Составители:
М.Р. КУЧКАРОВА – зав. лабораторией гигиены планировки населенных мест, жилых и общественных зданий к.м.н., ст.н.с.
Г.Т. ИСКАНДАРОВА – профессор кафедры Гигиена ТашИУВ, д.м.н.
Г.Ш. ХАКНАЗАРОВА – научный сотрудник лаборатории гигиены планировки населенных мест, жилых и общественных зданий
Г.И. ШПИРКО – главный инженер Узбекского общества инвалидов
Рецензенты:
О.П. Миршина – Главный специалист Минздрава по разделу коммунальной гигиены, зав. отделом коммунальной гигиены РесЦГСЭН МЗ РУз, к.м.н.
Т.П. Зимакова – Зав. отделом типологии жилых и общественных зданий ЗАО УзЛИТТИ
Утвержден на заседании Комитета по гигиенической регламентации потенциально неблагоприятных факторов окружающей человека среды при Минздраве Республики Узбекистан, протокол за № _______ от _________ 2009 г.
Проведена правовая экспертиза Министерством юстиции Республики Узбекистан
Письмом за № _____ от __________ 2009 г.
Настоящие санитарные нормы и правила предназначены для врачей по коммунальной гигиене Центров Государственного санитарно–эпидемиологического надзора МЗ РУз; архитекторов профильных проектных учреждений Государственного Комитета по архитектуре и строительству; технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией жилых образований для инвалидов и общественных зданий, посещаемых инвалидами
Выписка
Из Законов Республики Узбекистан
1. Закон Республики Узбекистан «О Государственном санитарном надзоре» № 657 – ХII;
2. Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» от 18 ноября 1991 г., раздел II - ст. 8, 9, 10, 11, 12, 13;
3. Қонун «Таълим тўғрисида» 1992 йил 2 июл, V бўлим, 36 модда;
4. Закон «Об охране труда» от 6 мая 1993 г., раздел I - ст.1, 2; раздел II - ст. 1, 2, 13.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Требования к выбору и размерам земельных участков для строительства и размещения зданий специализированных учреждений для детей с нарушениями зрения, слуха , речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта
3. Организация пешеходных путей, пандусов, лестниц
4. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий и сооружений
5. Требования к внутренней планировке зданий и их оборудованию
5.1. Санитарно – гигиенические помещения
6. Требования к конструктивным решениям зданий
7. Приложения
1. Общие положения
1.1 Настоящие правила распространяются на проектирование, строительство и реконструкцию всех видов жилых образований (административные центры, жилые районы, микрорайоны), общественных зданий и сооружений, осуществляемых на территории Республики Узбекистан, в целях создания условий для беспрепятственного посещения социальной инфраструктуры инвалидами с нарушениями слуха, зрения , опорно-двигательного аппарата с детства , маломобильными группами населения, престарелыми и инвалидами с нарушениями здоровья, влияющими на двигательную способность человека.
1.2. Не допускается: реализация проектов застройки населенных мест, строительства и реконструкции зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы и автовокзалы, речные порты, спортплощадки, объекты просвещения и культуры; разработка общественного транспорта, без учета потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Проекты объектов, посещаемых инвалидами должны быть согласованы с Узбекским Обществом инвалидов (статья Закона «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» от 18.11.91 г.).
1.3. При проектировании и строительстве вышеперечисленных объектов следует соблюдать правила и нормы настоящего документа, а также требования нормативных документов, действующих на территории Республики Узбекистан (СанПиН № 0227-07 «Планировка и застройка населенных мест Узбекистана», СанПиН № 0146-04 «Проектирование жилых домов в климатических условиях Узбекистана», ШНК 2.08.01-05 «Жилые здания», ШНК 2.08.02-07 «Общественные здания и сооружения», ШНК 2.07.02.-07 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения», КМК 2.01.03-06 «Строительство в сейсмических районах», КМК 2.01.01, КМК 2.01.11 и др.).
2. Требования к выбору и размерам земельных участков для строительства и размещения зданий и специализированных учреждений для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта
2.1. Выбор площадок под строительство специализированных жилых домов и общественных зданий, посещаемых инвалидами, предусматривается в соответствии с требованиями ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство». Планирование развития и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов и настоящих СанПиН на земельных участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, должны быть достаточно удалены от различных источников загрязнения, радиомагнитных излучений и от шума, согласно КМК 2.01.01-94, КМК 2.01.03-96 и др.
