![]() |
![]() |
 Победитель интернет фестиваля национального домена 2013 |
![]() |
Авторизация
Подписка на рассылку
|
6. Особенности прогнозирования медико-санитарных последствий химических аварий 32. Прогнозирование последствий химических аварий проводится как в режиме повседневного функционирования учреждений и формирований, имея конечной целью определение необходимых для ликвидации последствий возможной аварии сил и средств (заблаговременное прогнозирование), так и непосредственно при возникновении аварийной ситуации для уточнения обстановки, согласования прогнозных оценок с данными химико-аналитического контроля загрязнений и расчетов развития аварийной ситуации (оперативный прогноз). 33. Прогнозирование начинается с учета количества и вида вещества (его физико-химических свойств), с которым может произойти авария, технологических, метеорологических и микроклиматических условий. 34. При анализе острых эффектов воздействия следует иметь в виду, что ингаляционный путь поступления химических веществ в организм людей в этот период является основным. Поэтому при всех возможных вариантах аварий необходим расчет распространения ОХВ в атмосфере. 35. Прогнозирование медико-санитарных последствий ведется поэтапно: прогноз вероятности возникновения самой катастрофы; определение уровней и динамики загрязнения производственной и окружающей среды (прежде всего воздуха); расчеты потенциальных санитарных потерь. 36. Наибольшую опасность представляют аварийные ситуации, связанные с полным разрушением емкостей с ОХВ, так как в атмосферу и на открытую поверхность при этом может быть выброшено значительное количество сжиженного вещества. 37. Для решения конкретных задач создаются: специальные компьютерные программы на основе математических методов расчета для сбора и обработки первичной информации о состоянии производственной и окружающей среды в момент катастрофы и для прогнозирования дальнейшего развития событий, т. е. последствий аварий и катастроф для окружающей среды и человека; базы данных на основе справочного материала по уже происшедшим чрезвычайным ситуациям, которые позволяют извлекать необходимую информацию для оперативного прогнозирования распространения примесей в атмосфере (совместно с подсистемой соответствующих расчетов); математические модели распространения загрязнения, возникшего в результате аварийных выбросов ОХВ, которые включают в себя упрощенные варианты для проведения экспресспрогноза в конкретных условиях времени и пространства, а также более точные - для моделирования дальнейших последствий чрезвычайных ситуаций. 38. При прогнозировании санитарно-эпидемиологических последствий в зонах чрезвычайных ситуаций также используются экспертные системы подготовки рекомендаций для лиц, принимающих решения, которые разрабатываются на основе сопоставления расчетных параметров выбросов ОХВ с допустимыми нормами загрязнения и оценки возможного ущерба населению и территориям. Система позволяет анализировать типовые ситуации выбросов, выявлять наиболее уязвимые участки местности, рассчитывать установившееся распределение концентраций ОХВ вещества при фактических метеорологических параметрах. 39. Для экспресспрогноза и расчета распространения загрязняющих веществ используются простейшие нестационарные модели. Модели строятся на основе специальных методик и позволяют рассчитать траекторию и время движения облака. 40. Прогностический расчет санитарно-эпидемиологических последствий должен проводиться с учетом: вида, свойств и количества вещества; особенностей местных метеорологических условий, розы ветров; состояния вертикальной устойчивости атмосферы (ВУА) - инверсия, изотермия, конвекция; рельефа местности; траектории движения облака ОХВ; масштабов загрязнения приземного слоя атмосферы, распределения концентраций ОХВ в конкретных метеоусловиях (характеристики распространения и диффузии ОХВ в штилевых условиях и во время ветра различаются настолько, что для их описания требуются разные модели); количества людей и времени их нахождения в зоне аварии и других факторов. 