Скорректирована инструкция о бухучете в бюджетных организациях
Приказом министра финансов (рег. № 2169-2 от 17.03.2018 г.) внесен ряд изменений и дополнений в Инструкцию о бухгалтерском учете в бюджетных организациях.
Во-первых, инвентаризационные номера основных средств теперь состоят из 10 знаков. Это – неизменнное количество (раньше было 8 знаков с возможностью увеличения при необходимости). Изменение произошло за счет выделения дополнительно 2-х знаков для порядкового номера предмета в рамках группы. Как и прежде, первые три знака обозначают субсчет, четвертый и пятый знаки – группу.
Во-вторых, установлены строгие нормы износа основных средств. Они практически идентичны с нормами амортизации, приведенными в статье 144 Налогового кодекса. Имеются только следующие отличия:
- если в Налоговом кодексе нормы являются предельными, то в Инструкции эти же значения принимаются как конкретные (т.е. нельзя начислить меньше или больше);
- в рамках VII группы норм износа (активы, не включенные в другие группы):
- для ведомственной мебели и приспособлений (в том числе телефонных аппаратов, вычислительных устройств и других) введена 15-процентная норма амортизации (в Налоговом кодексе данная позиция не предусмотрена);
- для других активов введена 10-процентная норма амортизации (в Налоговом кодексе предельная норма по этой позиции – 15%).
Также установлено, что амортизация не начисляется на объекты капитального строительства либо их части, по которым не оформлен акт приемки, а также по незавершенному строительству. А в бюджетных организациях, имеющих сезонный характер, сумма износа начисляется в течение финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы годового износа.
В-третьих, определено, что приход отходов, которые могут быть использованы в дальнейшей производственной деятельности, отражается в дебете счета 06 «Прочие товарно-материальные запасы» либо соответствующих субсчетов других счетов и кредиту субсчета 090 «Расходы на товары (работы, услуги)».
В-четвертых, поступление средств в Фонд развития бюджетной организации и Фонд материального стимулирования и развития медицинских организаций теперь учитываются также по кредиту соответствующего субсчета счета 12 «Финансовые результаты текущего года по бюджетным средствам». Как и ранее, в необходимых случаях допускается учет на счете 15 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах.
В-пятых, закреплены случаи, когда средства, высвобожденные в смете расходов на конец последнего рабочего дня квартала, не признаются сэкономленными и подлежат возврату в соответствующий бюджет либо оставлению в нем:
- при невыполнении плана по сети, штатам и контингенту;
- при незаполении штатных единиц, предусмотренных в утвержденном штатном расписании;
- при неполном освоении по итогам финансового года средств, предусмотренных на финансирование капитальных вложений;
- при приостановлении деятельности бюджетной организации – за период приостановления;
- суммы, предусмотренные в утвержденных сметах расходов, выявленные в ходе мероприятий государственного финансового контроля как излишне либо противозаконно полученные;
- суммы сокращения размеров выделяемых средств в связи с принятием актов законодательства;
- суммы сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей на начало финансового года;
- суммы, предназначенные для выплаты дотаций и субсидий, но в которых не осталось необходимости.
При этом средства, высвобожденные в результате незаполнения количества сотрудников, могут быть использованы на установление надбавок за одновременную работу по нескольким профессиям (на нескольких должностях), расширение зоны обслуживания, увеличение объемов работ, выполнение вместе со своей основной работой обязанностей отсутствующих работников.
Неиспользованные в финансовом году внебюджетные средства бюджетной организации переходят на следующий финансовый год и используются в установленном порядке. Средства, не использованные в прошлом финансовом году, используются в следующем финансовом году на те же цели без перераспределения.
При реорганизации бюджетной организации (объединении, присоединении, преобразовании) остаток внебюджетных средств на расчетном счете (лицевом казначейской счете) бюджетной организации остается в распоряжении реорганизованной бюджетной организации кроме случаев, предусмотренных законодательством.
При прекращении содержания бюджетной организации за счет средств Государственного бюджета остаток внебюджетных средств остается в распоряжении данной организации кроме случаев, предусмотренных законодательством.
При ликвидации бюджетной организации остаток внебюджетных средств на расчетном счете (лицевом казначейском счете) обращается в доход соответствующего бюджета, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Средства, ошибочно поступившие на расчетный счет (лицевой казначейский счет) бюджетной организации, по заявлению плательщика возвращаются в течение 10 банковских дней.
В-шестых, уточнено, что в централизованных финансово-бухгалтерских службах бухгалтерский учет ведется согласно Инструкции раздельно в разрезе подчиненных учреждений. Параллельно закреплено, что на субсчете 180 «Прочие расчеты между вышестоящими и нижестоящими организациями» больше не учитываются операции, связанные с выданными в централизованном порядке материальными активами.
В-седьмых, отражено, что расходы периода, не включенные в себестоимость производимых товаров (работ, услуг), учитываются в дебете субсчета 211 «Расходы периода» и кредите соответствующих субсчетов, учитывающих расходы.
Документ принят на государственном языке, опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 18.03.2018 г.
Источник: norma.uz