2.2. В жилой застройке следует обеспечивать удобную доступность элементов первичного и повседневного культурно-бытового обслуживания (площадка для отдыха и физкультурных занятий, игровая площадка для детей, махаллинский центр, магазин, овощной ларек и др.). Состав элементов бытового обслуживания и радиус доступности принимаются согласно ШНК 2.07.01-03.
2.3. Размещение специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей с нарушениями в физическом и умственном развитии – детских садов и школ-интернатов должно соответствовать требованиям ШНК 2.07.01-03.
2.4. Размеры земельных участков домов-интернатов для инвалидов и престарелых, территориальных центров социального обслуживания и специализированных детских учреждений следует принимать в полном соответствии с ШНК 2.07.02.-07, КМК 2.01.01-94.
2.5. Плотность застройки участка не должна превышать 20%. Озеленение должно быть не ниже 40-50% всей территории. На территории специализированных учреждений для инвалидов не должны сажать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючие кустарники.
2.6. Жилые дома с квартирами для престарелых и инвалидов на креслах-колясках следует размещать в радиусе пешеходной доступности предприятий повседневного спроса и остановок общественного транспорта, на расстоянии не более 200 метров. При расселении семей с инвалидами, престарелых лиц следует учитывать указанное расстояние. Для условий Ш климатической зоны Узбекистана (горные районы) эти расстояния могут быть сокращены на 25%.
2.7. Специализированные учреждения для детей-инвалидов, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных в гигиеническом смысле условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутримикрорайонных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы (согласно ШНК 2.07.01, ШНК 2.07.02).
2.8. Участок должен быть удобно расположен по отношению к водо- и электроснабжению, инженерным коммуникациям; должен иметь удобные подъездные пути и подходы к остановкам общественного транспорта.
2.9. Участки психоневрологических интернатов и домов-интернатов для умственно отсталых детей, должны быть ограждены на высоту не менее 2 м.
3. Организация пешеходных путей, пандусов, лестниц
3.1 На территории специализированных учреждений для инвалидов, во избежание травматизма, подходы к зданию, пути движения детей-инвалидов, инвалидов с ослабленным зрением или слепых, и к площадкам отдыха, спортивным площадкам не должны пересекаться с транспортными проездами. В местах пересечения пешеходных дорожек и тротуаров с проездами для транспорта высота бортового ограждения должна быть не более 2 см, рекомендуется применять «безбарьерную» технологию.
Все проезды и подходы к зданию в пределах специализированного учреждения должны иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, плитка и т.п.).
3.2. Ширина пути движения в расчете на передвижение инвалида на кресле-коляске должна быть не менее 1,8 м, ширина пути со встречным движением инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. Продольный уклон путей передвижения инвалидов на креслах-колясках должен быть не более 50. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-20. Параметры путей передвижения на участках должны соответствовать требованиям ШНК 2.07.02 (включая ширину пути, покрытия, устройство лестниц и пандусов).
3.3. В специализированных детских учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров не должен превышать 50, а ширина их должна быть не менее 1,8 м. На поворотах и через каждые 6 метров она должна иметь площадки для отдыха.
3.4. На участке для прогулок слепых и слабовидящих детей ширина дорожек должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение в двух уровнях, на высоте 90 см и 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут явиться препятствием на пути движения детей (деревья, столбы, кустарники).
3.5. Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий), что должно явиться сигналом для замедления хода.
3.6. Для выработки ориентации у слепых детей, в пределах участка специализированного учреждения целесообразна посадка деревьев вокруг групповых, игровых, физкультурных и хозяйственных площадок, с разным ароматом (хвойные, акация и др.), для слабовидящих высаживаются яркие цветы, разнообразной гаммы и аромата.
3.7. Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны находиться на расстоянии не менее 2,5-3,0 м от игровых площадок.
3.8. Уровень шума вблизи зданий для учреждений воспитания и обучения детей с нарушениями слуха не должен превышать 60 дБ, для других специализированных учебно-воспитательных учреждений в соответствии с действующими нормами КМК 2.01.08-96 «Защита от шума», СанПиН № 0146-04 «Проектирование жилых домов в климатических условиях Узбекистана».
