СанПиН № 0275-09.Гигиенические требования к физическому воспитанию, спортивному оборудованию и инвентарю в образовательных учреждениях Республики Узбекистан.
02.12.2009
CАНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, СПОРТИВНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И ИНВЕНАТРЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.
СанПиН № 0275-09
«УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач Республики Узбекистан, заместитель министра
здравоохранения ________________
Ниязматов Б.И. «______»
_______________2009 г.
Утвержден на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды Главным Государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, заместителем министра здравоохранения Ниязматовым Б.И.
Протокол №______от ________2009года.
Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан письмом за № ______от __________2009года.
Издание официальное
Перепечатка воспрещена
1.Составители:
- Ташкентская Медицинская Академия МзРУз
к.м.н., доц. Н.Ж.ЭРМАТОВ
д.м.н., проф. Г. И. ШАЙХОВА
- Республиканский Центр
Госсанэпиднадзора МЗ РУз
Зав. ОГДиП Н.С.САЛИХОВА
Сан.врачОГДиП З.Р.ЮЛДАШЕВА
- Центр компьютеризации и
сертификации Министерства по делам культуры и спорта РУз.
- Министерства народного
образования РУз.
Зам.директора Х.Р.ДАДАМУХАМЕДОВ
Нач.управления детского спорта
А.БАБАНОВ.
2.Рецензенты:
Зав. кафедрой общей
и радиационной
гигиены ТМА
Советник президента НОК
Республики Узбекистан
д.м.н.Проф. Д.А. Заритдинов.
Р.И.ИЦКОВ
3. Согласованы:
Первым заместителем Министра Народного Образования Республики Узбекистан Ахлидиновым Р.Ш.
Технический редактор: Юсупова Н.Ш.
4. При составлении настоящего СанПиН использованы:
1. Закон Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре», Ташкент, 3 июля 1992г;
2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании»; 1998 год
3. Постановление Кабинета Министров №410 от 29.08.2004г. «Об организации деятельности Фонда развития детского спорта Узбекистана»;
4. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» 2005г.;
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.01.2009г. за № ПП 1029 «О подготовке спортсменов Узбекистана в ХХХ летних Олимпийских и XIV Параолимпийских играх 2012 года в г.Лондоне (Великобритания)»;
6. Табель оснащения спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений спортивным оборудованием.
Оглавление:
Выписка из Закона Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре»
5
Введение
6
Биологическая потребность в движении в зависимости от возраста и пола детей
7-9
Средства и формы физического воспитания детей
11-13
Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков
13-14
Врачебный контроль за физическим воспитанием
15-19
Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физической культурой и спортом
22-23
Методика проведения хронометража на уроке физической культуры
24-25
Методика проведения пульсометрии
23
Материально-техническое обеспечение урока физической культуры
24
Гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию
24-28
Воспитание физических качеств у детей
28-32
Рекомендуемые занятия спортом в зависимости от возраста и пола детей
32-34
Спорт в детских спортивных школах и колледжах Олимпийского резерва
34
Выписка из Закона Республики Узбекистан
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ».
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы - санитарные акты, устанавливающие критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды жизнедеятельности.
Основными принципами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются возмещение предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от их форм собственности, отдельными лицами ущерба, причиняемого здоровью населения и окружающей среде в результате несоблюдения санитарных норм, гигиенических нормативов и не проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий (статья 2).
Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений, независимо от их форм собственности и отдельные лица при проектировании, строительстве, реконструкции объектов, техническом перевооружении предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы (статья 9).
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (статья 17).
Должностные лица, допустившие санитарные правонарушения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 29).
ВВЕДЕНИЕ
«Гигиенические требования к физическому воспитанию, спортивному оборудованию и инвентарю в образовательных учреждениях Республики Узбекистан» составлены в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» № 657 – XII, законом Республики Узбекистан «Об образовании» (1996г), Национальной программой по подготовке кадров, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 410 «Об организации деятельности Фонда развития детского спорта Узбекистан» от 29.08.2004г.
Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов влечёт за собой дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Государственный санитарный надзор за соблюдением настоящих санитарных норм, правил и гигиенических нормативов государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности и отдельными лицами возлагается на органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.
Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на Министерство Народного образования, ЦССПО Министерства высшего и среднего образования, Министерство по делам культуры и спорта Республика Узбекистан, их органов на местах.
1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА ДЕТЕЙ
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистой системы у различных групп населения. Зависимость между коли-чественной величиной суточной двигательной активности и реакциями организма на нее носит параболический характер.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.
Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).
Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.
Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья детей и подростков.
Уровень привычной двигательной активности детей и подростков определяется биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол.
Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8—9 лет двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).
Двигательная активность наименьшая у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50 %) она уменьшается с началом обучения в школе.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме — от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (предпатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.
Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.
На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность, как у мальчиков, так и у девочек.
В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности достигается при участии школьников в комплексе мероприятий дня (табл. 1) каждой школы, в частности при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучением
традиционным и национальным спортивным играм).
Возрастные нормы двигательной активности учитывают общие закономерности процесса роста и развития, нелинейность изменения кинезофилии (биологической потребности организма в движениях) с возрастом и даёт допуск возможных колебаний с установлением нижней (минимально необходимой величины) и верхней (максимально допустимой величины) границ.м
Таблица 1. Примерный объем двигательной активности учащихся
Классы
Ежедневный объем, ч
Культурно – оздоровительные мероприятия
Уроки физкультуры в неделю, ч
Внеклассные формы занятий в неделю (спортсекции, физкультуры, группы ОФП), ч
Общешкольные Мероприятия
Самостоятельные занятия физкультурой не менее, мин
Гимнастика до учебных занятий, мин
Физкульт- минутки на уроках, мин
Подвижные перемены, мин
Спортивный час в продленном дне, ч
Участие в соревнованиях в учебном году, раз
Дни здоровья и спорта
I
2
5-6
5
15-20
1
6-8
Ежемеячно
10-15
II
2
5-6
5
15-20
1
2
1,1
6-8
»
15-20
III
2
5-6
5
15-20
1
2
1,3
6-8
»
15-20
IV
2
5-6
5
15-20
1
2
1,3
6-8
»
15-20
V
2
5-7
5
35-45
1
2
1,3
8-9
»
20-25
VI
2
5-7
5
35-45
1
1,3
8-9
»
20-25
VII
2
6-8
5
35-45
1
2
1,3
8-9
»
20-25
VIII
2
6-8
5
35-45
1
2
2
8-9
»
20-25
IX
2
6-8
-
35-45
1
2
2
8-9
»
25-30
Учащиеся колледжей и лицеев
2
6-8
-
15-20
-
2
2
10
»
25-30
2
6-8
-
15-20
-
2
2
10
»
30-35
Часы проведения уроков физкультуры в неделю могут увеличиваться в зависимости от школьной программы.
2. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Анализ причинно-следственных связей между показателями состояния здоровья детей и подростков и рядом социально-гигиенических факторов свидетельствует о значимой роли оптимального двигательного режима в укреплении здоровья подрастающего поколения и профилактике неспецифических хронических заболеваний. Это позволило научно обосновать систему оздоровительных мероприятий, включающую правильно организованное физическое воспитание подрастающего поколения.
Физическое воспитание — это организованный процесс воз-действия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.
Основные задачи физического воспитания:
обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышение его биологической надежности;
своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;
повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; что способствует снижению заболеваемости;
совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;
формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма детей и подростков. Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, благоприятно влияют на обменные процессы, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию. Их выполнение на открытом воздухе вызывает
увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.
Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания. Значительную часть физического обучения проводят по единым государственным программам.
Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры, дополнительное — должно быть представлено физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями (гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, игры на переменах, «спортивный час» в режиме групп продленного дня, спортивные праздники, дни здоровья» и др.). Основные и дополнительные виды обучения являются обязательными для режима дня детей и подростков, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях, и осуществляются дифференцированно в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.
Факультативное обучение является не обязательным с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения должен быть представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).
Самостоятельное обучение включает индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания.
В образовательных учреждениях разного типа используют как основную форму занятий урок физической культуры. Дополнительными формами занятий в учебное и внеучебное время могут быть:
а) физкультурно-оздоровительные занятия в дошкольных образовательных учреждениях:
утренняя гимнастика;
подвижные игры на прогулке;
физкультурные минуты;
физкультурный досуг;
физкультурный праздник;
день здоровья;
б) физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы:
гимнастика до учебных занятий;
физкультурные минуты во время уроков;
физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;
ежедневный час здоровья в группах продленного дня.
б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:
республиканские соревнования «Умид нихоллари»;
республиканские соревнования «Баркамол авлод»
3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:
оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;
дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;
систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания;
создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой, в т.ч. организация сбалансированного питания.
Основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, личная гигиена.
Организация физического воспитания учащихся в общеоб-разовательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, и другими документами. Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1—4, 5—9 классов.
В режиме учебного дня должны предусматриваться не менее 2 уроков по физической культуре продолжительностью 45 мин в неделю, утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня.
Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортивных секциях.
Уроки (занятия) физической культурой имеют научно обоснованную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяют три части — вводную, основную, заключительную.
Задача вводной части урока — создать у детей и подростков эмоциональное настроение, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. В этой части урока должны быть построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Продолжительность вводной части 5—10 мин.
Задача основной части урока — обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. В основную часть урока, помимо общеразвивающих упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических снарядов, мячей и другого спортивного инвентаря, должна входить спортивная игра, что особенно важно для младших школьников. Основная часть урока длится 25—30 мин.
Задача заключительной части занятия физической культурой — обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Обязательными элементами заключительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3—5 мин.
Важным фактором является достаточность нагрузок для детей, которая может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) и должна составлять 60—80 %.
Функциональное состояние организма, в частности физиологическая кривая частоты сердечных сокращений (ЧСС), должно соответствовать структуре урока с постепенным нарастанием и максимальными параметрами в конце основной части урока. Соответствие нагрузки функциональным возможностям школьника определяется по приросту пульса во время урока и его восстановлением после окончания урока. Рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части урока — 25—30 %, основной — 80—100 % при его воз-вращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятия) после окончания урока или на 3—4-й минуте восстановительного периода (перемены). Здоровым школьникам в основной части урока рекомендуются нагрузки со средней ЧСС 160—180 ударов в минуту.
На занятиях физической культурой должны использоваться современное, исправное оборудование и спортивный инвентарь.
4. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром общеобразовательного учреждения ежегодно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную (табл.2). Занятия с детьми этих групп имеют свои особенности.
Таблица 2. Организация занятий физической культурой и спортом школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам
Медицинская характеристика группы
Обязательные виды занятий
Дополнительные виды занятий и общие рекомендации
Основная группа
Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные
Подготовительная группа
Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья,недостаточно физически подготовленные
Специальная группа
Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы
Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой, сдача контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприя-тиях
Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключение упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму; сдача некоторых' контрольных нормативов, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях, участие в соревнованиях разного уровня, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время
Занятия в секциях общей физической подготовки, туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекоменда-циям врача, медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности
Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил са-моконтроля; индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача; медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья
Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объём нагрузки снижают (интенсивный бег заменяют
ходьбой и лёгким бегом, уменьшают повторяемость упражнений, ограничивают выполнение силовых упражнений). Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию.
Дети и подростки, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, временно освобождаются от уроков физической культуры на сроки, предусмотренные в табл. 3.
Таблица 3. Примерные сроки начала занятий физической культурой после острых заболеваний у школьников
Заболевания
Сроки с начала посещения школы, дни
Примечания
Ангина
14-28
Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)
Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей
7-21
Отит острый
14-28
Пневмония
30-60
Плеврит
30-60
Грипп
14-28
Острые инфекционные заболевания
30-60
При удовлетворительных результатах функциональной сердечно-сосудистой системы
Острый нефрит
60
Гепатит инфекционный
56-360
Аппендицит(после операции)
30-60
Перелом костей конечностей
30-90
Обязательно продолжение занятий лечебной гимнастикой, начатой в период лечения
Сотрясение мозга
60 и более, до года
В зависимости от тяжести и характера травмы
При гигиенической оценке организации урока физической культуры школьников учитывают следующее:
1) соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;
2) методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки;
3) выполнение физических упражнений, способствующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;
4) соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели;
5) проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе или в бассейне, отвечающих требованиям действующих СанПиН;
6) выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.
Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключением плавания). Уроки физкультуры нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).
Медицинский контроль урока физической культуры осуществляется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации частоты пульса до начала урока, в конце его структурных частей и в восстановительном периоде.