41. Оценка химической обстановки как на объекте, так и за его пределами может быть наиболее эффективно проведена при наличии автоматизированного комплекса, обеспечивающего в реальном режиме времени практически весь набор необходимых данных как о загрязненности приземного слоя атмосферы на объекте, так и о метеорологических условиях. Этот комплекс может также использоваться для решения следующих задач: построение полей концентраций в реальном масштабе времени с отображением их в случае необходимости на устройствах вывода; прогнозирование химической опасности на территории промышленной площадки и за ее пределами; выдача рекомендаций о наиболее целесообразных вариантах действий в конкретных условиях складывающейся обстановки; подготовка результатов прогнозирования загрязнений для расчетов санитарных потерь и планирования системы мероприятий по ликвидации последствий аварийных выбросов. 42. Решение задач прогнозирования требует наиболее полного обеспечения метеорологическими данными. К основным метеорологическим величинам, подлежащим обязательному учету, относятся: температура воздуха и почвы; атмосферное давление; относительная влажность воздуха; скорость и направление ветра в приземном слое атмосферы; температурная стратификация, от которой зависит ВУА. Учитывая тот факт, что объект может находиться в пределах населенных пунктов и его территория также может быть застроена, регистрация показателей, характеризующих направление и скорость ветра, должна осуществляться за пределами вязкого подслоя атмосферы. Величина данного подслоя зависит от плотности застройки, этажности зданий, рельефа местности и подстилающей поверхности. В качестве оптимального варианта можно принять наиболее часто используемую в настоящее время высоту, равную 10 м. 43. Последствия аварии связаны с тремя основными характеристиками химического загрязнения: масштабами, опасностью и продолжительностью. Масштабы и опасность химического загрязнения характеризуют возможный ущерб от аварии. При оценке токсической опасности — это либо линейные размеры и площади зон, в пределах которых возможно поражение людей не ниже заданной степени тяжести, либо возможное число пораженных с учетом количества и средней плотности их нахождения на данной площади. 44. Выдача рекомендаций лицам, принимающим решения о наиболее целесообразных вариантах действий в складывающейся обстановке, должна осуществляться в форме поддержки принятия решения по всему перечню задач до завершения ликвидации аварийной ситуации в целом. При этом основные информационные материалы должны предусматривать: во-первых, наличие руководящих документов, регламентирующих порядок действий по организации оповещения, уточнения данных о масштабах и параметрах аварии, источниках и поражающих факторах (ведущих и сопутствующих), организации первого этапа работ по ликвидации последствий силами специализированных формирований, штатных и нештатных аварийных команд; во-вторых, наличие документов, рекомендующих наиболее целесообразный режим функционирования комплекса и объекта в целом, организацию защиты и эвакуации персонала предприятия, документирования результатов работы (замеры уровней загрязнений) и подготовки докладов о ходе развития аварии и ее возможных последствиях; в-третьих, возможность получения при необходимости информационно-справочных материалов по: технологическим особенностям аварийного объекта; физико-химическим и токсическим свойствам вещества, вызвавшего аварию, и продуктов его деструкции, а также характеру его токсического действия на человека в зависимости от уровня концентраций и путей поступления в организм; характеристике средств защиты органов дыхания и кожи, имеющихся на объекте; наиболее целесообразным действиям человека, оказавшегося в зоне загрязнения; мерам первой доврачебной помощи; дегазации выбросов и проливов и т.п. 7. Организация санитарно-химического контроля загрязнений при химических авариях 45. Санитарно-химический контроль включает комплекс организационно-технических и гигиенических мероприятий по своевременному обнаружению факта загрязнения объектов производственной и окружающей среды ОХВ. 46. В эти мероприятия, выполняемые ТББР и РХО ЦГСЭН, входит получение информации по идентификации токсикантов, степени и масштабам загрязнений для оценки их опасности, прогнозу обстановки и правильной организации действий. 47. В первые часы после катастрофы специалисты ТББР (гигиенисты и токсикологи), направляются в район, прилегающий к очагу аварии, для участия в проведении разведки, определения масштабов и окончательной оценки обстановки. 