18.12.2009
28. Дистанционное образование является одной из опосредованных форм повышения квалификации, основанной на информационно-коммуникационных технологиях, осуществляемой без отрыва от основной работы, и имеет ряд разновидностей (кейс-технология, он-лайн асинхронная, синхронная и др.). Дистанционное образование реализуется в соответствии с учебной программой, может осуществляться как самостоятельная форма повышения квалификации, либо как составная часть очно-дистанционной формы образования. Продолжительность курса дистанционного образования определяется в академических часах соответствующего курса очного обучения, при этом календарные сроки превышают академические. Степень освоения новых знаний контролируется соответственно ТашИУВ, ТашФарМИ, РЦПКС и при успешном завершении дистанционного образования выдаётся сертификат установленного образца.
29. Самообразование подразумевает непрерывное самостоятельное освоение медицинскими работниками новых знаний, умений и навыков по своей и смежной специальности, направленное на повышение профессионального уровня, компетенции и расширение медицинского кругозора. Самообразование является неотъемлемой составной частью медицинской профессии, оно доступно и стимулирует овладение информационными технологиями, развивает конкурентный рынок медицинских услуг и в конечном итоге повышает их качество.
30. Обмен опытом, как правило, продолжительностью 36–72 часапроводится с целью повышения опыта медицинских работников по своей или смежной специальности в медицинских высших образовательных учреждениях, НИИ и центрах, а также в ведущих лечебно-профилактических учреждениях.
31. Участие с докладами в семинарах, съездах и конференциях специалистов обеспечивается выступлением медицинских работников с научными и научно-методическими докладами (сообщения, постеры) по актуальным вопросам медицинской науки и практики. Подготовка доклада по заранее известной тематике предусматривает проведение соответствующих исследований и подготовку тезисов доклада для публикации в установленном порядке.
Участие медицинских работников в семинарах, конференциях, съездах направлено на расширение возможностей для обмена информацией и опытом работы, ознакомления с современными тенденциями в организации лечебно-диагностического процесса и способствует росту уровня их профессиональной компетенции.
В учете суммарных часов повышения квалификации за 5 лет при наличии соответствующего сертификата 1 день участия в работе семинара, съезда, конференции засчитывается как 8 часов, участие с докладом - как 16 часов.
32. Прохождение курсов по освоению информационных технологий, составленных на основе образовательных программ, также относится к опосредованным формам повышения квалификации медицинских работников. Не являясь обязательными, данные курсы способствуют их профессиональному росту и развитию путем обеспечения доступа к информационным технологиям и базам данных. Количество часов обучения, указанное в выданных по окончании курсов сертификатах, входят в суммарное количество необходимых часов по повышению квалификации за 5 лет.
33. Суммарная обязательная продолжительность всех форм повышения квалификации медицинских работников для получения квалификационной категории, при обучении с отрывом и без отрыва от основной работы, устанавливается за каждые пять лет в объеме:
- для врачебных кадров – не менее 8 недель (288 часов);
- для фармацевтических, средних медицинских и средних фармацевтических кадров – не менее 4-х недель (144 часа).
34. Порядок планирования курсов, распределения направлений (путевок) на курсы повышения квалификации, отбора специалистов и перечень документов, необходимых для прохождения обучающих курсов медицинскими работниками, определяются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
35. Переподготовка медицинских работников подразумевает освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков по определенной специальности в объёме, необходимом и достаточном для осуществления медицинской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой данного специалиста, и на уровне, удовлетворяющем пациента по качеству оказываемых медицинских услуг.
36. Основными видами переподготовки врачебных кадров являются:
- дополнительная специализация;
37. Первичная специализация является видом переподготовки врачей, направленным на освоение профессиональных знаний, умений и навыков в целях приобретения новой, как правило, смежной врачебной специальности и последующего выполнения соответствующей профессиональной деятельности.
Первичная специализация предназначена для прохождения лицами при наличии у них подтверждающих документов о получении одной из врачебных специальностей и стажа работы по ней не менее 2-х лет и осуществляется как по направлениям территориальных органов управления здравоохранением, министерств, ведомств и организаций, имеющих в ведении лечебно-профилактические учреждения, в соответствии с имеющейся потребностью в специалистах, так и непосредственно по заявлению врача.
По ряду медицинских специальностей, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, допускается прохождение соответствующей первичной специализации без учета врачебного стажа при наличии диплома о базовом высшем медицинском образовании.
Данный вид переподготовки осуществляется с отрывом от основной работы на базе ТашИУВ, медицинских высших образовательных учреждений, НИИ и центрах при наличии соответствующих образовательных программ, кадрового потенциала и материально-технической базы.
38. При успешном завершении первичной специализации врачам выдаётся сертификат установленного образца с указанием количества часов пройденного обучения, предоставляющий право:
- на замещение вакантной должности специалиста клинического профиля в амбулаторном звене здравоохранения – для лиц, имеющих только диплом о базовом высшем образовании;
- на замещение вакантной должности специалиста по дополнительно приобретенной специальностикак в амбулаторном, так и в стационарном звеньях здравоохранения – для лиц, окончивших магистратуру, клиническую ординатуру или интернатуру по другим клиническим специальностям.
39. Дополнительная специализация является видом переподготовки врачей, направленным на освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков в целях приобретения дополнительной (к имеющейся основной) врачебной специальности.
К прохождению дополнительной специализации допускаются врачи, получившие основную специальность через магистратуру, клиническую ординатуру или интернатуру.
При успешном завершении дополнительной специализации врачам выдаётся сертификат установленного образца с указанием количества часов пройденного обучения, предоставляющий право на замещение вакантной должности соответствующего специалиста в амбулаторном и стационарном звеньях здравоохранения.
40. Первичная и дополнительная специализация врачей осуществляется с отрывом от основной работы на условиях платно-контрактного обучения, в группах и индивидуально. Порядок индивидуального обучения определяется учреждением, организующим переподготовку, по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.