Занятия с детьми специальной медицинской группы (СМГ) имеют свои особенности. С детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в состоянии здоровья, занятия физической культурой организуют непосредственно в школе. Такие занятия планируют в расписании и проводят до и после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.
Группы учащихся, отнесённых к СМГ, комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы. Минимальное число учащихся в группе — 10 человек. Целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1—2-х, 3—4-х, 5— 6-х, 7—9-х классов. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то объединяют учеников трех или четырех: 1—4-х, 5—8-х, 9-х классов. На занятиях необходимо строго дифференцировать нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся.
Внутри группы детей распределяют на «сильную» (А) и «слабую» (Б) подгруппы, что позволяет осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. Принадлежность ребенка к подгруппам А и Б определяет врач. В подгруппу А включают учащихся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающих двигательными навыками, а также школьников, временно отнесенных к СМГ, для полного восстановления после перенесённого заболевания или травмы.
В подгруппу Б включают учащихся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, аномалией развития двигательного аппарата. Численность группы А, как правило, превалирует над численностью второй.
Межшкольные (кустовые) СМГ комплектуют по нозологическому признаку; а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалии рефракции.
Посещение таких занятий учащимися является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, или классного руководителя и контролируется заместителем директора школы или врачом. Школьники, отнесенные к СМГ, проходят
дополнительное обследование в течение учебного года. Детей и подростков со значительными отклонениями в состоянии здоровья, если это возможно, направляют на занятия ЛФК в лечебно-профилактические учреждения или назначают им соответствующее лечение и наблюдение.
Физическая подготовка детей СМГ условно делится на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задача — постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; обучение элементарным навыкам самоконтроля. В подготовительном периоде рекомендуется выполнять общеразвивающие упражнения, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы баскетбола (передача, остановка мяча, бросок в кольцо с места), подвижные игры малой интенсивности. В этот период на уроках особое внимание должно уделяться обучению правильного сочетания дыхания с упражнениями.
Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от адаптационных возможностей организма учащихся, физической работоспособности, состояния здоровья. Его задача — освоение основных двигательных умений и навыков по программе физической культуры для школьников специальной медицинской группы, повышение общей тренированности и функциональной способности организма переносить физическую нагрузку. В содержание уроков этого периода постепенно включается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ.
Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, строятся по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть урока призвана организовать учащихся, ознакомить с содержанием занятий, создать благоприятное эмоциональное настроение, способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам. Во вводной части урока уместны различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренная ходьба, бег (от 15 с до 2 мин), танцевальные шаги. Продолжительность вводной части колеблется от 3—6 до 10—15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основном короче.
Основная часть урока должна способствовать гармоничному общему и специальному развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма в целом, воспитанию двигательных умений и навыков, а также морально-волевых качеств. В начале основной части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. Продолжительность основной части урока колеблется от 25 до 35 мин.
Заключительная часть урока должна способствовать более быстрому
протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Целесообразно применять простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность заключительной части 5—10 мин.
При 30-минутном уроке продолжительность его частей сокращается и составляет 5—7, 15—18,5 и 5—7 мин.
Эффективность уроков физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп определяется по выполнению контрольных тестов, а для ослабленных и больных детей (специальная медицинская группа) по течению основного заболевания, качеству выполнения функциональных проб, физической работоспособности. При их положительной динамике врач школы решает вопрос о переводе ребенка из специальной в подготовительную медицинскую группу.
5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ХРОНОМЕТРАЖА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Как правило, в уроках используются различные по своей форме и воздействию упражнения. Часть из них выполняется с участием небольших мышечных групп и суставов, с малыми волевыми усилиями, непродолжительно и вызывает незначительные усилия деятельности органов дыхания и кровообращения. Другие упражнения вовлекают в работу более обширные участки опорно-двигательного аппарата, выполняются с большой затратой времени, волевых напряжений, а следовательно, активизируют в значительной степени весь организм, и, в первую очередь, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Величину воздействий физических упражнений на организм называют нагрузкой. Нагрузка характеризуется объемом, интенсивностью, продолжительностью воздействия, отдыхом и его характером.
Под объёмом нагрузки следует понимать количество выполненной работы (20 прыжков, 20 приседаний, бег 3х100 метров, 15 метаний, количество поднятого веса в один подход (90 кг) или за всю тренировку (3 т) и т.д.).
Интенсивность нагрузки - это напряженность усилий и ее концентрации (качественное выполнение работы). Данные упражнения (2-3 раза) вызывают большое утомление, тогда как спортсмены, свободно владеющие этим элементом, выполняют его легко, непринужденно, многосерийно (15-20) без выраженного напряжения и утомления. Воздействие нагрузки на организм человека в обоих случаях, при выполнении одного и того же элемента, совершенно разное.
Длительность воздействия упражнений на организм также вызывает различную степень напряженности и время наступления утомления зависит
от этой величины (бег 2х100 м совершенно не похож на бег 200 метров, или 2 часа марафонского бега не похожи на 2-х-часовую игровую тренировку или тренировку борца, боксера и т.д.).
Регулировать степень воздействия нагрузки необходимо посредством интервалов отдыха (в анаэробной работе - экстремальным интервалом 10-12 мин., в аэробной работе - жестким интервалом отдыха 3-5 мин, а иногда и меньше. Не недостаточно правильно чередовать нагрузку и отдых, важно, чем заполнить паузу. Здесь широко должны быть использованы упражнения на расслабление всех групп мышц, растягивание их, аутогенное «отключение», гипотермические паузы, разнохарактерный массаж (от локального до глобального) и т.д.
Как правило, нагрузка в уроке должна увеличиваться в начале урока и достигать своего максимума к середине, а к концу урока снижаться. Вариантов распределение нагрузок в уроке достаточно много.
Чтобы высчитать нагрузку в уроке, проводят хронометраж урока и определяют общую и моторную плотность урока. Плотностью урока называется рационально затраченное время на процесс обучения по отношению ко всему времени в уроке (45 минут). Хронометраж проводится лицом, проверяющим нагрузку в уроке по схеме.
Проверяющий со звонком включает секундомер, который работает на протяжении 45 минут урока, наблюдения ведутся за одним учеником и последовательно фиксируется все его действия на протяжении всего урока.
