В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с
Законом РУз от 06.05.1995 г.,
Законом РУз от 15.04.1999 г. N 772-I,
Законом РУз от 31.08.2000 г. N 125-II
Преамбула
Раздел I. Общие положения (Статьи 1-3)
Раздел II. Право человека на благоприятную окружающую среду и гарантии ее обеспечения (Статьи 4-6)
Раздел III. Требования по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, радиационной безопасности населения и обязанности по их выполнению (Статьи 7-20)
Раздел IV. Государственный санитарный надзор и контроль (Статьи 21-28)
Раздел V. Ответственность за нарушение санитарного законодательства (Статьи 29-31)
Раздел VI. Международные договоры
Настоящий Законрегулирует общественные отношенияпо обеспечениюсанитарно-эпидемическогоблагополучия и радиационной безопасности населения, закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду и иные связанные с ним права и гарантии их реализации.
Государственный санитарныйнадзор - этодеятельность санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, выявлениюи пресечению нарушений санитарного законодательства.
Раздел I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Узбекистан о государственном санитарном надзоре
Статья 2. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения
Статья 3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы
Статья 1. Законодательство Республики Узбекистан о государственном санитарном надзоре
Законодательство Республики Узбекистан о санитарном надзоре состоит из настоящего Закона и издаваемых органами государственной власти и управления в пределах их полномочий правовых актов.
Статья 2. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения
Основными принципамиобеспечениясанитарно-эпидемического благополучия населения являются:
- гарантия прав человека на сохранение и укрепление здоровья на основереализации комплекса законодательных, санитарно-противоэпидемических и организационных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды, улучшения питания, условий труда, быта, отдыха, воспитания, обучения;
- приоритет предупредительной деятельности по предотвращению вредного влияния на здоровье населения факторов окружающей среды при планировании, размещении, проектировании, строительстве и вводев эксплуатациюнароднохозяйственныхобъектов, технологического оборудования и приборов, средств транспорта;
- повышение санитарно-культурного уровня населения;
- проведениесанитарно-противоэпидемическихмероприятий как обязательной части производственной и социальной деятельности;
- возмещение предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от форм собственности, отдельнымилицами ущерба, причиненного здоровью населения и окружающей среде в результате несоблюдения санитарных норм, гигиенических нормативов и непроведения санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- осуществление государственного санитарного надзораза соблюдением санитарных норм,правил и проведениемсанитарно- гигиенических мероприятий.
Статья 3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы
Санитарные нормы,правила и гигиенические нормативы разрабатываются научно-исследовательскими идругими учреждениями, утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и подлежат опубликованию в трехмесячный срок после их утверждения.
Раздел II.
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ГАРАНТИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья 4. Право человека на благоприятную окружающую среду
Статья 5. Право на получение информации о состоянии здоровья
населения и окружающей среды
Статья 6. Право на возмещение ущерба, причиненного
здоровью человека
Статья 4. Право человека на благоприятную окружающую среду
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статья 5. Право на получение информации о состоянии здоровья населения и окружающей среды
Каждый человек имеет право на получение достоверной информации о заболеваемости, эпидемической и радиационной обстановке, состоянии окружающей среды и их влиянии на здоровье людей, а также о результатах проведенных гигиенических и иных специальных экспертиз.
Статья 6. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека
Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью воздействием вредных химических, физических, биологических и других факторов окружающей среды,а также недоброкачественными продуктами питания, товарами народного потребления и другими изделиями промышленности.
Раздел III.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Статья 7. Обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений и отдельных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 8. Обязанности разработчиков нормативно-технической документации
Статья 9. Обязательность соблюдения санитарных требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов
Статья 10. Требования к содержанию территорий, сооружений, зданий, эксплуатации оборудования и транспортных средств
Статья 11. Требования к применению, обезвреживанию, утилизации, захоронению химических веществ, биологических средств и материалов
Статья 12. Требования по обеспечению радиационной безопасности
Статья 13. Порядок заселения жилых помещений и проживания в них
Статья 14. Санитарные требования к продуктам питания, их производству, транспортировке, хранению и реализации
Статья 15. Санитарные требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению
Статья 16. Требования при поставке и реализации продукции, закупаемой за рубежом
Статья 17. Требования к соблюдению санитарных норм и правил, регламентирующих условия образования
Статья 18. Обязательность прохождения медицинских осмотров
Статья 19. Обязанности по предупреждению возникновения и распространения заболеваний
Статья 20. Обязанности научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и организаций по проведению специальных экспертиз
Статья 7. Обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений и отдельных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны:
- соблюдать утвержденные вустановленном порядке санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
- представлять органам, учреждениям, должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, достоверную и полную информацию о происшедших авариях, санитарно-эпидемической, радиационной обстановке.