48. Санитарно-химический контроль может быть дискретным или непрерывным и использовать любые методы, позволяющие адекватно оценивать обстановку. Необходимо определять уровни загрязнений и их распространенность (границы), контролировать динамику, оценивать возможность трансформации веществ, учитывать их миграцию. При этом необходимо соблюдать основное требование - как можно более быстрое получение информации. 49. ТББР и РХО ЦГСЭН должны быть оснащены соответствующими техническими средствами обнаружения и определения ОХВ. В оптимальном варианте это автономные подвижные средства - передвижные лаборатории, имеющие преимущество в оперативности получения информации и скорости ее обновления ввиду физической близости к месту аварии. 50. Необходимо определить предельное время пребывания в загрязненной зоне, вид и вопросы эксплуатации средств индивидуальной защиты, способы дегазации и оценку ее эффективности, первоочередные лечебные мероприятия и решить (при необходимости) вопросы эвакуации. 51. Наличие и выбор пробоотборной и химико-аналитической аппаратуры и комплектация переносных и подвижных лабораторий определяется предполагаемым перечнем ОХВ для региона, территории или объекта. 52. Основными требованиями к методам анализа и аппаратуре являются: экспрессность качественного и количественного определения ОХВ — желательно в режиме реального времени или, по крайней мере, в течение нескольких минут—получаса; широкий динамический диапазон измеряемых концентраций веществ от 1.10 до 1.10 (от предельно допустимых до максимально переносимых концентраций); высокая селективность анализа наиболее аварийно опасных веществ. 53. Полный перечень технических требований к средствам санитарнохимического контроля веществ применительно к конкретным задачам включает требования к средствам для отбора проб, аппаратуре для анализа, каналам передачи данных и центрам их обработка, составу и квалификации обслуживающего персонала, условиям его работы, необходимому запасу реактивов, запасных частей систем жизнеобеспечения и т. д. 54. Наиболее распространенные портативные анализаторы токсичных веществ основаны на спектральных, фотоколориметрических, электрохимических, фотоионизационных, хроматографических, хромато-масс- спектромстрических и других методах измерения концентраций веществ. 55. В состав подвижных и переносных лабораторий входят анализаторы периодического и непрерывного действия, различные ленточные детекторы, линейно-колористические трубки и средства дистанционного контроля окружающей среды. 56. Более универсальными анализаторами токсичных веществ являются переносные газовые, жидкостные и ионные хроматографы. Перспективными приборами для ведения санитарно-химической разведки являются масс-спектрометр и хромато-масс-спектрометр нового поколения, которые рассчитаны на проведение измерений при движении транспортных средств. Портативность масс-спектрометра позволяет использовать его и в качестве выносного прибора, и в качестве датчика-сигнализатора. 57. Подвижные или переносные лаборатории должны быть метрологически аттестованными и оснащены системой связи для координации работ и передачи получаемых аналитических данных руководству. 8. Санитарно-гигиенические мероприятия в ходе ликвидации последствий химических аварий при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ 58. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей и защите природной среды. Они проводятся при наличии факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, в том числе и лицам, выполняющим аварийно-спасательные работы. При этом зачастую степень вредного влияния на первых стадиях аварии и спасательных работ неизвестна. Поэтому необходима специальная подготовка, экипировка и оснащение специалистов аварийно-спасательных и специализированных формирований. 59. Аварийно-восстановительные работы являются продолжением выполняемых в зоне аварии аварийно-спасательных работ. Это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по ликвидации разрушений и очагов повышенной опасности, по устранению повреждений на коммуникационных линиях, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обезвреживанию территории. Они проводятся, как правило, уже в условиях проведенной на первом этапе детальной оценки неблагоприятных аварийных факторов и снижения их выраженности. В этой связи требования к защите персонала, выполняющего аварийно восстановительные работы, значительно снижены по сравнению с значительно снижены по сравнению с необходимыми защитными мероприятиями при аварийно-спасательных работах. 