В содержании урока фиксируется вся деятельность, начиная со звонка: построение, рапорт, сообщение задач урока, строевые и порядковые упражнения, объяснение преподавателем задач, выполнение заданий, подготовка мест занятий и т.д. В графе «время окончания деятельности» фиксируется время, обозначенной на секундомере.
После окончания урока необходимо по графам распределить все время. Например, после звонка, пока дети строились, прошло 1’40” - это время записывается в графу «выполнение упражнений»; рапорт и приветствие закончилось в 2’5” урока, значит, на это было затрачено 25” (от 2’5” отнимаем предыдущие 1’40” - получается 25”), которые записываются в графу «слушания учителя», и т.д. А если учитель плохо подготовился к уроку и во время урока ушел искать инвентарь для игры, мел для разметки и т.д., то это время мы относим в графу «простой по вине учителя».
После распределения времени по графам его суммируют и по формуле определяется общая и моторная плотность урока:
Общая плотность (ОП) равняется отношению полезно затраченного времени в уроке к общему времени уроку (кроме простая), ко всему времени в уроке (45 минут):
Моторная плотность (МП) равняется отношению времени, затраченного на выполнение упражнений ко всему уроку:
После определения общей и моторной плотности урока проводится анализ и оценка плотности урока и вносятся предложения по улучшению качества урока. При анализе необходимо рассмотреть задачи урока, тип и вид урока; продолжительность урока, распределение времени по частям урока и видам упражнений и соответствие их запланированной задаче, целесообразность изменений и распределение времени, время и целесообразность его затрат на каждый вид деятельности, выполнение, простой и т.д.
В конце даются указания по улучшению качества урока.
6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУЛЬСОМЕТРИИ
Для определения и регулирования нагрузки в уроке используют пульсометрию. До урока в покое подсчитывается секундомер, который работает 45 минут. Через каждые 5-6 минут урока у этого ученика подсчитывается пульс за 10” и фиксируется в соответствующей графе.
После урока пульс за 10” переводится в 1 минуту и вычерчивается пульсовая кривая, затем делается анализ пульсометрии: задачи урока, тип и вид урока, деятельность учащихся до начала урока, пульс до начала урока, изменение пульса в течении урока и причины изменений, целесообразность нагрузки в отдельных моментах урока и урока в целом, пульс в конце урока и ход его восстановления в течение 5 минут после урока. В случае необходимости в конце делаются продолжения по изменению нагрузки занимающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Укомплектование школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно выделяемых на эти цели, а также за счет средств шефствующих организаций, спонсоров и др.
В каждой школе занятия физическими упражнениями должны проходить на спортивных сооружениях с использованием оборудования, наглядных пособий, построенных и приобретенных согласно перечням спортивных сооружений, типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования.
В соответствии с решениями и постановлениями Министерства народного образования областные, городские, районные отделы народного образования обязаны принять действенные меры, чтобы все школы были обеспеченны спортивными сооружениями, доукомплектованы учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием согласно Табелю оснащения.
8. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Эффективность физического воспитания детей и подростков во многом зависит от состояния окружающей среды во время занятий физическими упражнениями. В связи с этим все виды спортивных сооружений и места организованных занятий по физической культуре и спорту подлежат санитарному надзору.
Помещения, предназначенные для физкультурных и учебно-спортивных занятий в детских и подростковых учреждениях, самостоятельные спортивные объекты (детско-юношеские школы Олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля, детские стадионы, манежи, бассейны), а также открытые физкультурно-спортивные сооружения, предназначенные для детей и подростков (площадки для подвижных и спортивных игр, гимнастических и легкоатлетических занятий), находятся под санитарным надзором врачей территориальных ЦГСЭН.
Частично вопросы текущего санитарного надзора решаются и органами врачебного надзора. Эта работа проводится врачебно-физкультурными диспансерами, а также медицинскими кабинетами спортивных баз, добровольных спортивных обществ и ведомств. В основном это вопросы обеспечения гигиенических условий во время тренировок и соревнований. Некоторые санитарные вопросы, а именно возможность проведения соревнований в конкретных условиях, решает главный врач соревнований, его решение является обязательным для судейской коллегии.
При занятиях физическими упражнениями возникают неблагоприятные изменения во внешней среде; на их предотвращении должно быть сосредоточено внимание санитарного врача в ходе предупредительного и текущего санитарного надзора.
Загрязнение воздуха наблюдается в крытых спортивных помещениях во время интенсивных занятий физическими упражнениями. Это – продукты обмена веществ, которые скапливаются в плохо вентилируемых помещениях. В составе метаболических выделений насчитывается около 400 веществ, являющихся в той или иной мере токсичными для организма ребёнка и подростка. Из числа вредных посторонних примесей следует выделить оксид углерода, аммиак, сероводород, ацетон, фенол, диметиламин, бутилен и др. Загрязняющие воздушную среду вещества действуют не изолированно, а в сочетании с изменениями физических свойств воздуха, с повышенной его запылённостью, бактериальной обсеменённостью и др. Индикатором химического загрязнения воздуха является содержание углекислого газа (СО2).
Согласно гигиеническим требованиям в воздухе помещений, где проводятся занятия физическими упражнениями, не должно быть вредных посторонних веществ, примесей и запахов. Содержание СО2 не должно превышать 0,1%, запылённость - 1,75 млн. пылинок в 1м3 воздуха, окисляемость воздуха 6-9мг О2 в 1м3, обсеменённость микроорганизмами – 4000 микробов О2 в 1м3 воздуха зимой.
Для предупреждения загрязнений воздушной среды спортивных сооружений необходимо определять требующуюся мощность систем вентиляции и кондиционирования воздуха; следить за правильной воздухораздачей, чтобы исключать застойные зоны; контролировать эффективность вентиляционных устройств и соответствие численности занимающихся гигиеническим нормам по вместимости; соблюдать гигиенические рекомендации по проветриванию помещения и график генеральных уборок.
Спортивные шумы очень разнообразны, их можно характеризовать как апериодические, импульсные, широко- и узкополосные, средне- и высочастотные. Интенсивность спортивного шума измеряется в пределах 50-129 дБА в зависимости от вида источника шума и строительных особенностей спортивных сооружений.
Действующими нормами и правилами регламентируются требования к акустике крытых спортивных сооружений: время ревербации на частотах 500-2000Гц в зависимости от объёма зала колеблется пор минимуму от 1,38 до 1,93 с, а по максимуму – от 1,48 до 2,42с; уровень проникающего в помещения звука от работы систем санитарно-технического и инженерного оборудования, а также от внешних источников в спортивных залах для спорта с музыкальным сопровождением – не более 50 дБА, для всех остальных спортивных залов и помещений - не более 60 дБА.
