КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1998-2005 ГГ.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 10.11.1998 г. N УП-2107
КОНЦЕПЦИЯ
реформирования системы здравоохранения
в 1998-2005 гг.
1. Цель и задачи реформирования системы здравоохранения
2. Система бесплатного медицинского обслуживания
3. Система платного медицинского обслуживания
4. Совершенствование системы управления здравоохранением
5. Развитие потенциала системы здравоохранения
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Цель реформ - создание в стране системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения на основе осуществления следующих принципов:
- соблюдения конституционных правграждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания и социальную защиту;
- равнодоступности населения ковсем видам оказываемых медицинских услуг;
- обеспечения государственного контроля за состоянием здоровья населения и среды его обитания;
- глубокого реформирования системы здравоохранения на основе внедрения рыночных принципов и механизма;
- создания эффективной системы охраны материнства и детства;
- приоритетного развития профилактического здравоохранения, широкой популяризации здорового образа жизни, рационального питания, занятия физической культурой и спортом;
- гармоничного сочетания экстренного бесплатного медицинского обслуживания с поэтапнымпереходом специальных и общелечебных медицинских учреждений на платные формы обслуживания, развитие системы медицинского страхования;
- стимулирования развития частной медицинской практики;
- повышения эффективности бюджетных ассигнований, направляемых на охрану здоровья населения.
Основными задачами реформ системы здравоохранения являются:
- обеспечение государством гарантированного уровня и качества первичной медико-санитарной помощи населению;
- укрепление системы экстренной неотложной медицинской помощи населению;
- совершенствование системы организациии размещения сети лечебно-профилактических учреждений, поэтапный переход к системе врача общей практики;
- создание рынка медицинских услуг и страховой медицины;
- повышение эффективности системы управления здравоохранением за счет ее упрощения, предоставления большей самостоятельности лечебно- профилактическим учреждениям, развитие вздравоохранении негосударственного сектора и частной врачебной практики;
- совершенствование финансовой базыздравоохранения за счет повышения эффективности бюджетныхрасходов при предоставлении бесплатных медицинских услуг, развития различных форм смешанного и частного финансирования;
- создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли;
- совершенствование процесса подготовки,переподготовки и повышения профессиональной квалификации медицинских работников;
- интеграция развития физическойкультуры и различныхформ профилактики здоровья населения;
- расширение международного сотрудничества ипривлечения иностранных инвестиций и технологий в отрасль.
Реализация задачсовершенствованияфинансовой базы здравоохранения будет осуществляться путем разделения медицинского обслуживания населения на бесплатные услуги, расходы на оказание которых покрываются из государственного бюджета,и платные услуги, оплачиваемые за счет средств юридических и физических лиц.
2. СИСТЕМА БЕСПЛАТНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Государство обеспечит предоставление бесплатного медицинского обслуживания в рамках гарантированного объема медико-санитарных услуг, включающего:
- оказание экстренной, неотложной медицинской помощи;
- оказание медицинских услуг в первичном звене здравоохранения и ряде государственных лечебно-профилактических учреждений, прежде всего в сельской местности;
- иммунизацию и вакцинацию населения против ряда инфекционных заболеваний;
- специализированную медицинскую помощь по социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (туберкулез, онкологические, психиатрические, наркологические, эндокринологические больные и лица с профессиональными заболеваниями);
- обследование и лечение детей (кроме платных больниц);
- обследование и лечение подростков 15-17 лет и лиц призывного возраста (18- 27 лет) по направлениям призывных комиссий;
- оказание родовспомогательных услуг (кроме платных учреждений);
- лечение льготных категорий пациентов (инвалидов, ветеранов войны, круглыхсирот) в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
Кроме того, государство будет финансировать:
- предоставление государственных дотацийпо программам со смешанным финансированием;
- организацию и проведение профилактических,природоохранных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий согласно государственным программам;
- подготовку медицинских кадров в рамках государственного гранта;
- фундаментальные и отдельные прикладные научные исследования согласно целевым национальным программам.
В период 1999-2000 гг. предусматривается постепенно перейти на следующую систему бюджетного финансирования здравоохранения:
- на экстренную и неотложную медицинскую помощь, на иммунизацию и вакцинацию населения против инфекционных заболеваний - исходяиз норматива затрат в расчете на душу населения обслуживаемой территории;
- процесс родовспоможения, амбулаторное обследование и лечение льготных категорий пациентов, специализированную медицинскую помощь по социально значимымзаболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих - исходя из выделения средств в расчете на пролеченных пациентов по установленным нормативам;
- на организацию и проведение профилактических, природоохранных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - согласно принятым государственным программам, исходя из выделения средств в расчете на душу населения обслуживаемой территории;
- финансирование медицинской науки и образования -согласно принятымнаучно-техническимпрограммам и государственным планам подготовки кадров.