3.9. В вечерние часы, в соответствии с КМК 2.01.05-98, на территории учреждений должно быть обеспечено искусственное освещение 20 лк на земле при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах.
3.10. Вдоль пешеходных дорожек и тротуаров (жилые районы, микрорайоны, махалли) рекомендуется через каждые 200 м устраивать места отдыха, оборудуя их скамьями, питьевыми фонтанчиками и урнами для мусора.
3.11. В целях улучшения микроклимата жилых и общественных зданий, а также селитебных территорий и ограничения теплового воздействия солнечной радиации в перегревный период (прямое солнечное облучение, отраженная от горизонтальных и вертикальных поверхностей радиация) необходимо предусмотреть защиту территории от перегрева и повышенных скоростей ветра. При этом ограничение изоляции должно предусматривать затенение ⅔ площади тротуаров, внутренних проездов и пешеходных дорожек и ½ площади мест отдыха.
3.12. Выбор приема солнце– и ветрозащиты производится с учетом их характеристик (прилож. 1, 2).
3.13. Пешеходные дорожки и площадки, примыкающие к озелененным участкам микрорайона, полив которых осуществляется напуском воды или дождеванием, во избежание затопления территории, должны быть приподняты над озелененным пространством на 7 см, а края дорожек должны быть ограждены бортиком высотой 4 см и шириной 10 см. Для отвода воды дорожным покрытиям внутренних проездов следует придавать поперечный уклон: односкатный при ширине покрытия 3,5-4,5 м и двухскатный при большей ширине.
3.14. В местах пересечения пешеходных путей проезжей частью дорог, высота бортов должна быть не менее 2,5 см, а в наиболее опасных местах не менее 4 см.
3.15. Нельзя допускать загромождение пешеходных дорог, тротуаров и проездов к транспортным магистралям не предусмотренным генпланом или проектом застройки ограждениями, киосками, подсобными помещениями и другими застройками, а также открытыми ирригационными лотками и арыками.
3.16. Ширина пешеходного пути через «островок безопасности» в местах перехода через проезжую часть должна быть не менее 3 м. Длина «островка безопасности» вдоль линии движения транспорта должна быть не менее 2 м.
3.17. Для обеспечения безопасного перехода инвалидов, лиц с пониженным зрением, а также инвалидов с пониженным слухом, через проезжую часть улицы в местах крупных и сложных развязок транспорта, переходы следует ограждать защитными приспособлениями и обеспечивать светофорами, продублированными звуковыми сигналами. Высота светофора должна быть на уровне не более 1,7 м и не менее 0,9 м для инвалидов на креслах-колясках.
3.18. Остановки общественного и специализированного транспорта должны размещаться на расстоянии 100 м от общественных зданий и сооружений, посещаемых инвалидами.
3.19. Посадочные площадки остановочных комплексов общественного транспорта должны примыкать к расширенной части проезжей дороги. Наличие незакрытых ирригационных лотков, арыков, ступеней между посадочной площадкой и дорогой недопустимо. Посадочные площадки должны быть приподняты над проезжей частью дороги не менее, чем на 0,2 м. Длина свободной посадочной площадки для одного маршрута общественного транспорта должна быть не менее 10 м, для двух и более маршрутов - не менее 20 метров. Ширина свободной посадочной площадки должна быть не менее 1,5 метров.
3.20. При наличии перепада уровня тротуара и посадочной площадки обязательно устройство пандусов между ними с бордюрным обрамлением по всей длине и уклоном не более 1:10. При длине пандуса более 2 метров требуется установка поручней, выполненных в соответствии с требованиями КМК 2.07.01-96.
3.21. Перепад горизонтальных уровней участков пешеходных путей, превышающих 4 см, должны быть оборудованы пандусами. В исключительных случаях они могут быть винтовыми.
3.22. Высота подъема каждого марша пандуса должна быть не более 0,6 м при уклоне 1:12. При высоте подъема 0,2 м – не более 1:10. Поперечный уклон не должен превышать 1:50.
3.23. В начале и конце каждого подъема следует устанавливать горизонтальные площадки шириной не менее ширины самого пандуса и длиной не менее 1,5 м, при изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки должна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски (1,5х1,5 м). внешние боковые края пандуса и площадок следует ограждать бортиками высотой не менее 5 см.