Снижение уровня шума в спортивных сооружениях при занятиях так называемыми шумными видами спорта может быть достигнуто с помощью архитектурных и спортивных мероприятий. Рациональная планировка помещений, использование звукопоглощающих материалов или специальных звукопоглощающих конструкций. В больших спортзалах и манежах уменьшение шума может быть достигнуто размещением над источниками шума звукопоглощающих барьеров и объёмных звукопоглотителей.
В спортивных сооружениях может иметь место и фокусировка звуковой энергии, когда отраженный звук концентрируется в определённых зонах. Это явление не возникает, если радиус кривизны проектируется в 2 раза больше или меньше расстояния от покрытия до зоны слушания.
Для уменьшения шума в залах, где проводятся занятия по поднятию тяжестей, необходимо принимать специальные меры, снижающие звукопроводность полов (лучше всего поглощают звук полы на синтетической основе, они упруги и долговечны).
Возникновение статического электрического поля во время занятий физкультурой и спортом объясняется многими причинами и в первую очередь широким использованием синтетических материалов для
изготовления спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования, накопление зарядов на одежде и теле спортсмена создает электрическое поле, разряд, болевой и раздражающий эффект.
Основными путями, предупреждающими возникновение статического электрического поля, считают следующее: 1)заземление ограждающих поверхностей и полов; 2) натирка пола специальной антистатической мастикой; 3) создание эффективных систем вентиляции воздуха; 4) ограничение использования синтетических материалов; 5) влажная уборка помещений; 6) использование душа для снятия электрического заряда с поверхности тела спортсменов.
Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах, для чего при температуре наружного воздуха выше +5ºС и скорости движения воздуха не более 2 м/сек. Открывать в зале с подветренной стороны одно-два окна; при более низкой температуре наружного воздуха и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проводиться при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии учащихся. При достижении в помещении температуры воздуха +15-+16ºС проветривание зала следует прекратить. Оптимальная температура воздуха в спортивных залах +17-+20ºС, в раздевалках +20-+23ºС
9. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ И ОБОРУДОВАНИЮ
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленными в нормативной документации на них, использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
Спортивное оборудование – приборы, аппараты, устройства, которыми оборудуют места проведения соревнований, учебных и тренировочных занятий.
Спортивный инвентарь – комплект предметов, приспособлений, необходимых для обеспечения процесса занятий физической культурой и спортом. В учреждениях в зависимости от функционального назначения могут использоваться следующие виды спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря:
1. Тренажеры,
2. Легкоатлетические дорожка,
3. Вышки для судейства,
4. Стойки для большого тенниса и волейбола,
5. Сетки (футбольная, волейбольная, теннисная),
6. Татами,
7. Футбольные ворота,
8. Боксерское снаряжение и инвентарь,
9. Мячи,
10. Маты,
11. Гимнастический ковер, ковер, скамейки, шведская стенка и другое оборудование.
На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании услуг, должны быть сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском или узбекском языках.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Для проведения гигиенической экспертизы с лабораторно- инструментальными исследованиями необходимо отбирать:
1. Готовые изделия спортивного оборудования и инвентаря, детали.
Сырье и материалы, используемые при изготовлении спортивного оборудования и инвентаря должны отвечать гигиеническим требованиям и быть зарегистрированными в МЗ РУз. Все оборудование должно быть травмобезопасным, подвергаться периодически дезинфекции, опасные части иметь сигнальное окрашивание:
- не выделять в окружающую среду вредные вещества, превышающие ПДК
№
Наименование показателя
Значение ПДК
1
аммиак
0,04
2
бутилацетат
0,1
3
винилацетат
0,15
4
гексаметилендиамин
0,001
5
дибутилфтолат
0,05
6
диоктилфтолат
0,05
7
ксилол
0,2
8
метанол
0,5
9
стирол
0,002
10
толуол
0,6
11
толуилендиизоцинат
0,002
12
формальдегид
0,01
13
фенол
0,003
14
фталевый ангидрид
0,02
15
этилацетат
0,01
16
этилбензол
0,02
Примечание: Перечень контролируемых летучих химических веществ при испытании
образцов может дополняться в зависимости от химического состава применяемых материалов.
- быть неинфицированными;
- жесткие детали (металлический каркас) должны быть защищены материалом, разрешенным МЗ РУз, не должны иметь острых режущих краев, заусенцев, трещин, сколов;
- резьбовые концы болтов и винтов не должны выступать более чем на 3 мм или должны быть утоплены более чем на 0,5мм;
- швы должны быть прочными;
- защитное покрытие (лаки, краски) должно быть стойким к действию пота, влажной обработке;
- материал выбирается высокого качества, особенно для деталей, испытывающих большую нагрузку (дерево твердых пород, сталь). Поверхность снарядов должна быть гладкой, без вмятин, отполированной или покрытой краской, углы закруглены.
Перед началом занятий следует проверить надежность оборудования.
Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов; детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.
Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусениц на брусе, заметного искривления. В случае изготовления бревна из досок (3-4), последние должны быть тщательно очищены, отполированы, прочно соединены друг с другом металлическими штифтами с последующей установкой заглушек из дерева.
Опоры гимнастического козла (коня) должны быть прочно укреплены в коробках корпуса. При выдвижении ноги козла (коня) должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении и высоте.
Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
Боксерский мешок должен изготавливаться из двойного прочного тканевого мешка, наполненного мытым песком и ветошью. Поверх тканевого мешка надевается чехол из кожи или тентового брезента.
Маты гимнастические должны состоять из двух слоёв: наружного (чехол) – из искусственной кожи или брезента, и внутреннего – тканевого мешка, наполненного листовым прессованным поролоном.
Гигиенические требования к спортивному оборудованию и инвентарю, используемые для детей и подростков, предъявляются в отношении их размеров и конструкции. Их масса и размеры (ширина, диаметры обхватываемых частей снарядов) должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, размерам груди и кистей рук. Например, диаметр шеста должен соответствовать расстоянию между фалангами I и II пальцев кисти при обхвате, только в этом случае возможен крепкий захват его руками. Высота брусьев обусловлена высотой среднегрудинной точки над уровнем пола, расстояние между жердями – шириной плеч, овал жердей – размерами кистей рук. Несоответствие размеров спортивного снаряда
возрастным особенностям детей затрудняет обучение учащихся правильным приемам, снижает показатели при выполнении упражнений, может оказать неблагоприятное влияние на состояние связочно-мышечного аппарата (возможны разрыв и растяжение связок, вывихи, ушибы), сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а также может явиться одной из причин нарушения осанки.
