04.06.2009
5. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ПЛАНИРОВКЕ ЗДАНИЙ
И ИХ ОБОРУДОВАНИЮ
5.1. Все здания и сооружения жилого и общественного назначения (прилож. 3), должны иметь входы оснащенные звуковой и световой сигнализацией. Домофоны и панели вызывной сигнализации в этих зданиях должны быть на уровне от 0,85 м до 1,1 м
Перед входом в здание для инвалидов следует устраивать площадки крылец шириной и длиной не менее 1,8 м с козырьками над ними.
5.2. Открытые участки стен коридоров, а также лестничные марши и пандусы должны оборудоваться поручнями на высоту для взрослых – 0,9 м, для подростков – 0,7 м и для детей младшего возраста на высоту 0,5 м. При этом поручни должны быть длиннее лестничных маршей и пандусов на 0,3 м. Визуальную информацию следует помещать на уровне не менее 1,5 м от пола или поверхности пешеходного пути.
5.3. В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, или имеющих врожденные или приобретенные дефекты) должны предусматриваться лифты, пандусы с уклоном 1:10, с двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м. Пандусы должны иметь покрытие из материала с нескользкой поверхностью.
5.4. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих планировочное решение здания должно обеспечивать свободную ориентацию учащихся; лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой.
5.5. В целях безопасности передвижения детей, целесообразно, по возможности, вместо лестниц использовать пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях (для детей разных возрастов). Материал для покрытия полов должен быть гигиеничным, контрастным по цветовой гамме по отношению к стенам, лестницам или пандусам. Все опасные зоны внутри здания для слепых и слабовидящих детей (торцовые стены коридоров, опоры внутри помещения, выступы) желательно окрашивать в красный цвет (или красный с белыми полосами), поверхность окраски должна быть матовой, исключающей блеклость.
5.6. Для лучшей ориентации лиц с остаточным зрением окраску стен проходов следует проводить в виде полос ярких тонов. В специализированных зданиях, для инвалидов с нарушениями зрения, стены коридоров на высоте 1 м от уровня пола оборудуются рельефными указателями направления к эвакуационному выходу.
5.7. Ширина пути передвижения инвалида, использующего вспомогательные средства должна иметь не менее 0,95 м и для передвижения на кресле -коляске не менее 1,8 м. В лечебных учреждениях (стационарах) ширина коридора должна быть не менее - 2,4 м, в учреждениях экстренной медицинской помощи – 3,2 м.
5.8. Почтовые ящики, информационные щиты, таксофоны и другие устройства, размещаемые на стенах зданий, сооружений или отдельно стоящих конструкциях, нижняя кромка которых расположена на высоте 0,7 – 2,1 м от уровня пешеходного пути, не должна выступать на поверхность основной несущей конструкции более чем на 0,1 м, а при размещении на отдельно стоящей опоре не более чем на 0,3 м.
5.9. Застекленные двери необходимо обозначать непрозрачной полосой шириной 0,15 м на уровне 1-1,5 м от пола. Справа от выходной двери на высоте 1,1 м укрепляется пластина с рельефным изображением номера корпуса или блока помещения, выполненного арабскими цифрами.
5.10. Все здания более 1 этажа, посещаемые инвалидами на креслах-колясках, или с помощью других средств передвижения, должны оборудоваться лифтами или подъемными устройствами, габариты которого должны быть не менее 1,1х 2,1м, ширина дверного проема – 0,85 м, подачей наружного воздуха через самостоятельный канал. В лифтах следует предусматривать автономное устройство для управления из кабин непосредственным выходом на улицу.
5.11. Кабины лифта, предназначенные для транспортировки инвалидов должны иметь телефонную двустороннюю связь с диспетчерским пунктом. Кнопка вызова лифта и управления его движением должна располагаться не выше 1,2 м от уровня пола кабины. Аппарат двусторонней связи следует оборудовать устройством для усиления звука, продублированного световым сигналом.
5.1. Санитарно – гигиенические помещения
5.1.1. При составлении проектов общественных туалетов одна из рядовых кабин туалета предусматривается для инвалидов на креслах-колясках. Ширина кабины должна быть не менее 1,65 м, глубина не менее 1,8 м. Рядом с унитазом (с одной из его сторон) следует резервировать пространство для размещения кресла-коляски. Одну из раковин умывальни следует располагать на высоте 0,85 м от уровня пола и на расстоянии 0,2 м от боковой стены. Для инвалидов, пользующихся при передвижении опорными приспособлениями (костыли, кресла-коляски, палки, ходунки и др.), следует предусматривать кабину размерами 0,9 х 1,8 м, оборудованную поручнями, крючками, размещенными на боковых стенках кабины. Двери из санитарно-гигиенических кабин должны открываться наружу.
5.1.2. Высота расположения одного из писсуаров в туалетах, оборудованных вертикальными опорными поручнями с двух сторон, не должна превышать 0,4 м от уровня пола.
