18.04.2010
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ-
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАЦИЯ
В соответствии с требованиями специальности анестезиология и реанимация, медицинская сестра с высшим оброзованием должна знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
1. Профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
2. Основы законодательства и права в здравоохранении;
3. Организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
4. Теоретические основы сестринского дела;
5. - основы педагогики , формы организации обучения и воспитания, новые педагогические технологии;
6. - медицинскую и педагогическую этику,психологию профессионального общения;
7. - возрастные анатомо-физиологические особенности ;
8. - патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода оживления;
9. - основы клинического и фармакологического обоснования используемых средств, применяемых при проведении анестезии и интенсивной терапии;
10. - вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
11. - методы предоперациионного обследования , подготовка к операции (анестезия и премедикация);
12. - современные методы общей, местной и регионарной анестезии;
13. - современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях;
14. - организацию сестринского ухода за больными на основе этапа сестринского процесса ;
15. - виды , формы и методы реабилитации , организация и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
16. - методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в программах охраны здоровья населения;
17. - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, медицинского учреждения; асептика и антисептику , систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
18. - организацию делопроизводства и учётно-отчётной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
19. - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
20. - основы медицины катастроф.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
-выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные профилактические, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
-владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжёлом и терминальных состояниях; оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;
-подготовить пациента к лабораторным,функциональным, инструментальным исследованиям;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приёмами массажа, использовать приёмы психотерапии, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
-соблюдать фармацевтический порядок получения,хранения и использования лекарственных средств;
- выполнять требования инфекционого контроля,инфекционной безопасности пациентов и мед.персонала;
- проводить мероприятия по защите населения больных,пострадавших и персонала службы медицинских катастроф, медицинской службы гражданской обороны. Оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
-работать над повышением педагогического мастерства совершенствованием педагогической техники, культуры речи.
- целенаправленно работать с психолого- педагогической литературой, совершенствовать навыки интеллектуального труда.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Должен ориентироваться в следующих ситуациях:
- подготовить наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру, инструментарий используемый в анестезиологии и реаниматологии;.
- фармакологическое действие основных препаратов, используемых при проведении анестезиологических пособий, правила их хранения, возможные осложнения связанные с их применением;
- особенности анестезиологического обеспечения экстренных хирургических операций у взрослых и детей;
- инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание;
- терминальные состояния, общие принципы реанимации и интенсивной терапии;
- особенности интенсивного наблюдения и лечения больных в послеоперационном периоде;
- основные принципы интенсивной терапии и реанимации при шоке,коматозных состояниях;
- особенности интенсивного наблюдения и лечения больных с острым инфарктом миокарда;,
- общие принципы интенсивной терапии и реанимации при отравлениях;
- общие принципы интенсивной терапии и реанимации при почечной и печёночной недостаточности;
- особенности интенсивной терапии и реанимации в педиатрии, акушерстве и гинекологии;
- реанимационные мероприятия при механической асфиксии , утоплении , электротравме,
- подготовить наркозную аппаратуру к работе, работать с аппаратурой;
- подготовить набор для интубации (ларингоскоп, интубационные трубки и т.д.), подбор масок, носовых катетеров;
- подготовить набор для пункции центральных вен, набор для внутривенного наркоза для перидуральной анестезии;
- оценить эффективность премедикации;,
-оценить восстановление мышечного тонуса по клиническим признакам;
- оценить адекватность самостоятельного дыхания больного, проводить приём Селлика;
- подготовить кардиомонитор к работе, подготовить дефибриллятор к работе(техника дефибрилляции);
- проводить измерение почасового диуреза;
- осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен, уход за катетером, введённом в вену;
проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального дерева. Уход за трахеостомой(техника), постуральный дренаж;
- подготовить растворы и системы для инфузионной/трансфузионной терапии;
- маркировать балоны с медицинскими газами,определять количество кислорода, закиси азота в балоне;
- введение наркозной карты наблюдения;
- проводить дезинфекцию и стерилизацию наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического инструментария.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- техника прямой ларингоскопии;
