Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то применяются правила международного договора.
– состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
– деятельность по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
– совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
– организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний и их устранение;
– состояние среды обитания и здоровья населения на определенной территории в конкретно указанное время;
– единая система, в которую входят центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), дезинфекционные станции, центры профилактики чумы, карантинных и особо опасных инфекций, научно-исследовательские учреждения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающие особый режим хозяйственной и другой деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров;
– заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды его обитания и возможностью передачи болезни от заболевшего человека или животного к здоровому человеку.
Основными направлениями государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
разработка и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
осуществление международного сотрудничества.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы – документы, устанавливающие требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся обязательными для соблюдения государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
утверждает и реализует государственные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
участвуют в реализации государственных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своих полномочий;
утверждают и реализуют территориальные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществляют меры по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния и сохранению чистоты территорий, повышению уровня санитарной культуры населения.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор
Государственный санитарный надзор осуществляется:
Республиканским Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;
соответствующими структурными подразделениями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, акционерного общества «Узбекистон темир йуллари».
Государственный санитарный надзор может осуществляться соответствующими структурными подразделениями других министерств и ведомств, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Республиканский Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента обеспечивают методическое руководство, координацию деятельности структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй настоящей статьи.
Статья 9. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор
Организация и осуществление государственного санитарного надзора возлагаются на:
Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан, главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителей;
руководителей соответствующих структурных подразделений Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, акционерного общества «Узбекистон темир йуллари»;
иные должностные лица в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:
руководит санитарно-эпидемиологической службой, определяет основные задачи и приоритетные направления осуществления государственного санитарного надзора;
утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
утверждает нормативно-техническую документацию по определению влияния факторов окружающей среды на организм человека;
утверждает Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
координирует мероприятия по санитарной охране территорий от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
при угрозе возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносит постановления о проведении соответствующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
выдает разрешения на ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ, химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции на основании их токсиколого-гигиенической оценки;
осуществляет контроль за целевым использованием республиканского и местных эпидемических фондов и материально-технических ресурсов, выделяемых на санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
рассматривает жалобы на решения учреждений санитарно-эпидемиологической службы, а также на действия (бездействие) их должностных лиц;
назначает главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан.
Статья 11. Полномочия главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей
и города Ташкента, районов и городов
Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов:
руководят подчиненными им учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;
выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов;
определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
проводят мероприятия по санитарной охране соответствующей территории от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
осуществляют санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при устранении аварийных ситуаций и вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
выносят предписания по устранению допущенных нарушений законодательства, являющиеся обязательными к исполнению государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.
Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей районов и городов.
Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их полномочий предоставляется право:
а) требовать от государственных и иных органов, юридических и физических лиц устранения допущенных нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, с выдачей предписаний по их устранению;
б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в проектах строительства и реконструкции объектов;
в) в установленном порядке выдавать государственным и иным органам, юридическим и физическим лицам заключения:
по проектам планировки и застройки населенных пунктов и перспективным планам размещения объектов, а также по проектам строительства, реконструкции предприятий, зданий и сооружений;
по вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водопользования и условий спуска сточных вод после их очистки, утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;
о соответствии сооружений, жилых помещений, лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, производственных и санитарно-бытовых помещений, а также оборудования, транспортных средств санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам;
по представляемым предложениям об учебной нагрузке и примерном режиме занятий обучающихся в образовательных учреждениях;
г) в установленном законодательством порядке посещать объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью надзора за выполнением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
д) требовать от работодателей:
отстранения от работы лиц, систематически не выполняющих санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, противоэпидемический режим, с учетом особенностей производства и характера выполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
е) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для санитарно-гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;
ж) в установленном порядке привлекать к осуществлению государственного санитарного надзора специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств, а также представителей общественности.
Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан, главным государственным санитарным врачам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителям, руководителям структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй статьи 8 настоящего Закона, при нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в пределах их полномочий предоставляется право:
отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширение жилых, общественных, производственных и иных объектов, не отвечающих требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
приостанавливать эксплуатацию действующих сооружений, жилых помещений, производственных объектов, зданий культурно-бытового назначения, деятельность предприятий общественного питания и торговли, образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и других учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, использование транспортных средств до устранения нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
приостанавливать строительство, реконструкцию населенных пунктов, зданий и сооружений и выполнение отдельных видов работ на указанных объектах в случаях нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, пищевого сырья и продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств, тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, продуктами питания и лекарственными средствами, изделий из них и иных товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения вредного влияния на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ, средств и методов;
запрещать использование воды, признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
вносить предложения работодателям о временном отстранении от работы лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также своевременно не прошедших медицинские осмотры;
ограничивать, приостанавливать и запрещать деятельность субъектов предпринимательства на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 13. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:
вести в установленном порядке надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения со стороны государственных и иных органов, юридических и физических лиц;
предупреждать, выявлять и устранять нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
своевременно оповещать население о выявленных опасностях;
устанавливать причины и условия возникновения, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
информировать юридических и физических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 14. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций
в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Органы самоуправления граждан:
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
оказывают содействие в реализации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
осуществляют общественный контроль на соответствующей территории за реализацией мероприятий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий;
организуют на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству и озеленению.
Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Негосударственные некоммерческие организации могут оказывать содействие и необходимую помощь государственным и иным органам, участвующим в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Глава 3. Права и обязанности юридических и физических лиц
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 15. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на:
получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;
участие в разработке органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в порядке, установленном законодательством;
обжалование решений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, действий (бездействия) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор;
разрабатывать и реализовывать санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных и паразитарных заболеваний в целях их устранения;
обеспечивать безопасность продукции при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;
соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции, выполнении работ и оказании услуг;
предоставлять органам государственной власти на местах, органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, достоверную информацию об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 17. Права и обязанности граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Граждане имеют право на:
благоприятную среду обитания;
получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;
получение от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации о безопасности и качестве продукции, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;
внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Граждане обязаны соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не допускать действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Граждане могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Глава 4. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 18. Требования к разработке нормативно-технической документации
Юридические и физические лица, разрабатывающие нормативно-техническую документацию, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, до внедрения новых химических веществ и биологических средств, источников ионизирующего излучения и приборов, содержащих эти источники, материалов, технологических процессов, оборудования, парфюмерно-косметической продукции и других товаров народного потребления, обязаны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания, утилизации вредной продукции и отходов с представлением их на согласование Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.
Статья 19. Требования к планировке, проектированию и строительству объектов, техническому и технологическому переоборудованию предприятий и вводу их в эксплуатацию
Юридические и физические лица при планировке, проектировании и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.
Статья 20. Требования к содержанию территорий, сооружений, зданий, эксплуатации оборудования
и транспортных средств
Юридические и физические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, сооружений, зданий лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, а также эксплуатацию оборудования, транспортных средств в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
Статья 21. Требования при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов
Юридические и физические лица в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.
Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.
Статья 22. Требования при обращении с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения
Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при добыче, производстве, выработке, переработке, использовании, хранении, обслуживании, транспортировке, обезвреживании, утилизации и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.
Статья 23. Требования к заселению жилых помещений и их эксплуатации
Жилые помещения, предоставляемые государственными организациями и иными собственниками, должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Не допускается проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Жильцы обязаны выполнять правила содержания дворовых, придомовых территорий и использования жилых помещений, утвержденные органами государственной власти на местах.
Статья 24. Требования к пищевому сырью, продуктам питания, их производству, транспортировке, хранению и реализации
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья, продуктов питания, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.
Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.
Статья 25. Требования при поставке и реализации продукции, ввозимой из-за рубежа
Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при поставке, реализации и использовании технологий, материалов, сырья и продукции, ввозимых из-за рубежа.
Статья 26. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению
Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества подаваемой воды санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, а также государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом, которые утверждаются органами государственной власти на местах.