3.24. Входы в подземные транспортные коммуникации, переходы через магистрали, входы в метро должны быть оснащены пандусами, а на внутренних лестницах установлены механические трапы для обеспечения инвалидам условий для свободного доступа и передвижения.
3.25. Ступени лестниц на путях движения инвалидов должны быть шероховатыми, без выступов. Ребра решеток на пути движения инвалидов должны располагаться перпендикулярно движению, с разрывами между ребрами не более 1,3 см.
3.26. Пандусы или лестничные марши должны ограждаться на высоту не менее 0,9 м и заканчиваться поручнями на высоте 0,9 м для взрослых и 0,5 м для детей дошкольного возраста, причем длина их должна заканчиваться, превышать длину пандуса или лестничного марша не менее чем на 0,3 м.
Диаметр круглых поручней не должен превышать 0,05 м, прямоугольных – 0,04 м.
3.27. На автостоянках в микрорайонах, махаллях, а также около учреждений, посещаемых инвалидами, следует предусматривать места для личного транспорта инвалидов из расчета не менее 10% от общего числа машино-мест, и 2% при общем числе машино-мест до 1000 и не менее 20% около специализированных учреждений.
3.28. Стоянки для индивидуального автотранспорта инвалидов рекомендуется располагать не далее чем на 50 м (но не ближе 15 м) от жилых и общественных зданий, где проживают инвалиды и мест приложения труда.
3.29. Для устранения вредного влияния шума и выхлопных газов стоянки следует отделять от зданий звукоизолирующими посадками.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО – ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
4.1. Квартиры в жилых домах, жилые ячейки в общежитиях, номера в гостиницах, комнаты в санаториях для размещения инвалидов должны размещаться преимущественно на первых этажах.
4.2. Входные двери в здания и помещения следует принимать шириной в свету не менее 0,9 м. Створки дверей выходов из помещений не должны препятствовать передвижению. Применение дверей на качающихся петлях и дверей «вертушек», остекленных дверей не допускается. Ширина тамбура 1,8 м, а глубина тамбура между дверьми должна быть не менее 1,6 м, а ширина при одностороннем движении – 1,3 м.
4.3. Проходы к оборудованию и мебели внутри зданий и сооружений должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла – коляски на 90о не менее 1,3 м.
4.4. При проектировании учебно-производственных учреждений, общежитий в них следует предусматривать места для инвалидов из расчета, как правило не менее 10% от общей вместимости здания. В гостиницах, в санаториях и учреждениях отдыха и туризма не менее 3 - 5% от общей вместимости учреждения.
4.5. Территориальные центры социального обслуживания, рассчитанные на постоянное, временное или дневное пребывание с соответствующей системой обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения административного района следует проектировать согласно ШНК 2.07.02-07. Территориальные центры могут быть объединены с домами-интернатами для инвалидов и престарелых или комплексами специализированных жилых домов.
4.6. При жилых помещениях, как правило, должны предусматриваться летние помещения (веранды, лоджии, террасы) для отдыха на этажах зданий. На территории следует предусматривать дворовые пространства для отдыха. Площади летних помещений и придомовых двориков и площадок принимаются согласно действующим строительным нормам ШНК 2.08.01-05, ШНК 2.07.02–07 и др.
4.7. Территориальный центр должен соединяться озелененными и затененными переходами с местами отдыха и спорта. Ширина перехода должна быть не менее 1,8 м (теневые навесы, вертикальное озеленение и пр.).
4.8. Специализированные детские учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, диалекта, интеллекта и речи должен содержать в своем составе следующие группы помещений:
- жилые секции для проживания детей: дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста;
- учебные и учебно-производственные мастерские;
- общешкольные культурно-просветительные (для музыкальных и специальных занятий);
- учебно-спортивного блока;
- медицинского обслуживания;
- пищеблока;
- административно-хозяйственные и бытового назначения.
4.9. При размещении зданий необходимо соблюдать требования к ориентации оконных проемов учебных, спальных и других помещений по сторонам горизонта (см. табл.).