- определение дыхательного объема по вентилометру;
- подсчет пульса и частоты сердечных сокращений, определение дефицита пульса, техника измерения артериального давления, определение пульсового давления;
- техника измерения центрального венозного давления,
-техника проведения пробы на индивидуальную совместимость и резус-совместимость, метод биологической пробы при переливании крови,
- скорость инфузии, кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов крови и ее компонентов;
- венепункция;
- метод восстановления проходимости дыхательных путей ( искусственная вентиляция легких), туалет дыхательных путей с помощью отсосов, введение воздуховода, вентиляция методом «рот в воздуховод», вентиляция с помошью маски (АДР, наркозного аппарата);
- техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа сердца с вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации;
- определение пульса на сонной и бедренной артерии;
- оксигенация, техника передачи кислорода через спирт;
- техника вибрационного массажа;
- техника трахеальной инстилляции; зондовое питание;
- техника введения назогастрального зонда;
- забор крови, определение группы крови, резус-фактор, коагулограмма, биохимическое исследование.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЕРАЦИОННОЕ ДЕЛО»
В соответствии с требованиями специальности в области операционного дела специалист должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- организацию хирургической помощи, организацию скорой и неотложной помощи населению;
- организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
- философию и этику сестринского дела;
- основы педагогики , формы организации обучения и воспитания, новые педагогические технологии;
- медицинскую и педагогическую этику,психологию профессионального общения;
- систему взаимодействия и преемственности с другими подразделениями;
- медицинское и фармацевтическое обеспечение деятельности (учет, хранение, использование лекарственных средств, в т.ч. наркотических препаратов и препаратов строгой отчетности, перевязочных и шовных материалов, одежды, белья, хирургических перчаток и пр.)
- стастические формы учетно – отчетной документации;
- оснащение отделения техникой, её назначение и эксплуатация, хирургические инструменты и аппараты, охрану труда и технику безопасности;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику;
- роль сестринского персонала в охране здоровья населения; основы валеологии и санологии: методы и средства гигиенического воспитания;
- организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и травмами;
- организацию хирургической помощи в лечебных учреждениях;
- нормативные документы, регламентирующие организацию операционного дела;
- основы периоперативного сестринского ухода;
- современные методы дезинфекции и стерилизации;
- основы трансфузиологии;
- различные виды кровотечений и способы их остановки;
- общую и местную анестезию, устройство и принципы действия наркозно – дыхательной аппаратуры;
- основы медицины катастроф и военно – полевой хирургии.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
-вести сестринский процесс и сестринскую документацию;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у пациентов, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавщих и персонала службы гражданской обороны: оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях:
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
-работать над повышением педагогического мастерства совершенствованием педагогической техники, культуры речи.
- целенаправленно работать с психолого- педагогической литературой, совершенствовать навыки интеллектуального труда.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен ориентироваться в следующих ситуациях:
- разрабатывать и внедрять практические сестринские стандарты - по оперативной хирургии;
- вести сестринский процесс и сестринские записи;
- анализировать итоги работ операционных сестер;
- организацию работы хирургической бригады;
- знать этапы операции, методы оперативного вмешательства;
- предоперационную подготовку пациента;
- особенности расположения пациента на операционном столе с учетом его анатомо – физиологических особенностей;
- назначение и наборы хирургического инструментария;
- основные характеристики шовного и перевязочного материала, способы и методы их использования в оперативной хирургии;
- основные характеристики и последовательность действий членов хирургической бригады при подготовке и ходе операций;
- основные осложнения, возникающие в ходе хирургических вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение;
- основы профилактики послеоперационных осложнений;
- общие принципы интенсивной терапии и реанимации;
- основы электрохирургии.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки)
- подготовить операционную и участников к проведению операции;
- контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персоналом, находящимся в операционной;
- подготовить белье, перевязочный материал, перчатки, маски, инструменты и аппаратуру к стерилизации;
- проводить предоперационную подготовку пациента;
- обеспечивать инфекционную безопасность пациента;
- участвовать в проведениии всех типов пункций;
- обеспечивать выполнение всех этапов хирургического вмешательства;
- комплектовать наборы хирургических инструментов;
- подготовить шовный материал;
- наложить все виды повязок;
- обеспечивать различные способы гемостаза;
- оказать помощь при терминальных состояниях;
