».
|
Номер документа:
7-мх
Дата принятия:
10.01.2017