Таблица
Ориентация оконных проемов помещений по сторонам горизонта
№
|
Помещения
|
Ориентация
|
оптимальная
|
допустимая
|
1.
|
Классная комната
|
Ю, Ю-В
|
любая, кроме З, Ю-З
|
2.
|
Кабинет черчения
|
С
|
любая
|
3.
|
Лаборатория биологии
|
Ю
|
В, Ю-В, Ю-З
|
4.
|
Спальня
|
Любая от 315о до 45о с. ш.
|
5.
|
Логопедический кабинет
|
Ю, Ю-В
|
любая кроме З, Ю-З
|
6.
|
Плеопто-ортопедическая комната, кабинет врача окулиста, педиатра, психиатра
|
С
|
В, С-З
|
7.
|
Комната с ванной для массажа, лечебные комнаты для электро– и теплолечения, комната массажа, физиотерапевтический кабинет
|
Ю
|
без ограничений
|
8.
|
Медицинская процедурная комната
|
Ю
|
без ограничений
|
Примечание: для слепых, слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие учебные комнаты и лаборатории должны иметь только оптимальную ориентацию, учитывая большую нагрузку на анализаторы.
4.10. Этажность зданий должна быть 1-2 этажа. При определении объемно-планировочного решения следует учитывать патологию детей (дефекты физического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата затрудняющие передвижение, ослабленное или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобных и коротких связей не только внутри здания, но и с элементами участка (не более 25 м).
4.11. Для глухих и слабослышащих детей, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных зданий, при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, или при реконструкции зданий и затесненной сложившейся городской застройки.
4.12. Каждая групповая ячейка для детей дошкольного возраста должна размещаться обособленно с отдельным входом - выходом.
4.13. Высота всех помещений должна соответствовать требованиям ШНК 2.08.02-07.
4.14. Площадь учебных помещений в специализированных школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на одного учащегося от 2,6 до 3,5 м2:
- для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития – 2,2 м2;
- для детей слепых, а также с последствиями полиомиелита и с церебральными параличами, с дефектами опорно–двигательного аппарата (врожденный или приобретенный) – 3,3 - 3,5 м2;
- для остальных детей – 2,6 - 3,0 м2.
4.15. В зависимости от профиля в специализированных школах-интернатах должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты:
- для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи – слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и обучению произношению – логопедический и лингафонный кабинеты, кабинет для музыкально-ритмических занятий с зеркальной стеной и хореографическими станками;
- для умственно-отсталых детей – логопедические кабинеты;
- для слепых детей – логопедический и лингафонный кабинеты, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и рельефного рисунка, комнаты для индивидуального занятия музыкой;
- для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата – зал лечебной гимнастики, кабинеты со специальными тренажерами для развития и закрепления координации движения конечностей, а также кабинеты для массажа, водных процедур, электролечения, озокерита и др.
4.16. Для всех типов специализированных школ-интернатов спальни принимаются из расчета 4,0-4,5 м2на человека. Комнаты предусматриваются на 4-6 мест независимо от возраста детей. Площадь спален принимается из расчета 5 м2 на одного ребенка передвигающегося с помощью кресла-коляски.
При остальных помещениях предусматриваются умывальники, уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для чистки одежды и обуви.
4.17. Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать лоджии, веранды, рассчитанные на 50% детей, площадью из расчета 3 м2 на одно место.
4.18. Для детей с недостатками в физическом и умственном развитии, следует предусматривать трудовое воспитания по подготовке к самостоятельной жизни, бытовому самообслуживанию и общественно-полезному труду. Выбор типа мастерских для трудового обучения определяется с учетом особенностей заболевания детей по заданию на проектирование.
4.19. Учебные мастерские для обработки металла и дерева должны размещаться в отдельных блоках, иметь удобную связь с учебными помещениями и участком.
4.20. В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с подводкой горячей и холодной воды. В мастерских с учетом их назначения предусматривается приточно-вытяжная вентиляция, а также при необходимости местные пылеотсосы и пылеуловители.
4.21. В группе помещений для оздоровительных занятий и занятий лечебной физкультурой следует предусматривать универсальный спортивный зал для игр и занятий общей физической подготовкой, тренажерный зал и плавательный бассейн с набором вспомогательных помещений для подводного душа-массажа и мануальной терапии.
4.22. Бассейны должны проектироваться согласно ШНК 2.08.02. Размеры бассейнов устанавливаются по заданию на проектирование. Глубина ванны при занятии детей 7-10 лет должна быть от 0,6 до 0,85 м, для детей 10-14 лет – от 0,8 до 1,06 м. Глубина ножной ванны, располагающейся по направлению движения из душевой в зал бассейна, должна быть не менее 0,1 м.
