5. РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дальнейшее расширение и совершенствование профилактической работы. Концепция реформы здравоохранения предусматривает приоритет развития профилактического направления, формирование здорового образа жизни, воспитание гармонично развитого поколения, выявление факторов риска и причинно-следственных связей заболеваний.
Эти задачи будут возложены на организуемый на базе Республиканского центра "Здоровье" Институт Здоровья. Основными функциями института будут:
- координация исследований и практическое внедрение профилактической медицины;
- обеспечение активной пропаганды здорового образа жизни и рационального питания;
- гигиеническое и правовое воспитание в области охраны здоровья;
- осуществление интеграции физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового движения с профилактической медициной;
- проведение социологических исследований, мониторинг, анализ и прогноз состояния здоровья нации.
Охрана материнства и детства. Дальнейшее развитие службы охраны материнства и детства предусматривает:
- интеграцию детских и родовспомогательных учреждений;
- совершенствование работы по обеспечению безопасного материнства, сохранению и укреплению здоровья женщин детородного возраста;
- улучшение первичной медико-санитарной помощи женщинам, беременным и детям;
- создание региональных центров "Скрининг матери и ребенка" в целях раннего выявления врожденной и другой патологии у новорожденных и беременных женщин для предупреждения рождения инвалидов с детства;
- развитие специализированных медико-генетических центров для обследования женщин и детей;
- реструктуризацию и повышение качества педиатрической службы.
Повышение качества оказания медицинской помощи. В целях повышения качества оказания медицинских услуг с 2000 г. будет введен государственный стандарт качества и завершенности медицинской помощи, учитывающий уровень услуг, тип лечебного учреждения и отражающий:
- полноценность и адекватность лечебно-диагностической тактики нормативным критериям на различных этапах лечения, дифференцированным по группам заболеваний и видов услуг с указанием предельных тарифов;
- наличие необходимого оборудования и медикаментов для осуществления первичной, экстренной, квалифицированной и специализированной помощи;
- обеспеченность квалифицированными специалистами для оказания соответствующей медицинской помощи.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров. Предусматривается введение государственных образовательных стандартов, основанных на анализе постоянно меняющихся потребностей общества в качестве и специализации кадров. Будут внедрены прогрессивные педагогические и информационные технологии.
В целях повышения уровня профессионального образования медицинских кадров всех уровней предусматривается осуществлять:
- среднее специальное медицинское образование на двух уровнях - по подготовке медицинской сестры (фельдшера) общего профиля со сроком обучения 3 года; по подготовке медсестер высшей квалификации и узких специалистов (операционная сестра, анестезист, акушерка и т.д.) - с обучением по специальным программам в высших медицинских учебных учреждениях;
- высшее образование на двух уровнях - по подготовке врача общей практики (бакалавр) со сроком обучения 5-7 лет в соответствии с утвержденными государственными стандартами и врачей-специалистов и исследователей - в магистратуре с дополнительным сроком обучения не менее 2-х лет на базе бакалавриата;
- послевузовское образование через систему аспирантуры, докторантуры, соискательства, а также повышение квалификации и переподготовки кадров для развития системы врача общей практики по специальным образовательным профессиональным программам. Институт усовершенствования врачей будет осуществлять образовательные профессиональные программы по подготовке и переподготовке врачей общей практики и семейной медицины.
Намечается открытие при лечебных факультетах медицинских ВУЗов отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации, реконструкция и перепрофилирование существующих медицинских училищ в профессиональные колледжи.
Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения и системы здравоохранения предусматривает:
- определение общей потребности в лекарственных средствах, объема гарантированного (бесплатного) обеспечения лекарствами в государственных лечебных учреждениях, а также совершенствование механизма закупок и финансового обеспечения;
- развитие национальной фармацевтической промышленности и обеспечение конкурентоспособности ее продукции путем введения международных стандартов GМР для сверхчистых медицинских производств;
- развитие рынка фармацевтической продукции, создание рыночной инфраструктуры в системе лекарственного обеспечения;
- создание единой государственной системы контроля качества, регистрации и сертификации лекарственных средств;
- поощрение международного сотрудничества в области фармации;
- совершенствование правовых и нормативных актов, регламентирующих область лекарственного обращения в соответствии с международными требованиями.
Номер документа:
N УП-2107
Дата принятия:
10.11.1998