19.07.2014

Телевидение подняло проблемы здравоохранения

Взяточничество, злоупотребление положением, хищение бюджетных средств — о нарушениях в работе Самаркандского филиала РНЦЭМП рассказало государственное телевидение.

В эфире национального телевидения Узбекистана показана передача «Беморга хиёнат» («Предательство пациента»), посвященная недостаткам в работе Самаркандского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП). Запись получасовой передачи доступна на сайте Medabay.uz.

Передача начинается словами о том, что здоровье и жизнь человека ценнее всего, и что согласно Конституции каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание. РНЦЭМП был основан согласно указу Президента от 10 ноября 1998 года. Центр, являющийся сердцем системы экстренной медицинской помощи Узбекистана, имеет филиалы во всех регионах страны и более 170 субфилиалов при центральных районных и городских больницах.

Несмотря на созданные условия, говорится в телепередаче, на местах встречаются представители системы здравоохранения, злоупотребляющие своим положением, что вызывает справедливое недовольство населения. Авторы подтверждают свои слова результатами журналистского расследования, проведенного в Самаркандском филиале РНЦЭМП.

«В последнее время доверие населения области к филиалу снижается», — говорится в передаче. Становится известно, что бывший руководитель филиала Юсуф Ахмедов уволен в связи с нарушениями. На его место назначен новый человек, которому предстоит решить целый ряд проблем. Авторы передачи условно разделили эти проблемы на четыре части.

1. Проблемы и недостатки в оказании медицинской помощи.

Несмотря на то, что оказание медицинской помощи в филиале должно быть бесплатным, это требование уже давно не соблюдается, утверждается в передаче.

Далее перечисляются множественные факты несоблюдения правил и процедур оказания медицинской помощи. К примеру, в первом хирургическом отделении в 2013-2014 годах зафиксировано 16 случаев смерти, но лишь в 4 случаях проводилась патологоанатомическая экспертиза.

За последние три года более чем 180 пациентам был поставлен одинаковый диагноз, и все они в плановом порядке были прооперированы. «Среди основных нарушений — то, что стандартные процедуры не соблюдаются на 100%, неправильно проводится обследование, не проводится осмотр невропатолога», — говорит к. м. н. Геннадий Хайдаров, чья должность не указывается. «По стандарту пациенту необходимо обеспечить лечение в течение 15 часов и только потом, при отсутствии улучшения, делать операцию. У нас же операция проводится через 5-6 часов», — говорит он.

Такие же недостатки наблюдаются и во втором хирургическом отделении, и в нейрохирургическом отделении. В большинстве случаев пациенты не подвергаются полному обследованию и без нужной подготовки ложатся на операционный стол. «Естественно, что такое безразличное отношение к судьбе пациента вызовет опасение у любого человека», — говорится в передаче.

Пациенты рассказывают, как медперсонал не реагирует на их просьбы, хамит и не полностью выполняет свою работу.

В физиотерапевтическом кабинете в основном принимались пациенты, которые не нуждались в оперативной медицинской помощи. Более того, подделывались записи в журнале регистраций.

Отделение детской реанимации нуждается в ремонте, здесь не хватает отдельных медицинских приборов. Журналисты стали свидетелями того, как два ребенка одновременно пользовались одной кислородной подушкой. Заведующий отделения Фарход Шакаров объясняет, что врачи вынуждены это делать из-за нехватки подушек.

Ни один из 477 пациентов отделения в 2014 году не был проверен на ВИЧ. Заместитель директора филиала по лечебной части Уткир Аминов признает: «Мы действительно должны проверять поступающих пациентов на ВИЧ-инфекцию». Однако, по его словам, некоторые пациенты покидают филиал, пробыв там один день, а некоторые еще раньше. Он утверждает, что ответственные лица уже понесли наказание.

