22.05.2006
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, разработки и согласования проектов предельно допустимых сбросов (пдс) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты и на рельеф местности
СанПиН РУз № 0202-06
Издание официальное
Ташкент-2006 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«__22__» __05__ 2006 г. № 13
Я, Главный Государственный санитарный врач Республики Узбекистан, рассмотрев Санитарные правила и нормы “Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, разработки и согласования проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты и на рельеф местности», разработанные ведущими учеными и специалистами НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз и Ташкентской медицинской академии.
П О С Т А Н ОВ Л Я Ю:
1. Ввести в действие Санитарные правила и нормы “Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, разработки и согласования проектов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты и на рельеф местности» и опубликовать их в трехмесячный срок после утверждения.
2. Исполнение вышеуказанных Санитарных правил и норм является обязательным для всех организаций и предприятий, независимо от форм собственности.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителей Главного Государственного санитарного врача Республики Узбекистан С.С.Саидалиева и С.Б.Шоумарова.
Б.И.НИЯЗМАТОВ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Главный Государственный
санитарный врач
Республики Узбекистан
Б.И.НИЯЗМАТОВИ
« 22 » мая 2006 г. |
УЧРЕЖДЕНИЯ - РАЗРАБОТЧИКИ:
- НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний МЗ РУз
- Ташкентская медицинская академия
СОСТАВИТЕЛИ:
д.м.н., проф. ИЛЬИНСКИЙ И.И.
д.м.н. проф.ИСКАНДАРОВА Г.Т.
ИСКАНДАРОВ А.Б.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Настоящие санитарные правила и нормы составлены в соответствие с руководящим документом Государственного Комитета Республики Узбекистан по охране природы «Порядок разработки и согласования РСВ и проектов норм ПДС, выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
1.2. В соответствии со статьей 22 Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» специальным водопользованием является водопользование из поверхностных и подземных водных объектов, осуществляемое с применением сооружений или технических устройств, для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей промышленности, энергетики сельскохозяйственного и рыбного хозяйства, а также для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод.
2. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И СОГЛАСОВАНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
2.1. Выдача разрешений на специальное водопользование осуществляется органами Государственного Комитета Республики Узбекистан по охране природы по единой форме на основе схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов, правил и нормативов использования вод, местной экологической обстановки при обязательном их согласовании Департаментом Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РУз и его территориальными органами (Центрами ГСЭН) при заборе воды на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды, сбросе сточных вод в поверхностные водотоки и подземные водные объекты, а также при их отведении на рельеф местности.
2.2. Вопрос о согласовании условий водопользования и выдаче разрешения на специальное водопользование должен быть рассмотрен каждым правомоечным на это органом в двухнедельный срок. Допускается выдача как бессрочных, так и временных разрешений на специальное водопользование; последние могут быть краткосрочными (до 3 лет) и долгосрочными (от 3 до 25 лет); при этом сроки водопользования исчисляются со дня получения разрешения на специальное водопользование.
2.3. Разрешение на специальное водопользование может быть аннулировано в случае отсутствия надобности в водопользовании или отказа от него, ликвидации предприятий и организаций, которым выданы разрешения или передачи сооружений и технических устройств, при помощи которых осуществляется специальное водопользование, другим водопользователям; истечения срока водопользования; изъятия водного объекта представленного для осуществления специального водопользования, из обособленного пользования.
2.4. В разрешениях на специальное водопользование устанавливаются: нормативы и лимиты забора воды из водных объектов, нормативы водоотведения и величины предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ.
3. ФОРМА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА НОРМ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, СБРАСЫВАЕМЫХ СО СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ И НА РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ
3.1. Проекты норм предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ составляются по специальной форме (таблица), к которой прилагается анализ полученных результатов расчета норм ПДС с оценкой водоохранной обстановки на предприятиях.
3.2. Нормы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих объектов-водопользователей независимо от объёма сточных вод. При этом нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект производится, исходя из отношения последнего к одной из категорий (вида) водопользования: рыбохозяйственной, культурно-бытовой, хозяйственно-питьевой и ирригационной.
3.3. При установлении норм ПДС учитываются разбавляющая и ассимилирующая способности водного объекта в случае, если фоновые загрязнения в водотоке ниже ПДК и соблюдается следующее неравенство: 0,0025 ≤g/Q≤0,1, g – расход сточных вод; Q – расход воды в водоёме.
3.4. Нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами на рельеф местности производится, исходя из данных о типе, проницаемости и фильтруемости грунтов, формирующих естественное днище водоприёмника, сведений об объёме естественного понижения местности, принимающего сточные воды, уровнях залегания грунтовых вод и их качественном составе.
3.5. Нормы предельно допустимых сбросов вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и его целевого использования.
