КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1998-2005 ГГ.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 10.11.1998 г. N УП-2107
КОНЦЕПЦИЯ
реформирования системы здравоохранения
в 1998-2005 гг.
1. Цель и задачи реформирования системы здравоохранения
2. Система бесплатного медицинского обслуживания
3. Система платного медицинского обслуживания
4. Совершенствование системы управления здравоохранением
5. Развитие потенциала системы здравоохранения
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Цель реформ - создание в стране системы здравоохранения, обеспечивающей сохранение и улучшение здоровья населения, формирование условий для воспитания здорового поколения на основе осуществления следующих принципов:
- соблюдения конституционных правграждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания и социальную защиту;
- равнодоступности населения ковсем видам оказываемых медицинских услуг;
- обеспечения государственного контроля за состоянием здоровья населения и среды его обитания;
- глубокого реформирования системы здравоохранения на основе внедрения рыночных принципов и механизма;
- создания эффективной системы охраны материнства и детства;
- приоритетного развития профилактического здравоохранения, широкой популяризации здорового образа жизни, рационального питания, занятия физической культурой и спортом;
- гармоничного сочетания экстренного бесплатного медицинского обслуживания с поэтапнымпереходом специальных и общелечебных медицинских учреждений на платные формы обслуживания, развитие системы медицинского страхования;
- стимулирования развития частной медицинской практики;
- повышения эффективности бюджетных ассигнований, направляемых на охрану здоровья населения.
Основными задачами реформ системы здравоохранения являются:
- обеспечение государством гарантированного уровня и качества первичной медико-санитарной помощи населению;
- укрепление системы экстренной неотложной медицинской помощи населению;
- совершенствование системы организациии размещения сети лечебно-профилактических учреждений, поэтапный переход к системе врача общей практики;
- создание рынка медицинских услуг и страховой медицины;
- повышение эффективности системы управления здравоохранением за счет ее упрощения, предоставления большей самостоятельности лечебно- профилактическим учреждениям, развитие вздравоохранении негосударственного сектора и частной врачебной практики;
- совершенствование финансовой базыздравоохранения за счет повышения эффективности бюджетныхрасходов при предоставлении бесплатных медицинских услуг, развития различных форм смешанного и частного финансирования;
- создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли;
- совершенствование процесса подготовки,переподготовки и повышения профессиональной квалификации медицинских работников;
- интеграция развития физическойкультуры и различныхформ профилактики здоровья населения;
- расширение международного сотрудничества ипривлечения иностранных инвестиций и технологий в отрасль.
Реализация задачсовершенствованияфинансовой базы здравоохранения будет осуществляться путем разделения медицинского обслуживания населения на бесплатные услуги, расходы на оказание которых покрываются из государственного бюджета,и платные услуги, оплачиваемые за счет средств юридических и физических лиц.
2. СИСТЕМА БЕСПЛАТНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Государство обеспечит предоставление бесплатного медицинского обслуживания в рамках гарантированного объема медико-санитарных услуг, включающего:
- оказание экстренной, неотложной медицинской помощи;
- оказание медицинских услуг в первичном звене здравоохранения и ряде государственных лечебно-профилактических учреждений, прежде всего в сельской местности;
- иммунизацию и вакцинацию населения против ряда инфекционных заболеваний;
- специализированную медицинскую помощь по социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих (туберкулез, онкологические, психиатрические, наркологические, эндокринологические больные и лица с профессиональными заболеваниями);
- обследование и лечение детей (кроме платных больниц);
- обследование и лечение подростков 15-17 лет и лиц призывного возраста (18- 27 лет) по направлениям призывных комиссий;
- оказание родовспомогательных услуг (кроме платных учреждений);
- лечение льготных категорий пациентов (инвалидов, ветеранов войны, круглыхсирот) в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
Кроме того, государство будет финансировать:
- предоставление государственных дотацийпо программам со смешанным финансированием;
- организацию и проведение профилактических,природоохранных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий согласно государственным программам;
- подготовку медицинских кадров в рамках государственного гранта;
- фундаментальные и отдельные прикладные научные исследования согласно целевым национальным программам.