60. При химических авариях возникает сложная обстановка, требующая высококвалифицированного выполнения санитарно-гигиенических мероприятий в полном объеме. Они проводятся по следующим основным направлениям: санитарно-эпидемиологический надзор за условиями производственной и окружающей среды на аварийном объекте и смежных с ним предприятиях; оценка состояния здоровья людей; проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. 61. Для анализа санитарно-эпидемиологической обстановки, создавшейся после химической аварии, в дополнение к уже имеющимся результатам натурных исследований целесообразно применить оперативное прогнозирование (методы математического расчета). Основой для этих расчетов являются материалы санитарного паспорта потенциальной аварийной опасности конкретного химического производства и паспорта безопасности административно-территориальных единиц. С учетом полученных расчетных данных могут быть оценены рациональность уже принятых в первые часы после аварии решений и много вариантность сценария ее развития. 62. Результатом гигиенической оценки аварийной ситуации в первые часы после аварии является определение зон опасности отравлений, разработка рекомендаций по применению средств защиты людей (индивидуальных и коллективных), дегазационным мероприятиям и объему эвакуации людей из зоны поражения. Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близрасположенные безопасные места, заранее обследованные в санитарно-гигиеническом отношении, подготовленные и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами для временного размещения, обеспечения минимально необходимого набора социально-бытовых условий. Проводится информирование медицинского персонала, осуществляющего оказание медицинской помощи пораженным, об уровнях воздействия ОХВ с их токсикологической оценкой, предоставляются сведения об особенностях биологического действия токсиканта. 63. При развертывании вблизи очага аварии подвижных медицинских формирований выдаются рекомендации по месту их размещения, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы и осуществляется постоянный надзор за их функционированием. 64. При аварии с неизвестным химическим веществом на первоначальном этапе должен быть произведен опрос населения для сбора сведений о жалобах на самочувствие, наличие специфического запаха, раздражение верхних дыхательных путей и произведена регистрация всех случаев «неизвестных» заболеваний, а также заболеваний (падежа) домашних животных, гибель рыб, поражение растительности и др. После завершения предварительной гигиенической оценки аварийной ситуации и проведения ориентировочных санитарных прогнозов последствий химического загрязнения составляется оперативный перечень санитарно-гигиенических мероприятий, целью которых является санитарный надзор за состоянием окружающей среды, ликвидация медико-санитарных последствий аварии и оценка здоровья людей. 65. В первоначальный период (этап гигиенической диагностики и анализа) уточняются границы химического загрязнения местности и проводится нанесение их на карту. Определяются расстояния до ближайших населенных пунктов и уточняется информация о количестве и составе проживающих. На основе этих данных, а также работ по индикации веществ, органами и учреждениями госсанэпиднадзора определяются объемы санитарно-гигиенических мероприятий по ликвидации последствий химических аварий. 66. К числу основных санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых в зоне аварии в период выполнения аварийно-спасательных работ, относятся мероприятия по защите находящихся в ней людей. Они позволяют не только снизить неблагоприятные последствия аварии, но зачастую вообще предотвращают их. Проводимые меры защиты условно можно подразделить на коллективные и индивидуальные (с использованием средств индивидуальной защиты и антидотов). 67. К числу коллективных мер защиты следует отнести не только традиционные убежища. Их роль могут выполнять любые закрытые помещения, в которые ограничен доступ загрязненного воздуха. 