Статья 8. Обязанности разработчиков нормативно-технической документации
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо отформ собственности и отдельныелица, разрабатывающие нормативно-техническую документацию, обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, направленные на обеспечения охраны здоровья, санитарно-эпидемическогоблагополучия населения.
Указанные органы,предприятия, учреждения, объединенияи отдельные лица до внедрения новых химических и биологических веществ, источников ионизирующего излученияи приборов, содержащих эти источники,парфюмерно-косметическойпродукции, материалов, технологических процессов, оборудования и других товаров народного потребления обязаны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания вредной продукции и отходов и представлять их на утверждение Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.
Статья 9. Обязательность соблюдения санитарных требований
при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов
Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности и отдельные лица при проектировании, строительстве,реконструкции объектов, техническом перевооружении предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.
Статья 10. Требования к содержанию территорий, сооружений, зданий, эксплуатации оборудования и транспортных средств
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать эксплуатацию технологического и иногооборудования, содержание территории, сооружений, производственных и санитарно-бытовых помещений и рабочих мест, жилых помещений, зданий детских, лечебно-профилактических, учебных, культурных, спортивных и иных учреждений, а также транспортных средств в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Статья 11. Требования к применению, обезвреживанию, утилизации, захоронению химических веществ, биологических средств и материалов
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, обеспечивающие санитарно-эпидемическое благополучие населения, при хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.
Применение новых химических веществ, биологических средств, материалов, минеральных удобрений, стимуляторов роста растений и животных,химических и биологических средствзащиты растений, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции, других химических и биологических средств допускается только после токсиколого-гигиенической оценки, установления гигиенических нормативов с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан, утверждаемого Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
Статья 12. Требования по обеспечению радиационной безопасности
Органы государственного управления, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, трудовые коллективы и отдельные лица обязаны соблюдать нормы радиационной безопасности исанитарные правила при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, а также стандарты, техническиеусловия и требования других нормативных документов при добыче,получении, изготовлении, использовании, транспортировке, хранении, утилизациии захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.
Статья 13. Порядок заселения жилых помещений и проживания в них
Министерства, государственные комитеты, ведомства, местные органы властии управления, иные собственники жилых помещений, предоставляющие их для проживания, обязаны при заселении этих помещений выполнять санитарные требования.
Не допускаетсяпроживание людей в жилых помещениях, не отвечающих действующимгигиеническим нормативам. Жильцы обязаны выполнять правила содержанияи использования жилых помещений, утвержденные местными органами власти и управления.
Статья 14. Санитарные требования к продуктам питания, их производству, транспортировке, хранению и реализации
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности иотдельные лица, занимающиесяпроизводством, хранением, транспортировкой, реализацией продуктов питания и пищевого сырья, обязаны соблюдать медико-биологические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы.
Применение новыхпищевых добавок, специальновводимых биологически активных веществ, новых технологий производства пищевого сырья и продуктов питания допускается только после токсиколого- гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.
Статья 15. Санитарные требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаныобеспечить соответствие качества воды, подаваемой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиеническим требованиям и государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.
Зоны санитарной охраны водопроводов и источников их питания, их санитарный режим утверждаются местными органами власти и управления.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать соответствие водыв водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд,в том числепри децентрализованном водоснабжении, требованиям действующих санитарных норм и правил.
Статья 16. Требования при поставке и реализации продукции, закупаемой за рубежом
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны соблюдать санитарныенормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, при поставке, реализации и использовании технологии материалов, сырья и продукции, закупаемых за рубежом.