В период 1999-2000 гг. предусматривается постепенно перейти на следующую систему бюджетного финансирования здравоохранения:
- на экстренную и неотложную медицинскую помощь, на иммунизацию и вакцинацию населения против инфекционных заболеваний - исходяиз норматива затрат в расчете на душу населения обслуживаемой территории;
- процесс родовспоможения, амбулаторное обследование и лечение льготных категорий пациентов, специализированную медицинскую помощь по социально значимымзаболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих - исходя из выделения средств в расчете на пролеченных пациентов по установленным нормативам;
- на организацию и проведение профилактических, природоохранных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - согласно принятым государственным программам, исходя из выделения средств в расчете на душу населения обслуживаемой территории;
- финансирование медицинской науки и образования -согласно принятымнаучно-техническимпрограммам и государственным планам подготовки кадров.
Финансовые средства, сэкономленные в сфере государственного финансирования здравоохранения, будут использованы на стимулирование труда медицинских работников и укрепление материально-технической базы системы государственного здравоохранения.
С целью совершенствования системы организациибесплатного медицинского обслуживания предусматривается:
1. Создать в 1999 г. систему экстренной неотложной медицинской помощи с образованием Республиканского центра экстренной медицинской помощи населению в г. Ташкенте, Каракалпакского и областных филиалов, отделений экстренной медицинской помощи в сельских районах.
Службы экстренной медицинской помощи на всех уровнях будут включать в себя стационарные клинические подразделения по оказанию неотложной помощи, службы скорой помощи и санитарной авиации. В ведение этих служб в г. Ташкенте, Нукусе, областных центрах, городах и районах будут переданы наиболее хорошо оснащенные клинические учреждения (медсанчасти, городские и центральные районные больницы), имеющие высококвалифицированный медицинский персонал.
Основными задачамисистемы экстренной медицинскойпомощи определяются: оперативное реагирование навсе случаи, требующие экстренной медицинской помощи;своевременное и качественное обслуживание на месте, доставка больного в клиническое подразделение, определение точного диагноза и обеспечение восстановления функций жизненно важных органов в установленные сроки пребывания в клинике с последующим переводомбольного на лечениев другое лечебно- профилактическое учреждение или на дому;
2. Завершитьдо 2005 годаповсеместный переход к двухступенчатой форме оказания первичных и последующих медицинских услуг по следующей схеме:
- в сельской местности: сельский врачебный пункт(СВП) - центральная районная больница (ЦРБ) с поликлиникой. В отдельных случаях могут быть использованы специализированные областныеили республиканские лечебные учреждения. Отдельные фельдшерско-акушерские пункты и сельские участковыебольницы будут сохранены только в пустынных зонах, зонах отгонного животноводства и горных населенных пунктах;
- в городах: консультативно-диагностическая поликлиника(или диагностический центр) - городская больница. В отдельных случаях могут быть использованы городские или областные, а также республиканские специализированные лечебные учреждения.
В целях оказания многопрофильной квалифицированной медицинской помощи в первичном звене здравоохранения будет осуществлен поэтапный переход насистему врача общейпрактики. По согласованию с махаллинскими комитетами всоставе консультативно-диагностических поликлиник могутсоздаваться махаллинские врачебныепункты, приближенные к месту жительства населения и осуществляющие первичную медицинскую помощь.
3. Упорядочить структуру государственных лечебно- профилактических заведений в областных центрах и на республиканском уровне.
В областныхцентрах, помимо подразделений экстреннойи первичной медицинской помощи, гарантированный государством объем бесплатных медицинских услуг будут оказывать государственные детские многопрофильные больницы, родовспомогательные комплексы, инфекционные больницы, больницыили отделения специализированных диспансеров (туберкулезного, кожвенерологического, онкологического, психонаркологического), каждое из которых должно иметь поликлиническое подразделение.
Модернизация сетимедицинских учреждений предусматривает рационализацию коечногофонда путем интенсификации стационарного лечения, полноценного догоспитального обследования, квалифицированного амбулаторного наблюдения в реабилитационном периоде.