5.1.3. Количество санитарных приборов, гигиенического оборудования в санитарных узлах школ-интернатов рекомендуется рассчитывать с учетом профиля учреждения:
- в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует устанавливать:
а). в учебно-жилых ячейках 1 унитаз на 8 девочек, 1 унитаз на 8 мальчиков и 1 писсуар на 12 мальчиков, 1 умывальник на 6 и одну ванну для ног на 12 человек; гигиенические душевые из расчета 1 душевую сетку на 10 воспитанников школ-интернатов; комната гигиены девочек из расчета 1 на 50 человек;
б). в общественных помещениях: 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала школы-интерната уборные на 1 унитаз с умывальником в каждой не менее двух.
5.1.4. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в санитарных узлах должны устанавливаться:
а). в учебно-жилых ячейках один унитаз на 8 девочек, один унитаз и 0,5м лоткового писсуара на 10 мальчиков; 1 умывальник на трех воспитанников (мальчиков и девочек); 1 ножная ванна на 6 воспитанников, одна комната гигиены девочек на 30 человек; одна уборная комната для персонала на учебный блок (1 унитаз и 1 умывальник); гигиенические душевые из расчета одна душевая сетка на 12 воспитанников; при душевой две ванны с уборной на один унитаз и один умывальник, раздельные для мальчиков и девочек;
б). в общественных помещениях: 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек; 1 умывальник, 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара на 30 мальчиков; 1 уборную для персонала на учебный блок. Около лотковых писсуаров должны быть фиксирующие поручни.
5.1.5. В школах-интернатах для глухих, слабослышащих детей и детей с расстройством речи должны устанавливаться:
а). в учебно-жилых ячейках – один унитаз на 15 девочек; 1 унитаз и один писсуар на 20 мальчиков; 1 умывальник на 6 воспитанников; одна ножная ванна на 12 воспитанников; одна гигиеническая кабина на 30 девочек; 2 уборные для персонала; гигиенические душевые из расчета одна душевая сетка на 12 воспитанников, при душевой по одной ванне и одной уборной с унитазом и умывальником для девочек и мальчиков раздельно;
б). в общешкольных помещениях – по нормам для общеобразовательных школ-интернатов.
5.1.6. В школах-интернатах для умственно-отсталых детей:
а). в общешкольных помещениях – 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала уборные с одним унитазом и одним умывальником в каждой;
б). в учебно-жилых ячейках – 1 унитаз на 8 девочек, один унитаз и один писсуар на 10 мальчиков, один умывальник на 4 воспитанника, одна ножная ванна на 8 воспитанников, 1 гигиеническая кабина на 35 девочек, гигиенический душ из расчета 1 душевая сетка на 16 воспитанников, в помещениях душевых для мальчиков и девочек предусматриваются по одной уборной на одно очко с умывальником.
5.1.7. В I и II строительно-климатических зонах Узбекистана, для создания во всех специализированных жилых зданиях и детских учреждениях минимально-допустимых параметров микроклимата в перегревный период года (в соответствии с СанПиН №0004-93 и КМК 2.06.02-96 и КМК 2.08.01-94) следует предусматривать кондиционирование воздуха, если эти параметры не могут быть достигнуты с помощью системы вентиляции.
5.1.8. В специализированных жилых домах и домах-интернатах для детей во встроенных и пристроенных к ним столовых следует предусматривать автономную вентиляцию помещений.
5.1.9. Для инвалидов с дефектами зрения при устройстве искусственного освещения следует предусматривать комбинированную систему (общее и местное), обеспечивающую освещенность от 500 до 100 лк, в зависимости от характера деятельности инвалида. Недопустимо смешение спектров источников искусственного освещения, т.е. одновременное освещение лампами накаливания и люминесцентными лампами.
5.1.10. В зданиях и сооружениях, где предусмотрено нахождение инвалидов с дефектами зрения и слуха, световые надписи на дисплеях и табло должны быть продублированы звуковыми сигналами.
5.1.11. Электрические включатели, электрические розетки, рычаги, кнопки и прочие устройства в зданиях и сооружениях, посещаемых инвалидами и престарелыми лицами, следует располагать на высоте 1 м от уровня пола с отступом от края стены на 0,4 м.
5.1.12. В специализированных детских учреждениях для детей с нарушением интеллекта и в психоневрологических интернатах электрические включатели и розетки помещают на высоте не менее 1,8 м от уровня пола и снабжают их дополнительными защитными устройствами.
5.1.13. Состояние воздушной среды специализированных жилых помещений, домов-интернатов и других учреждений используемых инвалидами должны полностью соответствовать требованиям, изложенным в СанПиН 0146-04.
Номер документа:
0266-09
Дата принятия:
04.06.2009
Дополнительно:
Приложение №1 к СанПин "Эффективность снижения солнечной радиации некоторыми средствами озеленения, солнцезащиты и благоустройства" /
Приложение №2 "Эффективность снижения солнечной радиации некоторыми средствами озеленения и солнцезащиты"