Существует два размера шестов (№1 – для 4-6 классов и №2- для 7-9 классов), 4 размера легкоатлетических барьеров, 5 размеров дисков для метания, 3 размера гранат, 3 размера мячей, 2 размера брусьев,
Для учащихся 15-16 лет вес гири не должен превышать 16 кг (16, 24, 32кг), вес ракетки – 135-190 грамм. Вес ракетки для детей младшего возраста не должен превышать 135 грамм.
Бадминтон-мяч (пробка, обтянутая кожей или её заменителем с венцом из перьев) весом 4,5-7грамм.
БАРЬЕРЫ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ
Ширина барьера – 1,18-1,20м.
Длина забега
Высота барьера стандартная, м.
Мужчины
Женщины
Юноши
Девушки
110м (100м)
1,067
0,762
0,914
0,562
400м
0,914
0,762
0,840
0,762
СНАРЯДЫ ДЛЯ МЕТАНИЯ
Вид снаряда
Вес снаряда.
Девушки
Юноши
Женщины
Мужчины
Ядро
3000
4000
6000
7200
Диск
1000
1000
1750
2000
Молот
4000
4000
6000
7250
Копьё
600
600
800
800
ДЛИНА ШЕСТА ДЛЯ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ от 3,85 до 5,18м.
БРЕВНО ГИМНАСТИЧЕСКОЕ. Высота бревна по верхней кромке от пола 720-1200мм (регулируемая), длина бревна – 500мм, ширина опорной поверхности – 100 мм, толщина бревна -1600мм.
БРУСЬЯ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ параллельные. Высота установки от БРУСЬЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ с фиберглассовыми жердями. Высота 1500-2005 мм, ширина 420-520 мм.
БРУСЬЯ РАЗНОВЫСОКИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНИЕ с фибергласовыми жердями. Ширина 1300-1900 мм, высота нижнего бруса 1400-1750 мм, высота верхнего бруса 2200-2550 мм.
БРУСЬЯ РАЗНОВЫСОКИЕ ДЕТСКИЕ. Расстояние между стойками – 520 мм, высота нижнего бруса 300-500 мм, высота верхнего бруса 1450-1800 мм.
Физиологическое нормирование спортивного оборудования и инвентаря должно быть учтено при разработке технической документации, проведения учебных занятий физической культурой, тренировках, соревнованиях с учётом возрастных групп детей и подростков в учебно-тренировочных группах по видам спорта.
Наименование типов
Наименование спортинвентаря
Потребность в спортивном инвентаре
Срок эксплуатации
Спорт зал – 9х18, 12х24
1 Аптечка
1
5лет
2 Козёл гимнастический
1
5лет
3 Конь гимнастический с ручкой
1
5лет
4 Конь гимнастический для опорных прыжков
1
5лет
5 Скамейка гимнастическая
6
5лет
6 Перекладина
1
5лет
7 Брусья параллельные
1
5лет
8 Бревно гимнастическое
1
5лет
9 Мостик гимнастический
1
10 Кольца гимнастические
1
5лет
11 Канат для лазания
2
3года
12 Стенка шведская
6
5лет
13 Мат гимнастический
14
3года
14 Гантели различные
30
5лет
15 Обруч
30
3года
16 Палка гимнастическая
30
5 лет
17 Секундомер
2
5 лет
18 Колодки легкоатлетические
5
4 года
19 Мяч футбольный
20
6 мес.
20 Мяч баскетбольный
20
6 мес.
21 Мяч волейбольный
20
6 мес.
22 Мяч гандбольный
20
6 мес.
23 Стойки волейбольные
2
5 лет
24 Насос
2
5 лет
25 Часы шахматные
2
5 лет
26 Щиты баскетбольные
2
5 лет
27 Шахматы
10
5 лет
28 Шашки
10
4 года
29 Стол для настольного тенниса
6
5 лет
30 Шарик для настольного тенниса
150
1 мес.
31 Стол для армрестлинга
1
6 лет
32 Гири
6
5 лет
10. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
Требования современной системы физического воспитания состоят в улучшении методики физической подготовки, развитии физических качеств, разработке более эффективных средств воспитания физических качеств.
Особое внимание при развитии физических качеств следует обратить на возрастные особенности учеников.
В настоящее время не должна удовлетворять методика, рассчитанная на «среднего ученика». Следует создавать однородные группы школьников (по полу, возрасту, степени физической подготовленности) и индивидуализировать методические приемы учебно-воспитательного процесса; ввести поиск эффективных средств формирования двигательных умений и навыков; определять режимы оптимальных нагрузок в условиях школы, семьи, вне школы; разрабатывать средства и методы физического воспитания; повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам среды; разрабатывать восстановительные средства, стимулирующие двигательную активность.
Особенно важное значение приобретает проблема развития двигательных качеств школьников.
Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости и гибкости представляются необходимым условиями для достижения наиболее высоких результатов совершенствования каждого качества в отдельности и обеспечиваются соответствующим подбором физических упражнений, методикой проведения занятий.
При воспитании ловкости у детей различного возраста имеются свои специфические особенности и методические приемы.
Развитие у школьников до 10 лет способности выполнять сложнокоординированные движения протекает очень интенсивно, т.к. процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ловкость создает базу для развития ее во всех классах. Развивая ловкость в младших классах, хорошо использовать подвижные игры (где постоянно должны меняться ситуация, обстановка, сигналы, задания), упражнения с мячами (большими и малыми), упражнения в равновесии, прыжки через скалку. В 3-4-х классах (9-10 лет) используют упражнения с более сложной координацией движения и решением трудных задач в играх, бег с преодолением препятствий, с перебрасыванием малых мячей, изменением исходных положений, увеличивают дистанцию, изменяются прыжки, равновесия и т.д. В 5-8-х классах (11-15 лет) следует в знакомых подвижных играх усложнять правила, определять амплитуду, ритм, темп, применять упражнения в жонглировании, упражнения в равновесии. Особое значение здесь приобретают спортивные игры.