4.23. Вокруг чаши бассейна устанавливаются обходные дорожки шириной не менее 2 м, по продольной стене и не менее 3,5 м по торцевой. По внешней стороне обходная дорожка ограждается на высоту не менее 1 м от уровня пола. Борт чаши бассейна должен возвышаться над уровнем дорожки не менее чем на 0,4 м.
Вдоль стены зала бассейна устраиваются горизонтальные поручни на высоте 0,9 м от уровня пола для взрослых и 0,5 м для детей.
4.24. В плавательном бассейне для детей с нарушениями зрения необходимо предусмотреть дополнительные меры предосторожности: края ванн бассейна должны быть обтянуты резиной, мелкая часть ванны отделяется от глубокой ограничительной перегородкой из пенопласта и сеткой с грузилами; для спуска в ванну предусматривается устройство двух дополнительных лестниц с перилами; вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила.
4.25. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, следует предусматривать крытый плавательный бассейн, в том числе с ваннами с регулируемой глубиной с учетом возраста детей и поражений двигательной сферы.
4.26. Вдоль внутренних стенок чаши бассейна, для удобства передвижения инвалидов, следует предусматривать дублирующие поручни выше и ниже уровня воды, а также в мелководной части бассейна не менее 4 ступеней высотой 0,1 м и шириной 0, 75 м (но не менее 0,45 м).
4.27. Помещения столовой выделяются в специальный блок на первом этаже, с отдельным выходом на хозяйственный двор и крытыми переходами в жилые и учебные помещения. Площадь учебного зала принимается из расчета 1,6 м2 для детей с нарушением зрения, последствиями полиомиелита и церебральных параличей и не менее 1,3 м2 для детей с нарушением слуха и умственно отсталых. Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, а также с другими формами поражения опорно-двигательного аппарата, обеденный зал рассчитывается только на самостоятельно передвигающихся.
4.28. Состав, перечень и площади помещений специализированных учреждений реабилитации необходимо предусматривать в соответствии с ШНК 2.07.02-07.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ПЛАНИРОВКЕ ЗДАНИЙ
И ИХ ОБОРУДОВАНИЮ
5.1. Все здания и сооружения жилого и общественного назначения (прилож. 3), должны иметь входы оснащенные звуковой и световой сигнализацией. Домофоны и панели вызывной сигнализации в этих зданиях должны быть на уровне от 0,85 м до 1,1 м
Перед входом в здание для инвалидов следует устраивать площадки крылец шириной и длиной не менее 1,8 м с козырьками над ними.
5.2. Открытые участки стен коридоров, а также лестничные марши и пандусы должны оборудоваться поручнями на высоту для взрослых – 0,9 м, для подростков – 0,7 м и для детей младшего возраста на высоту 0,5 м. При этом поручни должны быть длиннее лестничных маршей и пандусов на 0,3 м. Визуальную информацию следует помещать на уровне не менее 1,5 м от пола или поверхности пешеходного пути.
5.3. В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, или имеющих врожденные или приобретенные дефекты) должны предусматриваться лифты, пандусы с уклоном 1:10, с двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. Пандусы должны иметь покрытие из материала с нескользкой поверхностью.
5.4. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих планировочное решение здания должно обеспечивать свободную ориентацию учащихся; лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой.
5.5. В целях безопасности передвижения детей, целесообразно, по возможности, вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях (для детей разных возрастов). Материал для покрытия полов должен быть гигиеничным, контрастным по цветовой гамме по отношению к стенам, лестницам или пандусам. Все опасные зоны внутри здания для слепых и слабовидящих детей (торцовые стены коридоров, опоры внутри помещения, выступы) желательно окрашивать в красный цвет (или красный с белыми полосами), поверхность окраски должна быть матовой, исключающей блеклость.
5.6. Для лучшей ориентации лиц с остаточным зрением окраску стен проходов следует проводить в виде полос ярких тонов. В специализированных зданиях, для инвалидов с нарушениями зрения, стены коридоров на высоте 1 м от уровня пола оборудуются рельефными указателями направления к эвакуационному выходу.
