16.07.2012
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПРИКАЗ
«12» июль 2013 г. | № 204 |
г. Ташкент |
«О требованиях к содержанию учебных
программ в системе повышения квалификации
и переподготовки медицинских работников
и порядке их утверждения»
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» от 18 декабря 2009 года № 319, а также в целях унификации и обеспечения должного качества образовательного процесса в учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить «Требования к содержанию учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и порядок их утверждения» согласно приложению.
2. Ташкентскому институту усовершенствования врачей (Сабиров Д.М.), Ташкентскому фармацевтическому институту (Юнусходжаев А.Н.), Республиканскому Центру повышения квалификации и специализации средних медицинских и фармацевтических работников (Мурадов Н.Н.), являющихся базовыми методическими центрами системы повышения квалификации и переподготовки (далее – ПКиП) медицинских работников:
- пересмотреть и утвердить «Положение о Центральном методическом совете» с учётом утвержденных требований к разработке учебных программ и порядка их утверждения;
- в сотрудничестве с профильными учреждениями обеспечить разработку учебных программ курсов ПКиП по позициям утвержденных номенклатур врачебных, фармацевтических специальностей и специальностей средних медицинских работников, с расширением практики организации краткосрочных, в том числе тематических курсов для смежных специальностей;
- учебные программы курсов ПКиП должны разрабатываться на основе квалификационных характеристик, требований к знаниям и навыкам, исходящих из должностных инструкций специалистов, в соответствии с потребностями заказчика кадров, с учётом тенденций развития и достижений в области медицины, нововведений в организации здравоохранения, а также быть направлены на расширение профессионального, политического и мировоззренческого кругозора слушателей курсов.
3.Руководителям медицинских высших образовательных учреждений и их филиалов, научно-исследовательских институтов, научных и специализированных центров, других учреждений, задействованных в процесс повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, а также структурных подразделений Министерства здравоохранения:
-все учебные программы курсов ПКиП разрабатывать при координирующей роли базовых методических центров системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на основе договоров о совместной деятельности;
- учебные программы курсов повышения квалификации медицинских работников, организуемых международными организациями, а также совместно с участием представителей зарубежных университетов, центров и клиник подлежат утверждению в установленном порядке.
4.Центру развития медицинского образования (Абдуллаева Х.А.):
- обеспечить в установленном порядке утверждение учебных программ, по которым медицинские высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, специализированные и научные центры, другие медицинские учреждения, а также международные организации проводят курсы по повышению квалификации или переподготовке медицинских работников;
- на основе ежегодно составляемого перспективного плана совместно с образовательными, научными и другими медицинскими учреждениями обеспечить подготовку и издание учебно-методической и научной литературы (в том числе на электронных носителях), направленной на улучшение качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Алимова А.В.
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РУз
от 12 июля 2012 г. № 204
Требования
к содержанию и разработке учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников и порядок их утверждения
I. Введение
Требования к содержанию учебных программ в системе повышения квалификации и переподготовки (далее – ПКиП) медицинских работников разработаны в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» от 18 декабря 2009 года № 319, а также в целях унификации, обеспечения должного качества, содержания и эффективности образовательного процесса в учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.
Базовыми методическими центрами ПКиП являются: для врачей –Ташкентский институт усовершенствования врачей (далее – ТашИУВ), фармацевтов – Ташкентский Фармацевтический институт (далее ТашФармИ), средних медицинских работников – Республиканский Центр повышения квалификации и специализации средних медицинских работников (далее – РЦПК и ССМР).
Министерством здравоохранения издан ряд приказов, определяющих сроки и порядок прохождения повышения квалификации и переподготовки в соответствии с утвержденными номенклатурами специальностей и должностей:
«О требованиях к медицинским научным и высшим образовательным учреждениям, осуществляющим переподготовку и повышение квалификации врачебных кадров» от 15 сентября 2008 г. № 413;
«Об утверждении номенклатур медицинских (врачебных) и фармацевтических специальностей и должностей, соответствия уровня полученного образования к замещаемой должности в учреждениях системы Министерства здравоохранения» от 12 июня 2012 г. № 170;
«О сроках и порядке прохождения повышения квалификации и переподготовки врачей в учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» от 12 июля 2012 г. № 202.
«Ўзбекистон Республикасидаги фармацевт кадрлар малакасини оширишни такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида» от 1 июня 2009 г. № 162;
«Ўрта тиббиёт ва доришунос ходимларини қайта тайёрлаш тизимини такомиллаштириш тўғрисида» от 11 июля 2011 г. № 205 и другие.