3.6. Разработка проектов норм ПДС может осуществляться как самими объектами-водопользователями, так и привлеченными специализированными организациями.
3.7. Проекты норм ПДС для предприятий 1 и 2 категории экологической опасности представляются в Государственную экологическую экспертизу для оценки влияния сброса сточных вод на окружающую среду и согласования предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности. Экспертиза и согласование проектов норм ПДС предприятий 3 и 4 категорий экологической опасности осуществляются территориальными подразделениями ГосКомприроды, причем заключение экологической экспертизы являются обязательным документом при утверждении разрешений на специальное водопользование.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ПО СОГЛАСОВАНИЮ РАЗРЕШЕНИЙ НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ПРОЕКТОВ ПДС ВЕЩЕСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ СО СТОЧНЫМИ ВОДАМИ И ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И НА ЛЬЛЬЕФ МЕСТНОСТИ
4.1. Разрешения на специальное водопользование согласуются с Департаментом ГСЭН Минздрава РУз и территориальными Центрами ГСЭН на местах при сбросе сточных вод в поверхностные водоёмы и водотоки, при заборах воды из водных объектов на хозяйственно-бытовые нужды, а также при отводе сточных вод на рельеф местности.
4.2. Обязательному согласованию подлежат проекты предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты от проектируемых (реконструируемых) и действующих объектов-водопользователей независимо от объёма сточных вод.
4.3. Под предельно допустимым сбросов (ПДС) веществ в водный объект принимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта, с целью обеспечения норм качества воды в пунктах водопользования. ПДС устанавливаются с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.
4.4. При сбросе нескольких веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности ПДС устанавливается так, чтобы с учетом примесей, поступающих в водоём от вышерасположенных выпусков, сумма отношений каждого вещества в водном объекте к соответствующим ПДК не превышала единицы.
По согласованию с Департаментом ГСЭН Минздрава РУз в исключительных случаях может быть разрешено временное (не более, чем на 3 года) использование ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) химических веществ при одновременном проведении исследований по установлению для сбрасываемых веществ предельно допустимых концентраций в воде водоёмов.
4.5. Расчет ПДС для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (1 и 2 категории) должен проводиться с обязательным учетом:
- общих требований к составу и свойствам воды водных объектов, приведенных в обязательном приложении к СанПиН РУз № 0172-04 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод на территории Республики Узбекистан», в том числе с учетом эпидемической опасности сбросов для населения;
- предельно допустимых концентраций веществ в воде; причем в случае одновременного использования водного объекта для различных нужд народного хозяйства при расчете ПДС необходимо объекта для различных нужд народного хозяйства при расчете ПДС необходимо исходить из более жестких требований в ряду одноименных нормативов качества поверхностных вод.
4.6. Величина ПДС (г/час) с учетом требований к составу и свойствам воды в водных объектах для всех категорий водопользования определяется как произведение наибольшего среднечасового расхода сточных вод (gст/м3/час) фактического периода спуска и концентрации вещества в сточных водах (С ст/ñ/м3) согласно формуле ПДС=gcт·Сст.
При этом необходимо, чтобы сброс массы вещества, соответствующий ПДС, осуществляется при постоянном расходе сточной воды. Это необходимо, так как из формулы видно, что при сохранении величины ПДС при уменьшении объёма сточных вод обязательно возрастает концентрация вещества в сточной воде (по сравнению с концентрацией, принятой в первоначальном расчете).
4.7. Величина концентрации Сст необходимая для расчета ПДС для водопользователей, расположенных в зонах повышенного загрязнения водных объектов и имеющих выпуски сточных вод в черте населенных пунктов, должна приниматься на уровне не более ПДК вещества в воде водных объектов в местах водопользования населения.
В других случаях при учете разбавления сточных вод, качества воды выше места сброса сточных вод и процессов естественного самоочищения, величина С ст, входящая в формулу, определяется расчетным путем по общепринятой методике.
Для вновь проектируемых объектов ПДС устанавливаются с учетом возможного изменения условий водопользования на участке водного объекта, принимающего сточные воды проектируемого предприятия.
4.8. Для водных объектов или их участков в случае сброса суммирующихся загрязнений несколькими предприятиями, относящимися к разным министерствам и ведомствам, разработка проектов ПДС должна осуществляться централизованно головной организацией, которая определяется в установленном законодательством республики порядке.
4.9. Величины ПДС действительны на определенный период (см.п.2.2) после чего подлежат пересмотру в сторону снижения, вплоть до полного прекращения в перспективе сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, для чего водопользователи должны разрабатывать и реализовывать специальные планы действий.
4.10. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы рассматривают ПДС объектов производственного (в том числе сельскохозяйственного) и жилищно-гражданского назначения, имеющих или проектирующих самостоятельные выпуски сточных вод и водные объекты, которые используются в настоящее время или намечены к использованию в перспективе для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, а также водные объекты, находящиеся в черте населенных мест.