- осуществлять ранний послеоперационный уход за пациентом;
- контролировать транспортировку пациента из операционной;
- вести количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материал, белья, лекарственных средств и аппаратуры;
- оформить отправить на гистологическое и бактериологическое исследование биологический материал, взятый у пациента во время операции;
- подготовить и контролировать эксплуатацию технических средств, находящихся в операционной;
- рационально и своевременно пополнять расходные материалы;
- выполнять требования инфекционного контроля в операционном блоке.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АКУШЕРСТВА»
В соответствии с требованиями специальности в области акушерского дела специалист должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
- основы законадательства и права в здравоохранении;
- основы педагогики, формы организации обучения и воспитания, новые педагогические технологии;
- законадательные и директивные документы, определяющие акушерско – гинекологическую помощь в стране;
- показатели материнской и перинатальной смертности и роль акушерки в их снижении;
- теоретические основы акушерского дела;
- психологию профессионального общения;
- медицинскую этику и деонтологию;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики акушерско – гинекологической патологии;
- организацию ухода за больными на основе этапов сестринского процессса;
- структуру учреждений родовспоможения, назначение подразделений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- показания и противопоказания к применению, характер взаимодейтвия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;
- методы и средства гигиенического воспитания, роль сестринского персонала в охране здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения;
- организацию делопроизводства и учетно – отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- основы медицины катастроф.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
-выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно – оздоровительные, санитарно гигиенические, санитарно просветительные мероприятия в сооответствии со своей профессиональной компетенцией полномочиями и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за беременными и больнымы с акушерской патологией;
- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавщих, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях;
- оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение назначеннной врачом диеты;
- соблюдать правила получения, хранения и использования лекарственных средств:
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
-работать над повышением педагогического мастерства совершенствованием педагогической техники, культуры речи.
- целенаправленно работать с психолого- педагогической литературой, совершенствовать навыки интеллектуального труда.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен ориентироваться в следующих ситуациях:
- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при акушерской патологии;
- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода у здоровых женщин и в группах риска;
- инфекции при беременности; внутриутробные инфекции;
- принципы профилактики мастита после родов;
- влияние производственных факторов на специфические функции женского организма;
- вопросы асептики и антисептики в акушерстве;
санэпидрежим акушерского стационара;
- принципы обезболевания в акушерстве, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и у новорожденных;
- основы фармакологии в акушерстве;
- основные методы оперативного акушерства;
- роль акушерки в обеспечении безопасного материнства.
- процессы и этапы деятельности специалиста в гинекологии (обследование, выявление проблем пациента при гинекологической патологии, планирование действий акушерки, реализиция, оценка достигнутого);
- современные методы профилактики и лечения акушерско – гинекологической патологии;
- основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новооброзований у женщин;
- ранние симптомы рака шейки матки, молочных желез, опухолевидных образований матки и придатков, внематочный беременности, «острого живота» и др;
- особенности наблюдения за беременной в условиях женской консультации;
- проведение диспансеризации здоровых женшин;
- особенности санитарно – эпидемиологического режима в гинекологическом стационаре, женской консультации;
- оборудование и оснащение операционных, палат интенсивный терапии и реанимации;
- гинекологические заболевания у девочек;
- основные методы оперативного лечения гинекологических больных;
- особенности предоперационной подготовки и послеоперационного ухода;
- основы оказания услуг по репродуктивному здоровью и современную контрацепцию;
- заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ (СПИД).
- особенности работы акушерки на фельдшерско – акушерском пункте, здравпункте.
- основные принципы организации лечебно- профилактической помощи детям;
- основы законодательства об охране здоровья матери и ребенка;
- основные этапы внутриутробного развития плода, влияние вредных факторов на плод;
- оценка состояния новорожденного;
- особенности санитарно- эпидемиологического режима в отделениях новорожденных;
- этапы сестринского процесса в неонтологии (выявление проблем ребенка и семьи, планирование действий акушерки, реализация, оценка достигнутого);
- основные заболевания плода и новорожденного, тактика действий акушерки при них;
- календарь профилактических прививок;
- особенности работы акушерки с женщинами и новорожденными на фельдшерско – акушерском пункте.