Юридические и физические лица обязаны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд и нецентрализованного водоснабжения, санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Статья 27. Требования к соблюдению санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, регламентирующих условия образования
В образовательных учреждениях должны соблюдаться соответствующие санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.
Статья 28. Требования к условиям труда
Работодатели обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы к производственным и санитарно-бытовым помещениям, производственным процессам, технологическому оборудованию, организации рабочих мест, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников.
Статья 29. Проведение специальных экспертиз
Санитарно-гигиеническая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательскими, высшими образовательными учреждениями и другими организациями.
Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов определяются законодательством.
Глава 5. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Статья 30. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия включают в себя:
санитарную охрану территории Республики Узбекистан;
меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний;
проведение профилактических прививок;
дезинфекционные мероприятия;
обязательные медицинские осмотры;
гигиеническое обучение и воспитание граждан.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия могут включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.
Статья 31. Санитарная охрана территории Республики Узбекистан
Санитарная охрана территории Республики Узбекистан – это комплекс мер, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращение ввоза на территорию Республики Узбекистан товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ и грузов, представляющих опасность для человека.
Санитарная охрана территории Республики Узбекистан обеспечивается путем проведения санитарно-карантинного контроля и введения ограничительных мероприятий (карантина).
Санитарно-карантинный контроль проводится соответствующими органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан в установленном порядке.
В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, органы государственной власти на местах по представлению соответственно Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов, их заместителей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах ограничительные мероприятия (карантин).
Порядок и сроки проведения ограничительных мероприятий (карантина) определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах.
Санитарная охрана территории Республики Узбекистан может обеспечиваться и иными мерами в соответствии с законодательством.
Статья 32. Меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний
В очагах инфекционных и паразитарных заболеваний лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке проводятся меры, направленные на:
выявление, изоляцию и госпитализацию лиц с подозрением на инфекционные и паразитарные заболевания, а также лабораторное обследование контактных лиц и медицинское наблюдение за ними;
определение путей и факторов передачи инфекционных и паразитарных заболеваний и предотвращение их воздействия на человека.
Статья 33. Проведение профилактических прививок
Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Национальный календарь профилактических прививок определяет группы лиц, подлежащих профилактическим прививкам, порядок и сроки их проведения.
Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждается Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан.
Статья 34. Дезинфекционные мероприятия
В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, их локализации и устранения проводятся:
дезинфекционные мероприятия по эпидемическим показаниям – органами, осуществляющими государственный санитарный надзор;
профилактические дезинфекционные мероприятия – дезинфекционными станциями на основе заключенных договоров с юридическими и физическими лицами.
Статья 35. Обязательные медицинские осмотры
В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также предупреждения профессиональных заболеваний работники ряда профессий и производств проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Перечень профессий и производств, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, порядок и сроки их проведения утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан с предварительным уведомлением Федерации профсоюзов Узбекистана.
Статья 36. Гигиеническое обучение и воспитание граждан
Гигиеническое обучение и воспитание граждан направлены на овладение ими знаниями, умениями и навыками гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и проводится в целях профилактики заболеваний.
Гигиеническое обучение и воспитание граждан должно в установленном порядке проводиться:
в образовательных учреждениях;
перед допуском к работе, при переподготовке, повышении квалификации кадров, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 37. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора
Вмешательство в деятельность органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, с целью воспрепятствования их законной деятельности запрещается.
Статья 38. Разрешение споров
Споры в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Лица, виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года № 657–ХII
«О государственном санитарном надзоре» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 355);
2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от
3 июля 1992 года № 658–ХII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 356);
3) раздел X Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года № 70–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 6, ст.118);
4) раздел V Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года №772–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст.124);
5) раздел I Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года № 125–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7–8, ст. 217);
6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ–59 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536);
7) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 3 сентября 2010 года № ЗРУ–253 «О внесении изменений в статью 25 Закона Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» и статью 5 Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 333);
8) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ–352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98);
9) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2014 года № ЗРУ–373 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 9, ст. 244);
10) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ–381 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 12, ст. 343).
Статья 41. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.