68. Большое значение имеет своевременное и правильное использование средств индивидуальной защиты, в качестве которых рекомендуется использовать гражданские, промышленные и общевойсковые противогазы и респираторы, простейшие и подручные средства (тканевые маски и повязки). Наиболее высокие требования предъявляются к средствам индивидуальной защиты персонала аварийно-спасательных формирований. 69. Особая роль в ряду мер защиты принадлежит так называемой медицинской защите, предусматривающей использование химиопротекторов и антидотов. Эти мероприятия должны осуществляться прежде всего работающими в очаге или вблизи него аварийно-спасательными или специализированными медицинскими бригадами. В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты следует проводить обучение специалистов и обеспечивать набор соответствующих средств защиты. 70. При авариях со стойкими химическими веществами у находящихся в зоне аварии людей (работающий персонал аварийных объектов, население, специалисты аварийно-спасательных и специализированных формирований) наблюдается загрязнение кожных покровов, слизистых оболочек и одежды. Это может приводить не только к дополнительному вторичному воздействию химических веществ, но и способствовать разносу загрязнений. В связи с этим, на границе зоны загрязнения необходимо оборудовать пункты специальной обработки. В указанных пунктах (наряду с обмывом кожных покровов водой с мылом) в соответствии с физико-химическими свойствами конкретного загрязнителя применяют различные специальные средства обработки (кислоты, щелочи, комплексооб- разователи, поверхностно-активные вещества и др.). Данная обработка должна проводиться в кратчайшие сроки после загрязнения. Достаточно эффективной может быть обработка открытых участков кожи и слизистых оболочек с заменой загрязненной одежды и обуви на развертываемых площадках для частичной специальной обработки. После обработки необходимо проводить контроль ее эффективности. 71. Прерогативой санитарно-гигиенических исследований при химических авариях является оценка состояния здоровья людей и мониторинг химического загрязнения производственной и окружающей среды. 72. Для оценки возможных отрицательных последствий химического загрязнения рекомендуется исследовать следующие объекты: воздушная среда; почва (поверхностные и глубокие слои); вода открытых водоемов; вода из подземных источников (колодцы, артезианские скважины); снеговой покров, лед; воздух жилых и производственных помещений, мест временного пребывания людей; смывы с поверхностей помещений, оборудования, растений и т.п. 73. Почва является основной средой, в которой кумулируют и длительно сохраняются опасные химические вещества. Как правило, наблюдается миграция химических веществ по профилю почвы в более глубокие слои с дальнейшим накоплением как химических веществ, так и продуктов их разложения в растениях. Как показал опыт гигиенических наблюдений, даже в случае проведения дегазационных мероприятий, остаточное загрязнение некоторыми ОХВ поверхностных и глубоких слоев почвы и растительности может сохраняться до 4-5 лет (в зависимости от стойкости химического вещества). Число проб почвы, глубина шурфов, периодичность наблюдения определяются свойствами химического вещества, характером почв и геологическими особенностями территории. 74. Значительная часть ОХВ рано или поздно попадает в водоисточники. Опасность и степень загрязнения ими зависят от вида водоисточника, физико-химических свойств и агрегатного состояния веществ, их стойкости в воде и других условий. Как правило, наиболее вероятно загрязнение непроточных относительно небольших водоемов (пруды, озера, колодцы) и рек. Самыми опасными в смысле загрязнения водоисточников являются хорошо растворимые в воде химические вещества. Учитывая высокую опасность химического загрязнения воды, необходим гигиенический контроль за всеми поверхностными и подземными водоисточниками. Контроль качества воды необходимо проводить периодически до получения достоверных данных об отсутствии химического загрязнения. Распространение загрязнений ОХВ в окружающей среде в зимний период кроме того оценивается по содержанию веществ в снеговом или ледяном покровах. 