- собрать информацию о заболеваниях беременной женщины, течении беременности;
- выявить факторы риска возникновения акушерской патологии;-
- выявить ранние признаки беременности определить ее сроки,положение плода, размеры таза;
- владеть навыками обследования, диагностики, наблюдения, родоразрешения, ухода при физиологических акушерских состояниях;
- распозновать акушерскую патологию и определять тактику действий акушерки;
- определять группу крови и резус фактор у беременной, выполнять переливание крови под руководством врача;
- владеть навыками ухода за беременными при акушерской патологии установить причину кровотечения;
- своевременно выявить осложнения беременности;
- своевременно выявить осложнения течения родов, изменения в состоянии роженицы, оказать доврачебную помощь;
- проводить профилактику и борьбу с кровотечением при угрозе разрыва матки, при эклампсии, оказать доврачебную помощь;
- проводить профилактику трещин сосков и мастита после родов;
- выявить признаки послеродовых заболеваний, оказать доврачебную помощь;
- осуществлять уход за больными в послеоперационный период, уход при осложнениях послеоперацинного периода;
- распознавать гинекологические заболевания;
- провести основные виды гинекологических исследований;
- подготовить женщину к гинекологическому обследованию и операции;
- владеть методами наружного и влагалищного исследования беременных, здоровых женщин и гинекологических больных;
- владеть техником осмотра матки «в зеркалах», пальпации молочных желез;
- проводить консультирование по вопросам репродуктивного здоровья, подготовке беременной к родам, гигиена брака,пропаганде грудного вскармливания.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- измерить массу, рост, А.Д.беременной, провести наружное и внутренее акушерское исследование;
- исследовать пробу мочи беременной на наличие белка;
- при влагалищном исследовании в родах установить степень раскрытия шейки матки, целостность плодного пузыря предлежащую часть, виды предлежания головки, предлежание плаценты и др;
- принять физиологические роды и оказать типичное акушерское пособие;
- провести внутривенные вливания, трансфузию крови под наблюдением врача;
- провести ручное обследование и массаж матки при акушерском кровотечении;
- зашить разрывы влагалища и промежности 1-2 степени;
- перевязать и обработать пуповину;
- провести антропометрию новорожденного;
- провести осмотр последа и опеределить дефекты плаценты;
- алгоритм действий при первичной реанимации новорожденного;
- выполнить влагалищные процедуры по назначению врача (обработка шейки матки, спринцевание, ванночки и др.);
- владеть техникой сестринских манипуляций.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: «МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
В соответствии с требованиями специальности в области организации сестринского дела специалист должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ:
- основы законодательства и права в Здравоохранении;
- теоретические основы организации и управления здравоохранением Республики Узбекистан;
-экономичекие модели финансирования, организация планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений в условиях рыночной экономики Республики;
-методологические основы, принципы и организационные аспекты экспертизы качества медицинской помощи населению на разных этапах оказания медицинской помощи;
-основные методы и принципы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
- основы сестринского дела и его организация в системе здравоохранения;
- медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения, основы педагогики, новые педагогические технологии;
- статистические показатели здоровья населения и деятельности учреждения и здравоохранения;
- основы организации и управления в учреждениях государственного и негосударственного сектора здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь городскому и сельскому населению;
- основы организации медико-социальной помощи, основы геронтологии и гериатрии, организация сестринского дела в медицинских учреждениях, медико-социальная помощь;
-систему взаимодействия учреждений в здравоохранении с учреждениями других подразделений;
-основы организации медицинской и социальной реабилитации;
- организацию экспертизы нетрудоспособности;
- организацию лекарственного обеспечения , оснащения современной вычислительной медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
-систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно-отчетной деятельности с использованием электронно-вычислительной техники;
- роль сестринского персонала в программах по охране здоровья неселению; основы, методы, средства и организационные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни населения;
- основу охраны труда и техники безопасности вмедицинских учреждениях;
- основы медицины катастроф;
- деятельность ВОЗ в области сестринского дела.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- использовать управленческие функции планирования, организации, мотивации, контроль и координации в административной деятельности;
-владеть методами управленческой деятельности;
-рационально использовать ресурсы медицинского учреждения;
-использовать коммуникативные навыки общения;
-оценивать эффективность управленческой деятельности;
- оценивать качество и эффективность сестринской помощи;
- организовывать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями;
- обеспечить систему взаимодействия между смежными медицинскими учреждениями, между структурными подразделениями;
-организовать работу по кадровому планированию специалистов со средним медицинским образованием;
-организовать работу по расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских и фармацевтических кадров;
- организовать практические клинические кабинеты;
- работать с организационно-распределительной документацией;
- внедрять сестринский процесс и ведение сестринской документации;
- анализировать статистические показатели оценки здоровья населения оценки деятельности учреждения;
-осуществлять педагогичесую и наставническую деятельность;
- разрабатывать учебные программы по обучению медицинских сестер в клиниках;
- повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков.