Статья 17. Требования к соблюдению санитарных норм и правил, регламентирующих условия образования
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в образовательных учрежденияхи на предприятиях.
Статья 18. Обязательность прохождения медицинских осмотров
В целяхпредотвращениявозникновения и распространения инфекционных ипаразитарных заболеваний, предупреждения профессиональных заболеваний и отравлений, несчастных случаев работники предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственностипроходят предварительные периодические медицинские осмотры, порядок проведения которых устанавливается Министерством здравоохранения посогласованию с Советом Федерации профсоюзов Республики Узбекистан.
Статья 19. Обязанности по предупреждению возникновения и распространения заболеваний
Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать своевременное проведениемер по предупреждению инфекционных, паразитарных и других групповых заболеваний, включая заболевания, обусловленные радиационным фактором, а также по ликвидации таких заболеваний в случае их возникновения.
В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных, паразитарных, других групповых заболеваний Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан, местные органы власти и управления по представлению главных государственных санитарных врачей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозок.
Порядок исроки проведения карантинно-организационных и профилактических мер в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, госпитализации инфекционных больных определяются местнымиорганами власти и управления и главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий.
Статья 20. Требования по проведению специальных экспертиз
Санитарно-гигиеническая, санитарно-экологическая, медицинская, биологическая, техническая, социологическая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика по решению Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан органами и учреждениями, осуществляющими санитарный надзор, а также научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, другими учреждениями и организациями.
Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов, а также ответственность за нарушение установленных правил определяются законодательством. (Статья в редакции Закона РУз от 31.08.2000 г. N 125-II) (См. Предыдущую редакцию)
Раздел IV.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Статья 21. Органы и учреждения, осуществляющие санитарный надзор и контроль
Статья 22. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор на территории Республики Узбекистан
Статья 23. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Статья 24. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора
Статья 25. Компетенция Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан
Статья 26. Компетенция главных государственных санитарных врачей областей и г. Ташкента
Статья 27. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Статья 28. Обжалование постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Статья 21. Органы и учреждения, осуществляющие
санитарный надзор и контроль
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Узбекистан осуществляет государственный санитарныйнадзор за соблюдением санитарныхнорм, правил и гигиенических нормативов государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, расположенными на территории Республики Узбекистан независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также - отдельными лицами.
Санитарно-эпидемиологическая станцияявляется медицинским профилактическим учреждением, обеспечивающим организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий и осуществление государственного санитарногонадзора, действующим наосновании настоящего Закона и положения о ней.
Ведомственный санитарный контроль на действующих и строящихся объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан иСреднеазиатской железной дороги осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями соответствующих министерств и ведомств.
Санитарная милиция осуществляет санитарный контроль согласно положению, утверждаемому Министерством внутреннихдел Республики Узбекистан по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Органы, учрежденияи должностные лицагосударственной санитарно-эпидемиологической службыобеспечивают методическое руководство, координацию иконтроль за деятельностью санитарно-эпидемиологических служб независимоот их ведомственной принадлежности.
Статья 22. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор на территории Республики Узбекистан
Организация и проведение государственного санитарного надзора возлагаются на Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и его заместителей, главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов и их заместителей.
Статья 23. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, осуществляющие государственный санитарный надзор, являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Статья 24. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора
Вмешательство сторонних организаций в деятельностьорганов государственного санитарного надзора, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, сцелью воспрепятствования ихзаконной деятельности воспрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Статья 25. Компетенция Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:
- руководит органами иучреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, определяет основные задачи и приоритетные направления государственного санитарного надзора;
- утверждает санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
- разрабатывает, утверждает и издает республиканскую нормативно- техническую документацию по определению, выявления факторов окружающей среды на организм человека;
- разрабатывает и утверждает временные санитарные нормы и правила поосуществлениюсанитарно-противоэпидемическихмероприятий при ликвидации аварийных ситуаций;
- назначает главных государственных санитарных врачей областей и г. Ташкента;
- рассматривает жалобы надействия руководителей учреждений санитарно-эпидемиологической службы;
- определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание и занятие хозяйственной деятельностью;
- разрабатывает и проводит мероприятия по санитарнойохране территорий от заноса и распространения карантинных инфекций;
- осуществляет контроль зацелевым использованием республиканского и местных эпидемических фондов иматериально- технических ресурсов, выделяемых на санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан
Статья 26. Компетенция главных государственных санитарных врачей областей и г. Ташкента
Главные государственные санитарные врачи областей и г. Ташкента:
- руководят подчиненными иморганами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы;
- выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов народного хозяйства;
- издают акты на основе и во исполнение законов Республики Узбекистан, указов Президента, актов Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан, решений местных органов власти и управления по вопросам санитарно-эпидемического благополучия;
- определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
- проводят мероприятия по санитарной охране территорий области и города от заноса и распространения карантинных инфекций;
- осуществляют санитарно-противоэпидемическиемероприятия при ликвидации аварийных ситуаций;
- по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей городов, районов.