Базовые двигательные координации классифицируются на ловкость, точность, равновесие, гибкость, подвижность, прыгучесть, меткость, ритмичность и пластичность.
В этом возрасте большое внимание следует уделять развитию функции равновесия тела. Функция равновесия осуществляется не только при помощи гуморальных и местных механизмов, а также путем нервных механизмов. По этому их следует постоянно совершенствовать упражнениями на равновесие (акробатическими упражнениями, соскоками на точное приземление, спортивными играми с моментами сознательного управления своим телом,
упражнениями на бревне, кувырками, оборотами, завесами, прыжками в глубину, на месте с поворотами и т.д., т.е. упражнениями, которые совершенствовали бы функцию вестибулярного и двигательного анализаторов).
В программном разделе «равновесие» обращается внимание на развитие статистического равновесия. Однако очень хорошо добиваться развития и динамического равновесия - бег по тросу, повороты и т.д. По данным Е.Я.Бондаревского, за 9 уроков уже совершенствуется навык в сохранении равновесия.
В 9-х классах (16-17 лет) способность к координации движений улучшается, поэтому упражнения на ловкость и точность выполнения упражнения приобретают особое значение.
Воспитание быстроты у детей требует от учителя особых знаний при подборе средств, влияющих на развитие этого качества, а также технологической системе обучение быстрым движениям. Учитель должен владеть знаниями биохимических процессов (анаэробных), происходящих при энергообеспечении скоростных действий, обладать знаниями физиологических механизмов образования скорости двигательных реакций (как простых, так и сложных), знаниями анатомического и биохимического построения движения, возрастные особенности детей и т.д.
Младшие школьники мало способны к проявлению быстроты движение и быстроты двигательной реакции. Скорость движений заметно повышается к 10 годам. У девочек способность к проявлению быстроты ниже, чем у мальчиков. У младших школьников снижены ответы на двигательную реакцию, поэтому необходимо дифференцированно давать упражнения на развитие быстроты отдельных движений и двигательных реакций.
Средствами воспитания быстроты у 7-8-летних являются игры и упражнения, которые требует своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы (например, вбегание и выбегание по сигналу, вызов номеров, игры с короткими пробежками т.д.).
В 3-4-х классах (9-10 лет) проводятся игры, требующие незамедлительных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, упражнения в преодолении небольших расстояний (20-30 метров), бег на скорость до 40 метров.
У детей среднего школьного возраста темпы развития быстроты значительно нарастают. Это особенно заметно у девочек к 12 годам, а у мальчиков к 13 годам.
В 13 лет наблюдается высокая максимальная скорость - 28 см/сек, а в 15 лет скорость снижается до 17 см/сек и держится на этом уровне до 17 лет, а потом опять незначительно начинает повышаться до 38 см/сек. По всей вероятности, такие явления связаны с половым созреванием, т.е. доминирует функция половых желез, а не мышечная.
Лучше всего скорость воспитывать посредством бега на короткие дистанции 20-60 метров (не доводя до утомления), ускорений, подвижных и спортивных игр, эстафетного бега, бега по наклонной плоскости и т.д.
При воспитании быстроты следует особое внимание уделять тому, чтобы не наступало утомление, часто чередовать упражнения с активным отдыхом, который по своей структуре был бы близким к упражнению на скорость (ходьба и др.)
В 7-8-х классах (14-15 лет) проводятся физические упражнения с интенсивными скоростно-силовыми упражнениями, бег с ускорением, эстафетный бег, метание облегченных снарядов и др.
В 9-х классах организм юношей способен переносить большие физические нагрузки, поэтому можно использовать все средства и методы воспитания быстроты, широко использовать упражнения с отягощением, с напряжением, расслаблением мышц, увеличивать объем и интенсивность занятий, увеличивать комплекс упражнений, направленный на развитие силы мышц, воспитание скоростной выносливости (т.е. способности набрать высокую скорость и сохранять, не снижая ее до финиша).
Сила - как физическое качество является фундаментальным, на основе которого формируются практически все движения. Имея разнообразные формы проявления, с рождения ребенка уже воспитываются движения, связанные с динамическим проявлением усилий (двигать руками и ногами, держать головку, переворачиваться, ползать, вставать, ходить, брать предметы, переносить, бросать и т.д.).
У младших школьников сила невелика (например, правой рукой они способны поднять 2,7 кг, а левой - 2,5 кг). Детей очень быстро утомляют статистические напряжения мышц, однообразные положения и движения тела. Поэтому из занятий следует исключать упражнения, связанные с мышечными усилиями (перетягивание каната, лазание по канату без помощи ног, висы на одной руке, поднос и переноска тяжестей, упражнения с набивными мячами и т.д., которые могут привести к нарушению осанки, повредить функции внутренних органов).
В 3-4-х классах (9-10 лет) требования к проявлению силы повышаются. В общеразвивающие упражнения включаются отягощения, положения в смешанных упорах, проводятся упражнения в метании теннисных мячей, используются на перекладине или кольцах висы простые и сложные и т.д., а также упражнения на развитие мышц спины и живота.
У детей 10-13 лет происходит нарастание силы и постепенное приспособление к умеренной статистической нагрузке, поэтому здесь уже можно широко использовать снарядовые упражнения.
В 14-15 лет силы уже достаточно, чтобы легко удержать свое тело, придвигать его на снарядах и т.д.
У девочек в период полового созревания развитие силы отстает по сравнению с мальчиками.
Сила у девочек воспитывается посредством собственно силовых и скоростно-силовых упражнений, но нельзя забывать, что не следует применять специальные физические нагрузки и преднамеренно влиять на развитие какой-либо функции организма, пока она не достигнет высокой степени своего естественного развития, однако оптимальные физические
нагрузки могут служить только положительными стимуляторами.
В 16-17 лет, т.е. в 9-ых классах, отмечается значительное нарастание силы мышц и показателей силовой выносливости.
По данным Н.В.Зимкина, у старших школьников сила растет за счет увеличения мышечной массы и ее уровень приближается к уровню развития ее у взрослых (табл.3).