-работать над повышением педагогического мастерства совершенствованием педагогической техники, культуры речи.
- целенаправленно работать с психолого- педагогической литературой, совершенствовать навыки интеллектуального труда.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
Должен ориентироваться в следующих случаях:
- документы определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинских учреждений;
- документы, регламентирующие укомплектованность и потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатные нормативы, штатное расписание, функциональные обязанности, права и ответственность, повышение квалификации и переподготовка;
- документы, определяющие деятельность медицинского учреждения в условиях рыночной экономики и мед.страхования.
- систему информационного обеспечения в мед.учреждении, перечень учетной, отчетной документации, порядок ведения, хранения, обработки, анализа, сдачи в архив;
- документы по эксплуатации зданий и сооружений, оснащению медицинского учреждения материальными ресурсами, проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- порядок организации работы общественного совета медицинских сестер;
-социально-демографическую характеристику обслуживаемого контенгента населения;
- документы регламентирующие деятельность средних медицинских кадров в области нормирования, сохранения и укрепления здоровья населения;
- организация экстренной медицинской помощи;
- организация сестринского ухода;
- организацию работы мед.учреждений по восстановительному лечению и реабилитации; роль и функции сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации;
- организацию работы больниц / домов/ сестринского ухода, хосписов, роль и основы паллиативной сестринской помощи;
- документы определяющие организацию противоэпидемической работы с населением;
- документы по организации лечебно-охранительного режима и профилактике больничного травматизма;
- документы по организации больничного инфекционного контроля и обеспечению инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
- документы по организации противоэпидемической работы в очаге инфекции;
- документы по иммунопрофилактике населения;
- документы по медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности медицинских учреждений;
- документы регламентирующие организацию лечебного и диетического питания в лечебном учреждении;
- основы рационального и сбалансированного питания;
- особенности питания здоровых и больных детей раннего возраста;
- основные причины и профилактика пищевых отравлений;
- санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические требования к производству и технологии производства детских молочных продуктов;
- документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в экстремальных условиях;
- организацию первой медицинской, доврачебной , специализированной помощи раненым и пораженным при стихийных бедствиях и катастрофах.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
- использовать научное и управленическое подходы к совершенствованию качества сестринской помощи населению;
- планировать систему мероприятий по перспективам развития сестринской службы медицинских учреждений;
- анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности медицинских .учреждений;
- использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения в условиях рыночной экономики;
- корректировать потребность населения в различных видах сестринской помощи на основе анализов, критериев и показателей состояния здоровья населения;
- анализировать формы статистических отчетов и первичной медицинской документации, отражающие деятельность средних и младших медицинских .кадров; осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения;
- организовать работу по повышению квалификации , переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских и фармацевтических кадров: оказать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу;
- составлять, представлять к утверждению и контролировать выполнение индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала;
- организовать сестринский уход за больными на основе сестринского процесса;
- организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно-охранительного, санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологических режимов в учреждении;
- организовать контроль за противоэпидемической, санитарно-просветительской работой с населением среднего медицинского персонала;
- обеспечить проведение учебных занятий по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безоопасности и охране труда;
- организовать медицинские осмотры и диспансерное наблюдение медицинского персонала;
- организовать работу совета медицинских.сестёр;
- использовать в работе документы регламентирующие порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенности использования лекарственных средств, медицинской техники и изделия медицинского назначения;
- вести приём населения работу с письмами граждан;
- использовать современные информационные технологии в деятельности медицинского учреждения;
- в совершенстве владеть техникой сестринских манипуляций:
- оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, провести сердечно-легочную реанимацию;
- обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения; защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях;
- изучать, использовать и популяризовать лучший отечественный и зарубежный опыт организации сестринского дела в деятельности лечебно профилактических учреждений.