18.04.2010
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ЛАБОРАНТ
В соответствии с требованиями к специальности медицинский лаборант , специалист должен знать и уметь:
I. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основные приказы лабораторной службе;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностических лабораториях;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностических лабораториях;
- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
- основные методы лабораторной диагностики;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции диагностических лабораторий;
- структура и функции органов кроветворения, нервных тканей, пищеварительной системы, мочевыделительной, половой и других систем;
- строение и функции клетки;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и др. на результаты исследований.
II. ОБЩИЕ УМЕНИЯ:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
-организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, и других лабораторных исследований;
-подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
-провести стерилизацию лабораторной посуды, инструментария;
-провести дезинфекцию биоматериала;
-проводить прием, маркировку и регистрацию поступившего в лабораторию биоматериала, обеспечивать хранение;
-регистрировать проведенные исследования;
-вести учетно-отчетную документацию;
-пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
-на основании результатов давать качественную и количественную оценку объекта исследований;
-дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований;
-готовить, фиксировать и окрашивать препараты для исследования клеточных элементов;
-отбирать материал для микроскопического исследования;
-владеть техникой микроскопирования;
-работать с контрольной сывороткой.
III. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
1. По гематологическим исследованиям:
-понятие: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения;
-причины и лабораторные признаки гемолиза;
-произвести взятие крови на общий анализ;
-приготовление мазков крови, их фиксация и окраска;
-определение цветового показателя крови;
-определение СОЭ;
-приготовление и окраска мазков костного мозга;
-подсчет клеток крови в камере Горяева и на гематологическом счетчике:
-определение гемоглобина гемиглобинцианидным методом;
-приготовление рабочих растворов красителей.
2. По общеклиническим исследованиям:
-исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и
бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов;
-способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого;
-копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования;
-физические свойства мочи, химические исследования мочи, основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
-ликвор и выпотные жидкости - физико-химические свойства;
- методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов;
-определение физических свойств мокроты, приготовление нативных препаратов и окраска препаратов по Романовскому, по Цилю-Нильсену, для определения микобактерий туберкулеза методом люминесцентной микроскопии;
-произвести микроскопическое и бактериоскопическое исследование мокроты;
-определить физические свойства мочи, химическое исследование мочи (определение белка, глюкозы, билирубина, уробилиногена, кетоновых тел);
-микроскопическое исследование мочи; определение плоского, полиморфного, почечного эпителия, эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров, элементов неорганизованного осадка;
-описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока;
-микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах; различить элементы застойной пищи и флоры;
-определить физические свойства дуоденального содержимого;
-микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли);
-обнаружение простейших, яиц гельминтов;
-провести анализ кала;
-определение физических свойств кала;
-описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи;
-определить физические и химические свойства спинномозговой жидкости;
-провести микроскопическое исследование ликвора, определить цитоз;
-приготовить препараты транссудатов и экссудатов на микроскопию и бактериоскопию, окрасить препараты;
-поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты;
-приготовить и окрасить препараты отделяемого половых органов для дифференциации гонореи, трихомониаза и других инфекций;
-провести микроскопическое и бактериологическое исследование отделяемого половых органов;
3. По цитологическим исследованиям:
-правила взятия и обработка материала для цитологических исследований;
-подготовить стекла, фиксаторы, красители, окрасить цитологические препараты;
-приготовление, окраска, фиксация препаратов для цитологического исследования (мокроты, транссудатов, экссудатов, отделяемого ран, свищей, соскобов с поверхности эрозий, язв; пунктатов, полученных из опухолей и опухолеподобных образований различной локализации, материала, полученного при эндоскопических исследованиях, гинекологических осмотрах и т.д.).
4. По биохимическим исследованиям:
-уметь работать на фотоэлектроколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах, аппарате для электрофореза, рН-метре;
-уметь применять дозаторы, автоматические пипетки и другую малую механизацию;
-уметь приготовить растворы (процентные, молярные, нормальные), химреактивы;
-уметь обрабатывать биохимическую посуду, инструментарий;
-определять показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, креатинин, С-реактивный белок и др.);
-определять показатели липидного обмена (общий холестерин);
-определять показатели углеводного обмена (глюкоза);
-определять показатели минерального обмена (натрий, калий, хлориды, кальций и др.);
-определять показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови;
-определять активность ферментов в сыворотке (ACT, АЛТ,);
-определять показатели гемостаза (время кровотечения, время свертывания, фибриноген, степень ретракции кровяного сгустка).
5. По паразитологическим исследованиям:
-основные морфологические характеристики гельминтов;
-морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
-паразиты малярии, виды, стадии развития;
-морфология малярийных паразитов;
-правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;
-уметь приготовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, -приготовление толстой капли;
-различать в препаратах представителей класса членистоногих.
6. По иммунологическим исследованиям:
-учение об иммунитете, виды иммунитета;
-иммуноглобулины (антитела), классификация;
-иммунодефицитные состояния;
-определять группу крови по системе АВО;
-определять резус-фактор;
-прямая и непрямая пробы Кумбса;
-ставить реакцию агглютинации на стекле;
-развернутая агглютинация.
7. По кожно-венерологическим исследованиям:
-уметь взять материал и приготовить препараты для исследования грибковых заболеваний, на бледную трепаному, возбудителя мягкого шанкра, гонорею, трихомониаза, анаэробную инфекцию;
-умение различать в препаратах диплококки, трихомониазы и др.
IV. ДОЛЖЕН УМЕТЬ (иметь навыки):
-взятие крови на различные виды анализов, получить сыворотку, плазму крови;
-собрать мочу и другие биологические жидкости для лабораторного исследования;
-приготовить реактивы;
-обработать лабораторную посуду;
-построить калибровочные кривые;
-работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);
-подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии;
-производить необходимые расчеты;
-определение групповой принадлежности крови;
-исследовать биологический материал: кровь, ликвор, мокроту, мочу, желудочный сок, дуоденальное содержимое, отделяемое половых путей, кал;
-обрабатывать медицинскую аппаратуру, инструментарий, помещение.
Составители:
Л.Л. Ахунджанова (Старший научный сотрудник лаборатории биохимии НИИП МЗ РУз, к.б.н.)
Н.С. Назарова (Старший преподователь КДЛ Сабир-Рахимовского медколледжа)
Комиссия использовала:
1. Квалификационные характеристики прошлых лет.
2. Работы ученных России, Узбекистана.
3. Законодательство и нормативно-правовые акты по здравоохранению.
4. Гос. образовательный стандарт высшего медицинского образования.