5.7. Ширина пути передвижения инвалида, использующего вспомогательные средства должна иметь не менее 0,95 м и для передвижения на кресле -коляске не менее 1,8 м. В лечебных учреждениях (стационарах) ширина коридора должна быть не менее - 2,4 м, в учреждениях экстренной медицинской помощи – 3,2 м.
5.8. Почтовые ящики, информационные щиты, таксофоны и другие устройства, размещаемые на стенах зданий, сооружений или отдельно стоящих конструкциях, нижняя кромка которых расположена на высоте 0,7 – 2,1 м от уровня пешеходного пути, не должна выступать на поверхность основной несущей конструкции более чем на 0,1 м, а при размещении на отдельно стоящей опоре не более чем на 0,3 м.
5.9. Застекленные двери необходимо обозначать непрозрачной полосой шириной 0,15 м на уровне 1-1,5 м от пола. Справа от выходной двери на высоте 1,1 м укрепляется пластина с рельефным изображением номера корпуса или блока помещения, выполненного арабскими цифрами.
5.10. Все здания более 1 этажа, посещаемые инвалидами на креслах-колясках, или с помощью других средств передвижения, должны оборудоваться лифтами или подъемными устройствами, габариты которого должны быть не менее 1,1х 2,1м, ширина дверного проема – 0,85 м, подачей наружного воздуха через самостоятельный канал. В лифтах следует предусматривать автономное устройство для управления из кабин непосредственным выходом на улицу.
5.11. Кабины лифта, предназначенные для транспортировки инвалидов должны иметь телефонную двустороннюю связь с диспетчерским пунктом. Кнопка вызова лифта и управления его движением должна располагаться не выше 1,2 м от уровня пола кабины. Аппарат двусторонней связи следует оборудовать устройством для усиления звука, продублированного световым сигналом.
5.1. Санитарно – гигиенические помещения
5.1.1. При составлении проектов общественных туалетов одна из рядовых кабин туалета предусматривается для инвалидов на креслах-колясках. Ширина кабины должна быть не менее 1,65 м, глубина не менее 1,8 м. Рядом с унитазом (с одной из его сторон) следует резервировать пространство для размещения кресла-коляски. Одну из раковин умывальни следует располагать на высоте 0,85 м от уровня пола и на расстоянии 0,2 м от боковой стены. Для инвалидов, пользующихся при передвижении опорными приспособлениями (костыли, кресла-коляски, палки, ходунки и др.), следует предусматривать кабину размерами 0,9 х 1,8 м, оборудованную поручнями, крючками, размещенными на боковых стенках кабины. Двери из санитарно-гигиенических кабин должны открываться наружу.
5.1.2. Высота расположения одного из писсуаров в туалетах, оборудованных вертикальными опорными поручнями с двух сторон, не должна превышать 0,4 м от уровня пола.
5.1.3. Количество санитарных приборов, гигиенического оборудования в санитарных узлах школ-интернатов рекомендуется рассчитывать с учетом профиля учреждения:
- в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует устанавливать:
а). в учебно-жилых ячейках 1 унитаз на 8 девочек, 1 унитаз на 8 мальчиков и 1 писсуар на 12 мальчиков, 1 умывальник на 6 и одну ванну для ног на 12 человек; гигиенические душевые из расчета 1 душевую сетку на 10 воспитанников школ-интернатов; комната гигиены девочек из расчета 1 на 50 человек;
б). в общественных помещениях: 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала школы-интерната уборные на 1 унитаз с умывальником в каждой не менее двух.
5.1.4. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в санитарных узлах должны устанавливаться:
а). в учебно-жилых ячейках один унитаз на 8 девочек, один унитаз и 0,5м лоткового писсуара на 10 мальчиков; 1 умывальник на трех воспитанников (мальчиков и девочек); 1 ножная ванна на 6 воспитанников, одна комната гигиены девочек на 30 человек; одна уборная комната для персонала на учебный блок (1 унитаз и 1 умывальник); гигиенические душевые из расчета одна душевая сетка на 12 воспитанников; при душевой две ванны с уборной на один унитаз и один умывальник, раздельные для мальчиков и девочек;
б). в общественных помещениях: 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек; 1 умывальник, 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара на 30 мальчиков; 1 уборную для персонала на учебный блок. Около лотковых писсуаров должны быть фиксирующие поручни.