Настоящие Требования направлены на качественное исполнение вышеуказанных нормативных документов, требующее единых подходов к методическому обеспечению образовательного процесса в системе ПКиП.
Учебный план и учебная программа по ПКиП медицинских работников являются методически-нормативными документами и подлежат обновлению каждые 3 - 5 лет по мере внедрения в учебный процесс (ПКиП) новых достижений мировой науки и практики и инновационных методов обучения.
II. Авторы учебной программы
Учебные планы и программы курсов повышения квалификации врачей, фармацевтов, средних медицинских работников разрабатываются, как правило, специалистами базовых методических центров системы переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.
Учебные программы курсов переподготовки (специализации) медицинских работников разрабатываются опытным профессорско-преподавательским составом базовых методических центров, а также по ряду основных и дополнительных специальностей – ведущими учеными и специалистами образовательных, научных, лечебно-профилактических и других медицинских учреждений, задействованных в процессе повышения квалификации и переподготовки медицинских работников.
При необходимости для составления учебных планов и программ по ПКиП врачей, фармацевтов, средних медицинских работников могут организовываться рабочие группы из числа профильных специалистов и методистов. Состав рабочей группы и организация её деятельности определяется Центром развития медицинского образования при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.
III. Структура, состав и объём учебной программы
Учебная программа по ПКиП структурно состоит из:
-аннотации;
-введения (цели и задачи учебной программы, ожидаемые результаты);
-основной части (тематика лекций, семинаров и практических занятий, методические рекомендации по их проведению, перечень умений и навыков, подлежащих освоению, объём учебной нагрузки по каждой теме, список учебной литературы и монографий);
Помимо этого в качестве приложения к учебным программам должны быть:
- раздаточный материал по каждой теме семинарского занятия;
- банк тестовых заданий, контрольных вопросов и ситуационных задач по каждому разделу;
- описание методов контроля освоения практических навыков (пошаговая демонстрация курсантом той или иной лечебно-диагностической процедуры, в т.ч. и на муляжах).
Данные приложения не требуют утверждения, могут меняться по мере их обновления, внедрения в учебный процесс современных муляжей или новых методов лечения и диагностики. При этом они являются неотъемлемой частью учебной программы и методического обеспечения курсов ПКиП.
На основе учебной программы, разработанной базовыми методическими центрами и утвержденной в установленном порядке, исходя из состояния материально-технической базы учреждения, контингента обслуживаемых больных, выполняемых задач, преподавателями кафедр высших медицинских образовательных учреждений, сотрудниками НИИ и центров создаётся рабочая учебная программа, куда могут вноситься дополнения и изменения в объеме до 20 % отведенных часов по темам лекций, семинаров и практических занятий, разрабатываются необходимые методические рекомендации по ведению занятий, включая технологии обучения, методики освоения практических навыков, раздаточный материал, тестовые и контрольные вопросы, ситуационные задачи по темам курса. Рабочие программы пересматриваются ежегодно и утверждаются руководителем учреждения, в котором проводится учебный процесс.
Объём учебной программы курсов повышения квалификации по специальностям с отрывом от основной работы варьирует от 18 до 144 часов и зависит от освещаемых вопросов для конкретной целевой аудитории (врачи общей практики с семейными врачами, специалисты, тематические циклы для смежных специальностей и т.д.). Для врачей со стажем до 5 лет объём учебной программы курсов общего повышения квалификации по узким специальностям с отрывом от основной работы может быть увеличен со 144 до 216 часов.
При проведении повышения квалификации в форме дистанционного образования объём учебной программы определяется в академических часах соответствующего курса очного обучения, при этом, календарные сроки обучения превышают академические.
Объём учебной программы курсов первичной или дополнительной специализации определяется в соответствии с полученным базовым направлением медицинского образования, имеющейся основной врачебной специальностью, объемом знаний и навыков, подлежащих освоению.
IV. Требования к содержанию учебной программы
Содержание учебных программ курсов ПКиП медицинских работников строится на принципах соответствия квалификационной характеристике и требованиям к необходимым и достаточным знаниям и навыкам, исходящим из должностных инструкций специалиста.
Учебные программы могут составляться в соответствии с потребностями заказчика кадров.
Обязательным требованием к содержанию учебных программ системы ПКиП является составление их с учётом тенденций развития и достижений в области медицинской науки, техники, технологии, нововведений в организации здравоохранения, а также должны быть направлены на расширение профессионального, политического и мировоззренческого кругозора слушателей курсов.
Учебная программа должна отвечать требованиям по обеспечению непрерывности, преемственности и последовательности в системе медицинского образования.
Учебная программа содержит последовательные разделы, каждый из которых включает необходимый минимум освоения теоретических знаний и практических навыков, а также разделы, направленные на самостоятельный поиск знаний и их освоение обучающимися.
По мере обучения степень освоения курсантами разделов учебной программы определяется соответствующей (рейтинговой) оценкой по результатам тестовых заданий, ответов на контрольные вопросы, демонстрацией освоенных навыков.
Образовательный процесс организуется в соответствие с утвержденной учебной программой, учитывающей использование традиционных дидактических и интерактивных педагогических методов, имеющееся материально-техническое оснащение клинической базы кафедры, а также непосредственное участие обучающегося в лечебно-диагностическом и производственном процессах в целях всестороннего охвата разделов специальности и полноценной практической подготовки.
V. Экспертиза и утверждение учебных планов и программ
В соответствие с Положением о порядке повышения квалификации и переподготовки медицинских работников, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года № 319, учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников утверждаются Министерством здравоохранения.
Учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников, разработанные сотрудниками учреждений, являющихся базовыми методическими центрами системы ПКиП, а также медицинскими высшими образовательными учреждениями, рассматриваются в установленном порядке Центральными методическими советами (комитетами) и выносятся для дальнейшего обсуждения на Ученый совет указанных учреждений.
Учебные планы и программы по повышению квалификации и переподготовке врачей, разработанные по специальностям в научно-исследовательских институтах, научных, специализированных и научно-практических центрах, других учреждениях, задействованных в процессе ПКиП врачей, проходят экспертизу в Центральном методическом совете Ташкентского института усовершенствования врачей и также выносятся для дальнейшего обсуждения на Ученый совет ТашИУВ.
В случае положительного решения Ученых советов образовательных учреждений по дальнейшему утверждению представленных учебных планов и программ курсов ПКиП медицинских работников, в Центр развития медицинского образования Министерства здравоохранения Республики Узбекистан направляются следующие документы:
- сопроводительное письмо руководителя медицинского высшего образовательного учреждения или базового методического центра системы ПКиП;
- выписка из решения Ученого совета (для утверждения учебных планов и программ, разработанных научными и другими медицинскими учреждениями, решение должно быть обоснованным с учетом кадрового потенциала и материально-технической базы учреждения, задействованного в процессе ПКиП);
- внутренняя и внешняя рецензии на учебную программу;
- учебная программа, оформленная в соответствии с требуемой формой.
Центр развития медицинского образования определяет состав экспертной комиссии, которая осуществляет экспертизу (техническую и по содержанию) представленных на утверждение учебных планов и программ. Экспертиза учебных программ по вновь вводимым специальностям или учебным курсам, а также при возникновении спорных ситуаций, осуществляется с привлечением специалиста-эксперта в качестве внешнего рецензента. При положительном заключении экспертной комиссии Центра (прилагается), документы представляются для утверждения в МЗ Р Уз.
Учебные планы и программы краткосрочных (18,36,72 часа) и других курсов повышения квалификации врачей, разработанные в ТашИУВ, ФУВах медицинских вузов и других учреждениях, задействованных в процессе ПКиП врачей на основе утвержденных в установленном порядке в МЗ РУз учебных планов и программ по определенной специальности, проходят экспертизу в Центральном методическом совете ТашИУВ или медицинского вуза и утверждаются ректором после обсуждения на Ученом совете.
VI. Регистрация учебных планов и программ и внедрение их в практику
После утверждения в Министерстве Здравоохранения, учебные программы по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников регистрируются в Центре. Регистрация учебных программ осуществляется в специальном журнале (с указанием авторов, учреждений-разработчиков программы, её наименования, даты регистрации, примечаний), в штампе на титульном листе учебной программы проставляются исходные данные. Со дня регистрации она внедряется в практику в качестве утвержденной программы.
Эталонные варианты учебного плана и программы хранятся в Центре развития медицинского образования Министерства здравоохранения.
VII. Тиражирование и распространение учебных планов и программ
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 8 августа 2006 года № 344, тиражирование и распространение учебных планов и программ возлагается на Центр развития медицинского образования.
Расходы по изданию данных программ возмещаются за счет внебюджетных средств их разработчика.
VIII. Право авторства на учебный план и программу
Авторы, участвовавшие в разработке учебного плана и программы, имеют право включать этот учебный план и программу в список своих научно-методических работ и участвовать в конкурсах.
При использовании элементов утвержденного учебного плана и программы другими авторами, ссылка на первоисточник обязательна.
IX. Образец оформления титульных листов учебной программы
Номер документа:
204
Дата принятия:
12.07.2012