75. Загрязнение воды ОХВ приводит к попаданию их в корневую систему растений и к накоплению в зеленой массе, овощах и фруктах. Возможна и сорбция ОХВ из атмосферного воздуха в момент аварии. Гигиеническое заключение о содержании этих веществ в растениях, фруктах и овощах является основой для принятия решения об их использовании населением. 76. При обнаружении ОХВ в воде и в случае выхода из строя объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения принимаются экстренные меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой (подвоз воды в автоцистернах, дегазация и обеззараживание воды). Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение, указаны в таблице 3. Таблица 3. Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и больных, поступающих на лечение
77. Продукты питания, хранящиеся в негерметичной упаковке, подлежат гигиенической экспертизе. При обнаружении в них ОХВ они подлежат обработке или уничтожению. При необходимости организуется специальная площадка для временного питания пострадавших с соответствующим благоустройством, мойкой и дезинфекцией. 78. В случае эвакуации населения предусматриваются места для временного размещения эвакуированных из расчета 2,75 м2 на 1 чел. В палаточных городках минимальная норма площади должна быть не менее 2,0-л 2,5 м на 1 чел. Температура воздуха в помещениях с пораженными людьми должна быть не ниже 18 °С при относительной влажности 35-65%. В палаточных городках должны быть оборудованы сушильные помещения, из расчета 15-18 м2 площади на 100 чел. 79. Должен быть налажен постоянный контроль за состоянием здоровья пораженных, в том числе за инфекционной заболеваемостью. По показаниям проводится массовая иммунизация против инфекционных болезней (брюшной тиф, сибирская язва, туляремия, вирусный гепатит и др.) и гам- маглобулинопрофилактика. Примечания:1. Для лечебных нужд приведенные в таблице нормы увеличиваются на 5 дм3 / сут на каждого больного, находящегося в ЛПУ, независимо от климатической зоны и режима водообеспечения. 2. Норму для питья людям, выполняющим работу, умножают на коэффициенты в зависимости от категории тяжести работы: - легкой I - 1,125; - средней тяжести Па - 1,330 и 116 - 1,540; - тяжелой III- 1,750. 3. Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещениях с повышенной температурой, умножают на коэффициенты в зависимости от температуры воздуха: 20-22°С - 1,00; 25°С - 1,35; 30°С - 2,30; 35°С - 3,35; 37°С - 4,00. Приложение 1. Перечень специфических чрезвычайно и высокоопасных газо- и парообразных химических веществ Наименование химических веществ ’ п.п. __________________________________________ мг/м 1 Азиридин 0,02 2 Акриловой кислоты аллиловый эфир 0,03 3 Арсин 0,1 4 1,4-Бензохинон 0,05 5 Бис(трибутилолово) оксид (по олову) 0,005 6 Бут-З-ен-2-он 0,1 7 Возгоны каменноугольных смол и пеков при среднем содержании в них бенз(а)пирена а) 0, 075-0,15% 0,1 б) от 0,15 до 0,3% 0,05 8 Гексаметилендиамин 0,1 9 Г ексаметилендиизоцианат 0,05 10 Гексахлорциклопентадиен 0,0] 11 Гидразин и его производные 0,1 12 Глифтор 0,05 13 Диборан 0,1 14 Диметил кадмий 0,005/0,001 15 0,0-Диметилсульфат 0,1 16 1,1-Диметилэтилпероксоацетат ОД 17 1,3-Дихлорпропан -2-он 0,05 18 Диэтил перфторадипинат 0,1 19 Диэтилперфторпентадионат 0,1 20 Диэтилртуть 0,005 21 Диэтилтеллур 0,0005 22 Железо, пентакарбонил+ 0,1 23 Кобальт гидридотетракарбонил 0,01 24 Марганец трикарбонилциклопентадиен 0,1 . 25 2-Метилгекс-5-ен-3-ин-2-ол 0,05 26 О-Метилдихлортиофосфат 0,1 27 Метилизотиоцианат 0,1 28 Метилизоцианат 0,05 29 4-Метилфенилен-1,3-диизоцианат 0,05 30 3-Метил фенил изоцианат 0,1 31 Метилхлорформиат 0,05 32 1,4-Нафтохинон 0,1 33 Никель тетракарбонил 0,0005 34 Озон 0,1
Номер документа: № 0178-04 Дата принятия: 30.11.2004
| Поиск
Единая сеть
Сайты единой информационной сети Медицинского портала Узбекистана Последние новости
Последние события
Новые документы
22.05.2018 О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия распространению гриппа и других острых респираторных инфекций в Республике Узбекистан
25.04.2018 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан 25.04.2018 Об организационных мерах но ускоренной интеграции ведомственных информационных систем и реализации инновационных проектов Новые публикации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Copyright © WWW.MED.UZ - Медицинский портал Узбекистана, 2005-2025
|
Контакты:
|