5.1.5. В школах-интернатах для глухих, слабослышащих детей и детей с расстройством речи должны устанавливаться:
а). в учебно-жилых ячейках – один унитаз на 15 девочек; 1 унитаз и один писсуар на 20 мальчиков; 1 умывальник на 6 воспитанников; одна ножная ванна на 12 воспитанников; одна гигиеническая кабина на 30 девочек; 2 уборные для персонала; гигиенические душевые из расчета одна душевая сетка на 12 воспитанников, при душевой по одной ванне и одной уборной с унитазом и умывальником для девочек и мальчиков раздельно;
б). в общешкольных помещениях – по нормам для общеобразовательных школ-интернатов.
5.1.6. В школах-интернатах для умственно-отсталых детей:
а). в общешкольных помещениях – 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала уборные с одним унитазом и одним умывальником в каждой;
б). в учебно-жилых ячейках – 1 унитаз на 8 девочек, один унитаз и один писсуар на 10 мальчиков, один умывальник на 4 воспитанника, одна ножная ванна на 8 воспитанников, 1 гигиеническая кабина на 35 девочек, гигиенический душ из расчета 1 душевая сетка на 16 воспитанников, в помещениях душевых для мальчиков и девочек предусматриваются по одной уборной на одно очко с умывальником.
5.1.7. В I и II строительно-климатических зонах Узбекистана, для создания во всех специализированных жилых зданиях и детских учреждениях минимально-допустимых параметров микроклимата в перегревный период года (в соответствии с СанПиН №0004-93 и КМК 2.06.02-96 и КМК 2.08.01-94) следует предусматривать кондиционирование воздуха, если эти параметры не могут быть достигнуты с помощью системы вентиляции.
5.1.8. В специализированных жилых домах и домах-интернатах для детей во встроенных и пристроенных к ним столовых следует предусматривать автономную вентиляцию помещений.
5.1.9. Для инвалидов с дефектами зрения при устройстве искусственного освещения следует предусматривать комбинированную систему (общее и местное), обеспечивающую освещенность от 500 до 100 лк, в зависимости от характера деятельности инвалида. Недопустимо смешение спектров источников искусственного освещения, т.е. одновременное освещение лампами накаливания и люминесцентными лампами.
5.1.10. В зданиях и сооружениях, где предусмотрено нахождение инвалидов с дефектами зрения и слуха, световые надписи на дисплеях и табло должны быть продублированы звуковыми сигналами.
5.1.11. Электрические включатели, электрические розетки, рычаги, кнопки и прочие устройства в зданиях и сооружениях, посещаемых инвалидами и престарелыми лицами, следует располагать на высоте 1 м от уровня пола с отступом от края стены на 0,4 м.
5.1.12. В специализированных детских учреждениях для детей с нарушением интеллекта и в психоневрологических интернатах электрические включатели и розетки помещают на высоте не менее 1,8 м от уровня пола и снабжают их дополнительными защитными устройствами.
5.1.13. Состояние воздушной среды специализированных жилых помещений, домов-интернатов и других учреждений используемых инвалидами должны полностью соответствовать требованиям, изложенным в СанПиН 0146-04.
6. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ
6.1. Строительные материалы, применяемые в строительстве специализированных жилых и общественных зданий должны быть разрешенными Минздравом РУз и соответствовать следующим требованиям :
а). обладать низкой теплопроводностью и обеспечивать достаточное термическое сопротивление и теплоустойчивость ограждений;
б). иметь хорошую воздухопроницаемость и пористость;
в). быть негигроскопичными и обладать низкой звукопроводностью;
г). обеспечивать прочность, огнестойкость, долговечность сооружений;
д). не выделять в окружающую среду летучие вещества, создающие запахи и концентрации, которые могут оказать либо прямое, либо косвенное воздействие на здоровье человека;
е). не стимулировать развитие микрофлоры, рост грибов и водорослей;
ж). быть доступными для обработки и дезинфекции.
6.2. При приемке в эксплуатацию зданий, построенных с применением полимерных материалов необходимо в обязательном порядке проводить анализ проб воздуха на содержание в нем фенола, формальдегида, стирола, сложных эфиров, а также уровня зарядов статистического электричества.
Запрещается применение при строительстве жилых и общественных зданий внутри помещений применение асбеста, в любых сочетаниях и с другими строительными материалами в том числе.