Статья 27. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их компетенции предоставляется право:
а) требоватьот органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности, атакже от отдельных лиц устранения допущенных нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в проектах на строительство и реконструкцию объектов народного хозяйства;
в) вустановленном порядке даватьминистерствам, государственнымкомитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям независимо от форм собственности и отдельным лицам заключения по:
- проектам планировки изастройки населенных пунктови перспективным планам размещения объектов народного хозяйства, а также по проектам на строительство, реконструкцию предприятий, зданий и сооружений;
- вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водоиспользования иусловий спуска сточных водпосле их очистки,утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;
г) давать заключения о соответствии жилых домов и зданий культурно-бытового назначения, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, а также сооружений действующим санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам;
д) давать заключения по представляемым предложениям об учебно- трудовой нагрузке и примерном режиме занятий детей и других лиц, находящихся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в учебных заведениях;
е) привлекатьнаучно-исследовательскиеучреждения, высшие учебные заведения, другие учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности к проведению специальных экспертиз с оплатой за счет заказчика;
ж) вустановленномзаконодательством порядке посещать предприятия, учреждения,организации, объединения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности с целью контроля за выполнением санитарныхнорм, правил и гигиенических нормативов; (Пункт в редакции Закона РУз от 15.04.1999 г. N 772-I).
з) требоватьот руководителей предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и отдельных лиц:
- отстранения от работылиц, систематически невыполняющих санитарные нормы, правила, противоэпидемический режим сучетом особенностейпроизводства и характеравыполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- госпитализации инфекционных ипаразитарных больных, представляющих опасность для окружающих;
- проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- представления информации иобъяснений, необходимых для выяснения санитарного состояния объектов ипроведения эпидемиологического анализа состояния здоровья населения;
и) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;
к) привлекать к осуществлению санитарного контроля специалистов других ведомств надоговорной основе, а также представителей общественности.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при нарушении санитарного законодательства имеют право:
- отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширениежилых, общественных,производственных и иныхобъектов, не отвечающую требованиям санитарных норм и правил;
- приостанавливать эксплуатацию действующихпроизводственных объектов,зданий культурно-бытового назначения, деятельность предприятий общественного питанияи торговли, образовательных, лечебно-профилактических и санитарно-курортных учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, гидротехнических сооружений до устранения нарушений санитарныхнорм, правил игигиенических нормативов;
- приостанавливать строительство населенных пунктов, зданий и сооружений, реконструкцию и проведениеотдельных видов работна указанных объектах в случаях нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, продуктов питания и пищевого сырья, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств,тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, пищевыми продуктами и лекарственными средствами, изделий из них и других товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
- запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практикехозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растенийи животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения опасности вредного влияния их на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ и материалов;
- запрещать использование воды,признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- временно отстранять от работы лиц, нарушающих санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.
