В Минздраве РК обсудили вопросы борьбы с коррупцией в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроля за качеством медуслуг
Под председательством Надежды Петуховой состоялось заседание Общественного совета Министерства здравоохранения РК по вопросам борьбы с коррупцией в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроля за качеством медицинских услуг.
В мероприятии приняли участие члены Общественного совета, руководители структурных подразделений, подведомственных организаций и территориальных Департаментов МЗ РК, управлений здравоохранения регионов и Национального бюро по противодействию коррупции АДГСПК РК.
На заседании заслушали отчет председателя Комитета охраны общественного здоровья Жандарбека Бекшина по вопросам противодействия коррупции и принятию системных мер в ведомстве. По словам Бекшина, Комитетом проводится последовательная работа по противодействию коррупции в рамках реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы, Плана нации «100 конкретных шагов» и Плана мероприятий по противодействию коррупции Министерства на 2017 год.
Председатель Комитета проинформировал о том, что основными зонами коррупционных рисков стали нарушения, связанные с выдачой санитарно-эпидемиологических заключений на объекты, сокрытие нарушений при проведении проверки субъекта, нарушений, не связанных с основной деятельностью ведомства, таких, как содействие в трудоустройстве и нарушения в финасово-хозяйственной деятельности.
«Принимаемые меры по дерегулированию бизнеса позволили снизить вмешательство в деятельность субъектов со стороны должностных лиц путем освобождения от проверок по особому порядку и сократить количество выдаваемых разрешительных документов, санэпидзаключений»,- отметил Бекшин. Кроме того, перечень объектов высокой степени риска, подлежащих государственному контролю и надзору, сократился с 42 до 12 видов. 56% объектов высокой эпидемической значимости, работающих по уведомительному порядку, переведены в группу незначительной эпидемической значимости (74 тыс. объектов). В целях минимизации вышеуказанных коррупционных рисков Комитетом инициировано создание Института санитарно-эпидемиологического аудита, являющегося единственной альтернативой проверкам и сокращению их количества. С февраля 2016 года аудиторами освобождено от проверок более 4,5 тысяч объектов или 10% объектов высокой степени риска.
Следует подчеркнуть, что процесс дерегулирования бизнеса проходит без снижения уровня безопасности и комфорта населения, с учетом соблюдения интересов, как государства, так и предпринимательства, а также потребителей. С начала текущего года Минздравом отменены 29 устаревших и дублирующих санитарных правил в сфере здравоохранения, образования и услуг.
По словам главного госсанврача РК, в сфере торговли ведется камеральный контроль и закуп продукции, то есть целенаправленно будут проверяться только те объекты, где выявлена некачественная продукция. За счет внедрения подобных альтернативных форм контроля по особому порядку количество проверок сократилось до 2-х раз. Количество проверок бизнеса сокращено в 1,7 раз, что позволило вывести из-под контроля 1500 объектов здравоохранения и более 400 лабораторий. Принимаемые меры способствуют снижению административной нагрузки на бизнес и сокращению издержек предпринимателей. Такие меры позволили сократить за последние два года число выданных разрешительных документов в 2 раза за счет переквалификации рисков по эпидзначимости. За 9 месяцев 2017 года количество разрешительных документов сократилось на 15 %.
Касательно проверочных листов - на все проверяемые объекты был утвержден 1 проверочный лист с 83-мя пунктами, содержащий до 11 тысяч отсылочных требований, без учета вида деятельности, например, общепит, промышленный объект или объект здравоохранения и т.д. Подобное положение дел создавало у субъектов проверки ощущение безапелляционного восприятия уязвимости перед контролирующим органом и несло в себе определенные коррупционные риски при проведении контроля органами санэпиднадзора. В этой связи, разработаны и утверждены отдельные проверочные листы применительно к одноименным группам субъектов (объектов). В реализацию данных рекомендаций принят 41 проверочный лист по сферам деятельности. Необходимо отметить, что требования в проверочных листах сокращены в 6,3 раза (с 11000 до 1740) и содержат лишь требования, влияющие на безопасность процессов и услуг.
В целом Комитетом и его территориальными подразделениями предоставляются 13 государственных услуг, 7 из них в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 6 - в сфере медицинской деятельности. Из указанных 13 госуслуг - 12 автоматизированы, 1 услуга, оказываемая с октября т.г., не автоматизирована. Полная ее автоматизация предусмотрена с 4 квартала 2018 года. Наряду с этим, сокращены 2 вида госуслуг как разрешительный документ: это присвоение учетного номера объекту производства пищевой продукции и выдача свидетельства о присвоении квалификационной категории для специалистов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для определения количества заявлений с нарушениями сроков оказания госуслуг, поступающих в подсистему «Интегрированная информационная система «Мониторинг», Комитетом совместно с АО «Национальные информационные технологии» ежемесячно проводится сопоставление данных мониторинга оказания государственных услуг. За 9 мес. 2017 года количество выданных разрешительных документов сокращено на 15%. Количество выявленных нарушений по фактам несвоевременного оказания государственных услуг снизилось на 36 случаев. Стоит отметить, что в текущем году количество жалоб снизилось в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Данный показатель свидетельствует о том, что принимаемые меры по улучшению качества оказания госуслуг дают положительные результаты.
Также Жандарбек Бекшин сообщил о том, что в рамках дерегулирования совместно с Комитетом правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (КПСиСУ) проводится работа по организации деятельности инспекторов на местах по аналогии с МВД, которая предусматривает интеграцию с системой Единого реестра субъектов и объектов предпринимательства, а также Единого реестра административных производств.
Регистрация проверки, выход и заполнение проверочных листов в онлайн режиме посредством персональных планшетов позволит также обеспечить прозрачность работы инспекторов при проведении проверки и исключить коррупционные факторы в связи с невозможностью корректировки результатов проверки, а также сократить время на регистрацию проверки и оформление его результатов в КПСиСУ. С декабря месяца т.г. данный проект будет запущен в пилотном режиме, и с начала 2018 года планируется его запуск во всех территориальных органах Комитета.
Кроме того, в целях обеспечения открытости и прозрачности деятельности ведомства и его территориальных департаментов, а также повышения уровня правовой грамотности среди населения, дано поручение руководителям департаментов ежемесячно проводить дни открытых дверей для населения и бизнес сообщества.
В заключение Бекшин отметил, что Комитетом на постоянной основе будут приниматься меры по повышению качества оказания государственных услуг населению, доверия общества к деятельности ведомства, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры сотрудников, территориальных органов ведомства, обеспечения доступа населения к правовой информации антикоррупционной направленности Комитета.
Источник: mz.gov.kz