Таблица 4
Изменение мышечной массы с возрастом
18-летних
Взрослых
Вес мышц в % к весу тела
44,2
41,8
Сила мышц рук (кг)
44,1
49,3
Становая сила (кг)
125,0
155,0
К 16-17 годам резко увеличивается сила разгибателей, а в 17-18 лет - сила сгибателей (т.е. мышцы спины сильнее мышц передней поверхности тела). Учителю школы это обстоятельство следует обязательно учитывать при подборе упражнений в сопротивлении, поднимании и переноске тяжестей, толкании ядра, прыжках в длину, упражнений с элементами классической и вольной борьбы и т.д.
Воспитание выносливости у детей школьного возраста должно быть под особым контролем учителя. Дело в том, что выносливость воспитывается на фоне утомления, а доводить двигательную активность детей до утомления не рекомендуется. Поэтому, необходимо при подборе средств их дозировки, очень внимательно учитывать возрастной ценз учащихся.
У младших школьников выносливость невысока, особенно статистическая. В 10 лет дети способны без признаков снижения работоспособности 5-7 раз пробегать по 40 метров с коротким отдыхом.
В 3-4-х классах (9-10 лет) проводятся более продолжительные игры с длительными перебежками.
В 13-14 лет, отмечается относительное возрастное замедление развития выносливости. У девочек она намного выше, чем у мальчиков, поэтому подбор упражнений и их дозировку нужно особенно тщательно продумывать.
В занятиях с подростками целесообразно применять упражнения, направленные на повышение общей выносливости и обращать внимание на развитие дыхательной мускулатуры и ритмичное сочетание актов дыхания с выполнением упражнений.
Воспитанию выносливости способствуют упражнения, требующие проявления скоростной выносливости (400-500 м на время), игровой выносливости, т.е. способности сохранять высокую двигательную активность в процессе игры с начала до конца.
У старшеклассников отмечается заметное развитие выносливости. Воспитание ее возможно посредством равномерного, переменного и
повторного бега на 100-200 метров и другими упражнениями. Обращается внимание на воспитание силовой выносливости (гимнастические упражнения, упражнения в метаниях, толканиях, при использовании элементов борьбы и т.д.).
Воспитание гибкости
Гибкость в младшей школьном возрасте специально не развивают, но упражнениями и играми поддерживают естественную подвижность в суставах и эластичность мышц.
Для развития гибкости особенно благоприятен возраст 10-12 лет, при помощи гимнастических упражнений, игр и т.д., добиваются широкой амплитуды движений. Однако нельзя допускать чрезмерного растяжения мышц, т.к. это ведёт к разболтанности в суставах, снижению мышечного тонуса и т.д.
В среднем возрасте увеличивается количество упражнений на гибкость с предметами и без предметов.
Повседневно занимаясь развитием у школьников двигательных качеств, учитель может рекомендовать им заниматься тем или иным видом спорта. Например, в 7-10 лет рекомендуется гимнастика, фигурное катание, теннис; в 7-10 лет - плавание; в 8-9 лет - акробатика; 9-11 лет - прыжки в воду, лыжи, парусный спорт; в 10-11 лет - гребля, футбол, хоккей; в 10-11 лет - волейбол, баскетбол, ручной мяч, водное поло, бадминтон; в 10-13 лет - фехтование; в 11-12 лет - бег на короткие дистанции, стрельба из лука, конькобежный спорт; в 11-13 лет - гребля, стрельба; в 12-13 лет - вело; в 12-14 лет - бокс; в 13-лет - тяжелая атлетика.
11. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА ДЕТЕЙ
Классы
Возрастная группа
Пол
Виды спорта
5-7 лет
Мальчики
Общая физическая подготовка, спортивная гимнастика, акробатика, шахматы, шашки, плавание
Девочки
Общая физическая подготовка, спортивная гимнастика, акробатика, шахматы, шашки, плавание
1-4 классы
7-9 лет
Мальчики
Вышеуказанные виды спорта + футбол, борьба, дзюдо, кураш, бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика
Девочки
Вышеуказанные виды спорта + синхронное плавание, теннис, настольный теннис, легкая атлетика
5-9 классы
10-11 лет
Мальчики
Вышеуказанные виды спорта + игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, ручной мяч), борьба грекоримская, вольная борьба, самбо, турон, стрельба из лука, фехтование
Девочки
Вышеуказанные виды спорта + игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, ручной мяч), стрельба из лука, фехтование
12-13 лет
Мальчики
Вышеуказанные виды спорта + тяжелая атлетика, бокс, велоспорт, гребля на каноэ и байдарке, пулевая стрельба, гиревой спорт, водные виды спорта (прыжки в воду, прыжки поло)
Девочки
Вышеуказанные виды спорта + велоспорт, гребля на каноэ и байдарке, пулевая стрельба, прыжки в воду
Колледжи,лицеи
14-15 лет
Мальчики
Вышеуказанные виды спорта + зимние виды спорта (горные лыжи, фристайл), конный спорт
Девочки
Вышеуказанные виды спорта + зимние виды спорта (горные лыжи, фристайл), конный спорт
16-18 лет
Мальчики
Вышеуказанные виды спорта + триатлон, горный туризм, альпинизм, картинг, мотоспорт + все признанные виды спорта
Махалля
Вышеуказанные виды спорта + горный туризм,
Мальчики
Общая физическая подготовка, игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч), шахматы, шашки, бадминтон, теннис, настольный теннис, кураш, турон, гиревой спорт и др.
Девочки
Общая физическая подготовка, игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч), шахматы, шашки, бадминтон, теннис, настольный теннис и др.
12. СПОРТ В ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ и КОЛЛЕДЖАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
В детских спортивных школах осуществляется учебная работа по подготовке юных спортсменов, инструкторов-общественников и судей по спорту. В зависимости от условий работы в этих школах создаются отделения по одному (специализированные) или по нескольким видам спорта (комплексные школы). Занятия в отдельных спортивных школах ведутся по учебным группам, комплектуемым с учётом возраста и подготовленности юных спортсменов.
Учебно-воспитательная работа спортивных школ строится на основе специальных программ по видам спорта, утвержденным Министерством народного образования. Основными формами работы в спортивных школах являются: групповые занятия по расписанию, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных состязаниях и мероприятиях, а также помощь образовательным школам и махаллям в организации и проведении спортивных занятий и соревнований.
Помимо учебной работы в стационарных условиях в летний период многие организуют спортивные лагеря, в которых учебно-тренировочная работа сочетается с общественно полезным трудом спортсменов.
Номер документа:
№ 0275-09
Дата принятия:
02.12.2009
Поиск
Единая сеть
Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана