Приложение "Положение о Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан"
16.02.2009
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению КМ РУз
от 14.01.1999 г. N 18
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В настоящее Положение внесены изменения в соответствии с
Постановлением КМ РУз от 01.05.2002 г. N 150,
Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53
I. Общие положения
II. Задачи Министерства здравоохранения
III. Функции Министерства здравоохранения
IV. Права Министерства здравоохранения
V. Организация деятельности Министерства здравоохранения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об охране здоровья граждан", Указом Президента Республики Узбекистанот 10 ноября1998 года NУП-2107 "О государственной программе реформирования системыздравоохранения РеспубликиУзбекистан" и определяетстатус, задачи, функции, компетенцию иорганизационные основы деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
2. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан (далее по тексту Министерство) является центральным органом государственного управления здравоохранением и в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Министерство осуществляет свою работу во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами исполнительной властиРеспублики Каракалпакстан, областей,г. Ташкента и общественными организациями.
3. Всвоей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами и иными актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан,постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, иными законодательными актами, а также международными договорами Республики Узбекистан по вопросам здравоохранения и настоящим Положением.
4. Нормативно-правовые акты Министерства, издаваемые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимоот форм собственности, общественными объединениями и физическими лицами на территории Республики Узбекистан.
5. Министерство здравоохранения РеспубликиУзбекистан, Министерствоздравоохранения Республики Каракалпакстан, органы управления здравоохранением областей, города Ташкента, их подразделения в городах и районах составляют единую систему органов управления здравоохранением республики.
6. Министерство является юридическим лицом, имеет на правах оперативного управления обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
II. ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
7. Основными задачами Министерства являются:
- реализация государственной политики, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здоровогопоколения, развитие профилактического здравоохранения, широкой популяризации здорового образа жизни;
- обеспечение соблюдения конституционных правграждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания, гарантированного государством уровня и качествамедико-санитарной помощи населению, равнодоступности населения ко всем видам оказываемых медицинских услуг;
- реализация Концепции реформирования системы здравоохранения, развитие негосударственного сектора здравоохранения, частной врачебной практики и создание рынка медицинских услуг;
- создание нормативно-правовой базыреформирования отрасли, разработка и создание условий для реализации целевых программ по развитию здравоохранения;
- организация и укреплениесистемы экстренной неотложной медицинской помощинаселению на всехуровнях управления здравоохранением;
- разработка стратегии и прогнозирование развития медицинской науки на основе сочетания отечественного опыта и лучших мировых достижений, повышение эффективности научных медицинских исследований, внедрение достижений науки, техники и передового опыта в практику здравоохранения;
- повышение эффективности использования бюджетных ассигнований, направляемых на охрану здоровья населения, привлечение внебюджетных средств, иностранных инвестиций и средств международных организаций для финансирования целевых программ и укрепления материально-технической базы здравоохранения, обеспечениепоэтапного перехода лечебно- профилактических учрежденийна самофинансирование, разработка и внедрение страховой медицины;
- создание системы нормативови стандартов вобласти здравоохранения,включая медицинскую помощь,производство и использование лекарственных средств, изделий медицинского назначения и контроль за их соблюдением;
- обеспечениесанитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения и совместно с заинтересованными органами охраны территории республики от завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций;
- развитие системы высшего и среднего медицинского образования, международных связей и использование зарубежного опыта и мировых стандартов в области здравоохранения.
- привлечение общественности для обеспечения защиты прав и интересов потребителей. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)
III. ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
8. Всоответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции:
в области организации медицинского обслуживания населения:
- разрабатывает с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами прогнозы и целевые программы развития системы здравоохранения республики;
- осуществляет мероприятия попрофилактике заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизе;
- осуществляет контроль заоказанием своевременной квалифицированной и качественной медицинской помощи населению лечебными учреждениями системы здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой;
- устанавливает стандарты качестваи нормативы стоимости медицинских услугдля учреждений здравоохранения, проводит лицензирование исертификацию медицинской ифармацевтической деятельности;
- осуществляет стандартизацию и сертификацию лекарственных и дезинфекционных, санитарно-гигиенических ипарфюмерно-косметических средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского и фармацевтического назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств,контроль за производством и порядком их использования;
- изучает потребность, разрабатывает балансы спроса и предложения лекарственных, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и других изделий медицинского назначения;
- обеспечивает эффективное функционирование службыэкстренной неотложной медицинской помощи;
- принимает участие и разработке и реализации республиканских программ ликвидацииаварийных ситуаций икатастроф, носящих чрезвычайный характер,создает в установленном порядке запасы медицинского имущества, лекарственных, дезинфекционных средстви иммунобиологических препаратов для использования их при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проводит работу по профилактике инфекционных и неинфекционных, паразитарных заболеваний, атакже профессиональных заболеваний, связанных с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания и трудовой деятельности;
- организует совместно сзаинтересованными органами и контролирует работу по предупреждению заноса инфекционных и карантинных заболеваний с территории иных государств;
- принимает решения о направлениях и объемах профилактической помощи, срокахи методах проведения профилактических прививок, осуществляет пропаганду здорового образа жизни среди населения;
- участвует в реализации программ медико-социальной помощи семье, матери, ребенку, а также лицам, нуждающимся в ней;
- разрабатывает и утверждаетсанитарные нормы, правила, гигиенические нормативы,осуществляетгосударственный санитарный надзор за их соблюдением, а также методическое руководство работой санитарно-эпидемиологических служб, независимо от ихведомственной подчиненности;
- обеспечивает судебно-медицинскую исудебно-психиатрическую экспертизу;
- привлекает представителей общественных организаций потребителей к работе по проверке требований законодательства о защите прав потребителей, санитарного законодательства, государственных стандартов и правил по проведению сертификации; (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)
- проводит по представлению общественных организаций потребителей испытания на договорной основе на соответствие требованиям безопасности товаров (работ, услуг) в подведомственных лабораториях. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 31.01.2003 г. N 53)
в области медицинской статистки и информатизации:
- обеспечивает формирование системыинформатизации отрасли, организует работу по ведению статистики в здравоохранении, осуществляет методическое руководство порядком статистического учета и отчетности в системе здравоохранения, контролирует достоверность статистической информации;
в области экономики и финансов:
- организует экономическую и финансовую работу всистеме Министерства обеспечивает финансирование расходовна содержание медицинских учреждений, осуществляемых за счет средств государственного бюджета,проводит мероприятия посовершенствованию организации нормирования и оплаты труда работников системы;
- проводит анализ деятельности и осуществляет методическое руководство ведением бухгалтерского учета и отчетности, контроль за целевыми эффективным использованием бюджетныхсредств в подведомственных учреждениях и организациях;
- обеспечивает взаимодействие государственных, общественных, благотворительных организаций и фондов, учреждений и предприятий в работе по привлечению средств для финансирования целевых программ по здравоохранению;
- совершенствует систему финансирования здравоохранения с обеспечением поэтапного перехода лечебно-профилактических учреждений на платные формы обслуживания и введения страховой медицины;
- проводит работу по привлечению иностранных инвестиций, средств международных организаций, фондов для развития системы здравоохранения;
- разрабатывает предложения по разгосударствлению, приватизации предприятий, учреждений и организаций здравоохранения и участвует в их реализации;
в области подготовки кадров:
- разрабатывает и реализует программы кадровогообеспечения отрасли, определяет потребность в медицинских кадрах по соответствующим направлениям и специальностям в здравоохранении и осуществляет их подготовку;
- осуществляет контроль заквалификационным составом и профессиональным уровнемруководящих работников, повышением профессиональной квалификации врачей, фармацевтов и других медицинских кадров и проводит их аттестацию;
- руководит деятельностью высших и средних медицинскихи фармацевтических учебных заведений,осуществляет финансирование и контроль за их деятельностью;
- определяет номенклатуру специальностей всистеме здравоохранения, осуществляет подбор кадров на замещение должностей номенклатуры Министерства;
в области управления здравоохранением:
- разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию структуры подведомственных Министерствуучреждений, организаций и предприятий;
- осуществляет методическое руководство иконтроль за деятельностью органов управления здравоохранения на местах;
- создает, реорганизует и ликвидирует в установленном законом порядке подведомственные предприятия, учреждения, организации, утверждает положения и уставы о них;
- организует разработку программ развития материально-технической базы здравоохранения, строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих организаций и учреждений отрасли;
в области научно-технического прогресса:
- обеспечивает развитие научно-медицинских исследований и повышение их эффективности, внедрение достижений науки, техники и передового опыта в медицинскую практику;
- проводит экспертизу результатов научных исследований, выступает заказчиком перед учреждениями, организациями, в том числе перед Академией наук Республики Узбекистан, на научные исследования по актуальным проблемам здравоохранения;
в области внешнеэкономических связей:
- развивает и расширяет экономические связи сзарубежными странами в решении важнейших проблем развития отрасли;
- организует проведение в республике международных мероприятий (симпозиумов, конференций, выставок и др.);
- организует подготовку специалистов отрасли в ведущих зарубежных и научных центрах;
- представляет республику в международных,межгосударственных организациях здравоохранения;
- издает в установленном порядке и обеспечивает подразделения Министерстванаучной, методической литературойи информацией. Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
- в соответствии с законодательством выдает заключения и осуществляет контроль при транзите опасных грузов, вооружения, военной техники, военного имущества, взрывчатых веществ и изделий, а также воинских контингентов. (Абзац введен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 01.05.2002 г. N 150)
IV. ПРАВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
9. Министерству предоставляется право:
- вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по развитию,реформированию и совершенствованию управления здравоохранением республики, укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, подготовкеквалифицированных медицинских кадров, обеспечению социальной защиты работников здравоохранения;
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов управления и государственной власти на местах, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на Министерство задач;
- заслушивать на заседаниях коллегии руководителей предприятий, учреждений и организаций системы здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности по вопросам, относящимся к компетенции министерства;
- вносить на рассмотрение вРеспубликанскую чрезвычайную противоэпидемическую комиссию приКабинете Министров Республики Узбекистан вопросы,связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Республики Узбекистан и в сопредельных государствах;
- использовать внебюджетные средствана стимулирование эффективного труда работников;
- осуществлять издательскую деятельность;
- привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению;
- изучать и давать оценку деятельности структурчастного здравоохранения,включая совместные предприятия, выполнения ими требований медико-санитарных стандартови обеспечения качества медицинских услуг, оказываемых населению;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета вбанковских и других кредитных учреждениях впорядке, установленном законодательством; отменять приказы подведомственных учреждений, изданные в нарушение действующего законодательства.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
10. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Указом Президента Республики Узбекистан с последующим представлением на утверждение Олий МажлисаРеспублики Узбекистан.
Министр несетперсональную ответственность завыполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет первого заместителя министра и заместителей министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
11. Министр:
- руководит деятельностью Министерства и подведомственных ему учреждений, организаций, учебных заведений и предприятий;
- в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и дает указания, обязательные дляисполнения всеми подведомственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также территориальными органами здравоохранения и проверяет их исполнение;
- вносит в установленном порядкена рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан проекты нормативных актов по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
- распределяет обязанности междузаместителями министра и координирует их деятельность;
- устанавливает степень ответственности заместителей министра и руководителей структурных подразделений Министерства за выполнение возложенных на них обязанностей;
- утверждает в пределах, установленных Кабинетом Министров республики численности и фонда оплаты труда структуру иштатное расписаниецентрального аппарата, положенияо структурных подразделениях Министерства, положения и уставы подведомственных Министерству учреждений, организаций и предприятий;
- назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных Министерству учреждений, организаций, средних специальных учебных заведений и предприятий в соответствии с установленной номенклатурой;
- определяет условия материального стимулирования работников центрального аппарата Министерства;
- представляет в установленном порядкеособо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград, имеет другие права в соответствии с действующим законодательством.
12. В Министерстве образуется коллегия в составе министра - председателя коллегии, заместителей министра по должности, а также других руководящих работников Министерства и его системы.
Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседанияхосновные вопросы развитияздравоохранения и деятельности Министерства, предприятий, учреждений и организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших документов, проверки исполнения принятых решений, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений Министерства, руководителей органов здравоохранения и учебных заведений.
Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладываяКабинету Министров овозникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
13. Для научного анализа проблем здравоохранения в Министерстве образуется ученый медицинский совет. В состав совета входят ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты. Составученого медицинского совета и положение о нем утверждается министром.