Финансовые средства, сэкономленные в сфере государственного финансирования здравоохранения, будут использованы на стимулирование труда медицинских работников и укрепление материально-технической базы системы государственного здравоохранения.
С целью совершенствования системы организациибесплатного медицинского обслуживания предусматривается:
1. Создать в 1999 г. систему экстренной неотложной медицинской помощи с образованием Республиканского центра экстренной медицинской помощи населению в г. Ташкенте, Каракалпакского и областных филиалов, отделений экстренной медицинской помощи в сельских районах.
Службы экстренной медицинской помощи на всех уровнях будут включать в себя стационарные клинические подразделения по оказанию неотложной помощи, службы скорой помощи и санитарной авиации. В ведение этих служб в г. Ташкенте, Нукусе, областных центрах, городах и районах будут переданы наиболее хорошо оснащенные клинические учреждения (медсанчасти, городские и центральные районные больницы), имеющие высококвалифицированный медицинский персонал.
Основными задачамисистемы экстренной медицинскойпомощи определяются: оперативное реагирование навсе случаи, требующие экстренной медицинской помощи;своевременное и качественное обслуживание на месте, доставка больного в клиническое подразделение, определение точного диагноза и обеспечение восстановления функций жизненно важных органов в установленные сроки пребывания в клинике с последующим переводомбольного на лечениев другое лечебно- профилактическое учреждение или на дому;
2. Завершитьдо 2005 годаповсеместный переход к двухступенчатой форме оказания первичных и последующих медицинских услуг по следующей схеме:
- в сельской местности: сельский врачебный пункт(СВП) - центральная районная больница (ЦРБ) с поликлиникой. В отдельных случаях могут быть использованы специализированные областныеили республиканские лечебные учреждения. Отдельные фельдшерско-акушерские пункты и сельские участковыебольницы будут сохранены только в пустынных зонах, зонах отгонного животноводства и горных населенных пунктах;
- в городах: консультативно-диагностическая поликлиника(или диагностический центр) - городская больница. В отдельных случаях могут быть использованы городские или областные, а также республиканские специализированные лечебные учреждения.
В целях оказания многопрофильной квалифицированной медицинской помощи в первичном звене здравоохранения будет осуществлен поэтапный переход насистему врача общейпрактики. По согласованию с махаллинскими комитетами всоставе консультативно-диагностических поликлиник могутсоздаваться махаллинские врачебныепункты, приближенные к месту жительства населения и осуществляющие первичную медицинскую помощь.
3. Упорядочить структуру государственных лечебно- профилактических заведений в областных центрах и на республиканском уровне.
В областныхцентрах, помимо подразделений экстреннойи первичной медицинской помощи, гарантированный государством объем бесплатных медицинских услуг будут оказывать государственные детские многопрофильные больницы, родовспомогательные комплексы, инфекционные больницы, больницыили отделения специализированных диспансеров (туберкулезного, кожвенерологического, онкологического, психонаркологического), каждое из которых должно иметь поликлиническое подразделение.
Модернизация сетимедицинских учреждений предусматривает рационализацию коечногофонда путем интенсификации стационарного лечения, полноценного догоспитального обследования, квалифицированного амбулаторного наблюдения в реабилитационном периоде.
3. СИСТЕМА ПЛАТНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Система платного медицинского обслуживания будет формироваться на основе как частного финансирования путем покрытия расходов за счет средств юридических и физических лиц, так и смешанного финансирования с частичным покрытием расходов за счет дотаций государственного бюджета.
К лечебным учреждениям смешанного финансирования будут отнесены многопрофильные больницыдля взрослых идетей, областные и республиканские специализированные центры и клиники.
Смешанное финансирование предусмотрено для:
- обследования и лечения пациентов (кроме льготных категорий) в районных, городскихи многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях, клиниках НИИ, не вошедших в систему бесплатной медицинской помощи;
- обследования и лечения в специализированных лечебных учреждениях льготных категорий пациентов (инвалидов, ветеранов войны, круглых сирот);
- отдельных многопрофильных детских больниц;
- проведения прикладных научныхисследований в области здравоохранения, санитарии и фармакологии;
- подготовки медицинских кадров вне установленного количества государственных грантов.