4.11. Проекты ПДС, в первую очередь, разрабатываются для действующих предприятий, расположенных в зонах повышенного загрязнения водных объектов (водные объекты или их участки с индексом загрязнения 2 и 3). Для водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, перечень предприятий, а также участков водных объектов, относящихся к зонам повышенного загрязнения, определяется в соответствие с «Гигиенической классификацией водных объектов по степени их загрязнения», приведенной в «Методических рекомендациях по гигиенической оценке степени загрязнения водных объектов и состояния хозяйственно-питьевого водоснабжения в целях охраны здоровья населения» (1994 г.).
4.12. Порядок рассмотрения и утверждения проектов ПДС сохраняется такой же, какой существует и используется в республике при выдаче органами Госсанэпиднадзора разрешений на специальное водопользование (см.раздел 2).
4.13. В составе материалов, представляемых для рассмотрения проектов ПДС, должны быть представлены:
- карты или схемы водного объекта или его участка с указанием расположения предприятий и объектов, сбросы сточных вод которых подлежат комплексному учету при установлении ПДС;
- расчеты ПДС с учетом категории (вида) водопользования, местных условий смещения и разбавления сточных вод и фонового загрязнения воды водных объектов;
- ведомственные планы водоохранных мероприятий по достижению ПДС, подтвержденные финансированием и разработанные с учетом схемы комплексного использования и охраны данного водного бассейна;
- проект документа для согласования и утверждения ПДСС веществ, поступающих в водный объект со сточными водами, по форме, установленной руководящим документом Госкомитета РУз по охране природы.
4.14. При рассмотрении проектов ПДС следует обращать особое внимание на наличие плана водоохранных мероприятий по достижению установленных величин ПДС (характер мероприятий, сроки их выполнения и др.), руководствуясь степенью опасности существующего загрязнения водных объектов или их участков в соответствие с гигиенической классификацией водных объектов по степени их загрязнения. При этом, в случае возможности достижения ПДС современными технологическими и специальными мероприятиями, министерства и ведомства должны предусматривать уменьшение объёма производства, закрытие (вывод) соответствующих предприятий, объектов или изменение их профиля.
4.15. Проекты ПДС могут быть согласованы только в том случае, если они обеспечивают соблюдение нормативов качества воды в пунктах водопользования. Сроки достижения проектов ПДС согласовываются территориальными Центрами ГСЭН с учетом конкретной санитарной ситуации, исходя из степени опасности существующего загрязнения. Для вновь проектируемых объектов проекты ПДС согласуются только при условии, если сброс проектируемого предприятия и количество сточных вод не приведут к превышению допустимого уровня загрязнения в пунктах водопользования.
4.16. Рассмотрение и согласование проектов ПДС и материалов специального водопользования должно быть взаимоувязано. Невыполнение плана мероприятий по достижению ПДС отдельными предприятиями может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование при рассмотрении материалов при очередном обращении.
4.17. В тех случаях, когда при соблюдении ПДС действующими объектами не достигаются нормативные показатели состава и свойств воды в пунктах водопользования (например, из-за изменения технологического режима, увеличения отбора воды, изменения гидрологического режима водных объектов, строительства новых предприятий и других причин), территориальные Центры ГСЭН обязаны поднять вопрос о досрочном пересмотре ранее утвержденных ПДС.
Таблица 1
Форма расчета норм предельно допустимых сбросов (ПДС)
Фактический расход сточных вод ________________тыс.м3/сутки
Проектный расход сточных вод __________________тыс.м3/сутки
Показатели сточных вод
|
Концентрация загрязнений, поступающих на очистные сооружения
|
Эффективность очистки
|
Условия сброса сточных вод
|
проектная концент-рация, мг/л
|
%
|
фактическая
концент-рация,
мг/л
|
%
|
класс опасности загрязняющих
в-в
|
ПДК, мг/л
|
фоновая
в воде приёмника, мг/л
|
допустимая концентрация,
мг/л
|
ПДС, г/час
|
1
|
2
|
3
| |
4
| |
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.ХПК
| | | | | | | | | | |
2.БПК
| | | | | | | | | | |
3.рН
| | | | | | | | | | |
4.Загрязняющие вещества:
| | | | | | | | | | |
5.
| | | | | | | | | | |
6.
| | | | | | | | | | |
7.
| | | | | | | | | | |
8.
| | | | | | | | | | |
9.
| | | | | | | | | | |
10.
| | | | | | | | | | |
11.
| | | | | | | | | | |
12.
| | | | | | | | | | |
13.
| | | | | | | | | | |
14.
| | | | | | | | | | |
15.
| | | | | | | | | | |
Номер документа:
№ 0202-06.
Дата принятия:
22.05.2006