Статья 28. Обжалование постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Обжалование постановлений о наложении административных штрафов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Раздел V.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 29. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Статья 30. Меры ответственности
Статья 31. Возмещение материального ущерба в результате нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов
Статья 29. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, должностные и другие лица несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за:
1) химическое, физическое, биологическое и другие загрязнения почвы, атмосферного воздуха, пищевых продуктов, воздуха рабочей зоны, открытых и подземных источников водоснабжения, водоемов и прибрежной полосы водохранилищ, используемых населением для культурно-бытовых целей;
2) разработку нормативно-технической документации по обеспечению охраны здоровья, санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности населения без учета санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
3) разработку нормативно-технической документации по внедрению технологического оборудования, процессов и инструментария, производству и применению новых видов сырья, продуктов питания и пищевого сырья, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующего излучения, химических веществ и продуктов, биологических средств, тары, других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, пищевыми продуктами и лекарственными средствами, изделий из них, парфюмерно-косметической продукции и других товаровнародного потребления, медицинскихи иммунобиологическихпрепаратов без согласования сГлавным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан;
4) проектирование, строительство, реконструкцию предприятий, зданий и сооружений, средств транспорта, системводоснабжения, канализации и очистки сточных вод, гидротехнических сооружений, других объектовбез соблюдения санитарныхнорм, правил и гигиенических нормативов ибез согласования сорганами государственного санитарного надзора;
5) использование земельного участка для нового строительства, реконструкции, расширения объектов безсогласования с органами государственного санитарного надзора;
6) приемку и ввод в эксплуатацию объектов без разрешения органов государственного санитарного надзора;
7) несоблюдениетребований к качеству пищевого сырья и продуктов, использование в пищу продуктов, содержащих радионуклиды, токсические, биологические, химические и другие вещества и соединения, опасные для жизни и здоровья людей выше установленных гигиенических нормативов;
8) нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при производстве, хранении, транспортировке и реализации пищевого сырья и продуктов питания;
9) применение стимуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, химических и биологических средств защиты растений, тары, материалов, контактирующих с пищевым сырьем, продуктами питания и лекарственными средствами, кормовых добавок без разрешения органов государственного санитарного надзора;
10) нарушениесанитарных норм, правили гигиенических нормативов при поставке, реализации и использовании импортных технологий, материалов, сырья и продукции;
11) необеспечение соответствия качества воды, подаваемой централизованными системамихозяйственно-питьевоговодоснабжения, гигиеническим требованиям;
12) необеспечение соответствия санитарным нормам и требованиям качества воды водоемов, используемых для хозяйственно-бытовых целей;
13) нарушение санитарных правил содержания населенных пунктов и территорий, накопления,хранения, транспортировки иутилизации промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых отходов, в том числе радиоактивных и токсических веществ;
14) нарушениесанитарных норм, правили гигиенических нормативов по охране атмосферного воздуха;
15) несоблюдение санитарных норм, правил и нормативов в образовательных учреждениях всех типов, в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения и иных учреждениях и предприятиях;
16) нарушение норм радиационной безопасности и санитарных правил приработе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, а также при захоронении радиоактивных отходов;
17) невыполнение мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации инфекционных, паразитарных заболеваний;
18) необоснованный отказ в проведении санитарно-гигиенической, медицинской, биологической, технической, социологической и иных специальных экспертиз понаправлениям органов иучреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы;
19) допуск к работе лиц, не прошедших медицинские осмотры или признанных непригодными к труду по состоянию здоровья;
20) непрохождение обязательных медицинскихосмотров или нарушение сроков прохождения их отдельными категориями работников;
21) неисполнениепредписаний, заключений ипостановлений органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
22) уклонение от представления материалов, необходимых для выявления санитарно-гигиенического состояния, эпидемической ситуации и радиационной обстановки на объекте;
23) срыв пломб и возобновление работ на объектах, закрытых органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;
24) нарушение требований законодательства обобязательном гигиеническом обучении некоторых категорий рабочих и служащих, а также лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Статья 30. Меры ответственности
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии сзаконодательством.
Суммы административных штрафов поступаютв противоэпидемические фонды Республики Узбекистан,Республики Каракалпакстан, областейи г. Ташкента. (Статья в редакции Закона РУз от 06.05.1995 г.)
Статья 31. Возмещение материального ущерба в результате нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица, виновные в нарушении санитарного законодательства, обязаны возместить материальный ущерб, связанный с нарушением здоровья, затратами на лечение и восстановление здоровья потерпевших, проведение лечебно-профилактических, санитарно- противоэпидемических мероприятий в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Раздел VI.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 32. Международные договоры
Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международных договоров.