Поэтапный переход на частное финансирование предусматривается для всех видов медицинских услуг, оказываемых врачами частной практики, в негосударственных лечебно-профилактических и отдельных родовспомогательных учреждениях за счет:
- средств страховых компаний, перечисляемых согласно заключенным с клиентами договорам на медицинское страхование;
- прямых платежей юридических и физических лиц за оказываемые медицинские услуги.
Масштабы и темпы внедрения частного финансирования в городской и сельскойместности будут тесно связаны с развитиемсистемы медицинского страхования и ростом доходов населения.
В целях введения медицинского страхования в 1999 г. будут разработаны проекты необходимых законодательных и нормативных актов. Введение вдействие механизмов медицинского страхования предусматривается поэтапно, начиная с 2001 г.
Для обеспечения практической реализации механизма медицинского страхования предусматривается созданиеГосударственного фонда медицинского страхования, а также частных фондов добровольного медицинского страхования, обеспечение возможностей специализированного медицинского страхования в других страховых учреждениях, действующих по соответствующим лицензиям под контролем государства.
В целях дальнейшего развития системы частного здравоохранения и рынка медицинских услуг предусматривается:
1. Проведение разгосударствления и приватизации существующих лечебно-профилактических учреждений в случаях, когда не нарушается принцип обеспеченияравнодоступностигарантированной государством бесплатной медицинской помощи;
При этомразгосударствление и приватизация лечебно- профилактических учрежденийбудет проводиться путемреализации специализированных лечебно-профилактических учреждений целиком или пакетами акций на тендерной основе, в том числе иностранным инвесторам, с обязательным условием использования приватизируемых зданий для целей оказания медицинских услуг.
2. Созданиечастныхлечебно-профилактическихучреждений, построенных за счет средств учредителей и прошедших регистрацию в установленном порядке. Сеть частных лечебно-профилактических учреждений будет развиваться параллельно с существующей сетью государственных учреждений, дополняя ее по широте оказываемых услуг и качеству.
Коллективам медицинских работников и индивидуальным лицам будет оказано содействие в организации частных клиник посредством передачи им в долгосрочнуюаренду либо продажи зданий государственных лечебно- профилактических учреждений.
3. Создание платных, в том числе частных, родовспомогательных учрежденийв городах параллельнос действующими бесплатными государственными родовспомогательными учреждениями.
4. Дальнейшее расширение частной врачебной практики, которой будут заниматься медицинские работники как в составе сертифицированных и аккредитованных частных лечебных учреждений, так и практикующие индивидуально по специально выданным Министерством здравоохранения Республики Узбекистан лицензиям.
В течение первой половины 1999 г. предусматривается разработка и утверждение нормативной документации по организации, аккредитации и сертификации частных лечебно-профилактических учреждений, лицензирования частной врачебной практики, регулированию тарифов на платные медицинские услуги, стандартов качества медицинских услуг и т.д.
Негосударственные медицинскиеучреждения, находящиеся на смешанном и частном финансировании, будут оказывать до 20 процентов услуг бесплатно льготным контингентам больных по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Государственное управление ирегулирование в сфере здравоохранения будетосуществляться Министерством здравоохранения Республики Узбекистан путем:
- разработки нормативной базы здравоохранения и медицинского страхования, государственных стандартов качества здравоохранения и контроля за их соблюдением всеми медицинскими учреждениями;
- реализации целевых государственных программ в сфере охраны здоровья населения;
- финансирования за счетбюджетных средств первичной медико-санитарной помощинаселению в пределахгарантированного государством объема;
- сертификации и аккредитации лечебно-профилактических и аптечных учреждений независимо от формы собственности, выдачи лицензий врачам и фармацевтам на занятие частной практикой;
- регулирования уровня тарифов на медицинские услуги. В период до 2005 г. государственные органы управления будут определять единые для всей страны пределы тарифов на медицинские услуги, в рамках которых лечебно-профилактические учреждения независимо от форм собственности будут самостоятельно устанавливать тарифы исходя из территориальных и иных особенностей;
- стандартизации и сертификации лекарственных средстви препаратов, разрешенных к применению на территории республики.
Для защиты прав и представления интересов частных учреждений здравоохранения в период 2000-2005 гг. предусматривается повсеместное формирование органов общественного управления частным здравоохранением (ассоциации частных клиник, страховых организаций, фонды и т.д.).
Предусматривается впериод до 2000г. осуществить реструктуризацию санитарно-противоэпидемической системы: республиканские итерриториальные органы Госсанэпиднадзора, Республиканского центра СПИД, Республиканской противочумной станции, Республиканской дезинфекционной станциибудут объединены в Республиканский Центр государственногосанитарно-эпидемиологического надзора с территориальными филиалами на местах.
5. РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дальнейшее расширениеи совершенствование профилактической работы. Концепция реформы здравоохранения предусматривает приоритет развития профилактического направления, формирование здорового образа жизни, воспитание гармонично развитого поколения, выявление факторов риска и причинно-следственных связей заболеваний.
Эти задачибудут возложены наорганизуемый на базе Республиканского центра"Здоровье" Институт Здоровья. Основными функциями института будут:
- координация исследований ипрактическое внедрение профилактической медицины;
- обеспечение активной пропагандыздорового образа жизнии рационального питания;
- гигиеническое и правовое воспитание в области охраны здоровья;
- осуществление интеграции физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового движения с профилактической медициной;
- проведение социологических исследований, мониторинг, анализ и прогноз состояния здоровья нации.
Охрана материнства и детства. Дальнейшее развитие службы охраны материнства и детства предусматривает:
- интеграцию детских и родовспомогательных учреждений;
- совершенствование работы пообеспечению безопасного материнства, сохранению иукреплению здоровья женщин детородного возраста;
- улучшение первичной медико-санитарной помощиженщинам, беременным и детям;
- создание региональных центров "Скрининг матери и ребенка" в целях раннего выявления врожденной и другой патологии у новорожденных и беременных женщин для предупреждения рождения инвалидов с детства;
- развитие специализированных медико-генетических центровдля обследования женщин и детей;
- реструктуризацию и повышение качества педиатрической службы.
Повышение качестваоказания медицинской помощи. В целях повышения качества оказания медицинских услуг с 2000 г. будет введен государственный стандарт качества и завершенности медицинской помощи, учитывающий уровень услуг, тип лечебного учреждения и отражающий:
- полноценность и адекватность лечебно-диагностической тактики нормативным критериям на различных этапах лечения, дифференцированным по группам заболеваний и видов услуг с указанием предельных тарифов;
- наличие необходимого оборудования имедикаментов для осуществления первичной, экстренной, квалифицированной и специализированной помощи;
- обеспеченность квалифицированными специалистами для оказания соответствующей медицинской помощи.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров. Предусматривается введение государственных образовательных стандартов, основанных на анализе постоянно меняющихся потребностей обществав качестве испециализации кадров. Будутвнедрены прогрессивные педагогические и информационные технологии.
В целяхповышения уровня профессионального образования медицинских кадров всех уровней предусматривается осуществлять:
- среднее специальное медицинское образование на двух уровнях - по подготовке медицинской сестры (фельдшера) общего профиля со сроком обучения 3 года; по подготовке медсестер высшей квалификации и узких специалистов (операционная сестра, анестезист, акушерка и т.д.) - с обучением по специальным программам в высших медицинских учебных учреждениях;
- высшее образование на двух уровнях - по подготовке врача общей практики (бакалавр) со сроком обучения5-7 лет в соответствии с утвержденными государственными стандартами и врачей-специалистов и исследователей -в магистратуре с дополнительным сроком обучения не менее 2-х лет на базе бакалавриата;
- послевузовское образование черезсистему аспирантуры, докторантуры, соискательства, а также повышение квалификации и переподготовки кадров для развития системы врача общей практики по специальным образовательным профессиональным программам. Институт усовершенствованияврачей будет осуществлять образовательные профессиональные программы по подготовке и переподготовке врачей общей практики и семейной медицины.
Намечается открытие при лечебных факультетах медицинских ВУЗов отделений поподготовке медицинских сестер высшей квалификации, реконструкция и перепрофилирование существующих медицинских училищ в профессиональные колледжи.
Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения и системы здравоохранения предусматривает:
- определение общей потребности в лекарственных средствах, объема гарантированного (бесплатного) обеспечения лекарствами в государственных лечебныхучреждениях, а также совершенствование механизма закупок и финансового обеспечения;
- развитие национальной фармацевтической промышленности и обеспечение конкурентоспособности еепродукции путем введения международных стандартов GМР для сверхчистых медицинских производств;
- развитие рынка фармацевтической продукции, создание рыночной инфраструктуры в системе лекарственного обеспечения;
- создание единой государственной системы контроля качества, регистрации и сертификации лекарственных средств;
- поощрение международного сотрудничества в области фармации;
- совершенствование правовых инормативных актов, регламентирующих область лекарственного обращения в соответствии с международными требованиями.