В отделении хирургической реанимации, несмотря на наличие достаточного количества венозных катетеров, использовались катетеры, приносимые пациентами. Аминов объясняет, что катетеров достаточно, но их размер не всегда подходит пациентам, например, детям. Он обещает приобрести нужное число катетеров.

2. Проблемы с обеспечением медикаментами и медицинскими приборами.

Пациенты рассказывают, как врачи выписывают рецепты со списком лекарств, не все из которых можно найти. «50 тысяч, 161 тысяча, 34 тысячи сумов», — перечисляет стоимость лекарств одна из пациенток. «Покупать заставляют даже бинты!» — говорит она. За три дня на лекарства ушло 700-800 тысяч сумов, говорит другая женщина. Покупать приходится шприцы и многое другое.

Авторы передачи допускают возможность приобретения медикаментов пациентами, но обращают внимание на необходимость соблюдения порядка их использования. Во-первых, учреждение должно быть полностью обеспечено нужными лекарствами и бесплатно обеспечивать ими больных. Во-вторых, приобретенные пациентами лекарства и одноразовые приборы обязательно должны указываться в истории болезни.

«Почему больные должны приобретать столько лекарств? Разве нельзя провести анализ спроса на медикаменты и обеспечить филиал необходимым количеством?» — спрашивается в передаче. Аминов отвечает: «Мы используем весь имеющийся резерв лекарств, недостающие мы вынуждены просить покупать». Это делается для спасения жизни пациентов, говорит он.

Далее в передаче говорится о неисправности части оборудования (из 344 наименований приборов неисправны 43). Некоторые кардиомониторы не работают с 2013 года, а компьютерный томограф и 8 гемодиализных аппаратов — с 2009 года. Заведующий отделением хирургической реанимации Ботир Эшмирзаев признает: нужна аппаратура, срок используемого оборудования истекает.

В то же время на складе отделения скопились большие объемы неиспользованных одноразовых инструментов и медикаментов с истекшим сроком годности. Есть препараты со сроком годности до 1991 года и даже до 1978 года.

В кабинете бывшего заведующего вторым хирургическим отделением Комила Жулибекова обнаружено 23 медицинских прибора без документов. В комнате, ответственной за которую была старшая медсестра отделения хирургической реанимации Жумаева, — 105 медицинских приборов без документов. На складе отделения хранились психотропные вещества и сильнодействующие лекарства. По факту их хранения возбуждено уголовное дело.

Завотделением говорит, что был недостаточно внимателен из-за доверия к старшей медсестре. Ошибку поняли, контроль усилим, обещает он.

3. Случаи вымогательства и неподобающего поведения.

Основными причинами указанных выше недостатков в передаче называются взяточничество, вымогательство, безответственное отношение сотрудников к своим обязанностям, хищение бюджетных средств и низкий уровень квалификации руководства и сотрудников филиала.

По причине набора неквалифицированных кадров опытные сотрудники были вынуждены под давлением покинуть свою работу. Ассистенты, направляемые сюда на работу Самаркандским медицинским институтом, за взятку получали полную зарплату (вместо полагаемой ставки 0,25).

Пациентов, нуждающихся в помощи, принимали за взятку, а после осмотра снова за деньги обещать направить к хорошему специалисту. Половину всех средств получал заведующий приемным отделением, утверждается в передаче.

Особенно «прибыльными» были ночные дежурства. Врачи за взятку в 200-300 тысяч сумов могли получить больше ночей для дежурства. Если же врач не приходил на дежурство, то за право заменить его организовывался настоящий «аукцион».

Экс-глава второго хирургического отделения Жулибеков не принимал без взятки на работу даже уборщиц. Сотрудницы рассказывают, что помимо этого им приходилось постоянно сдавать деньги на обновление белья и другие расходы. Бывший глава отделения придирался к сотрудницам по мелочам, приставал и оказывал на них открытое давление.

Все процедуры в филиале, начиная от первичного медосмотра и кончая нахождением в стационаре и питанием, стоят денег, подчеркивается в передаче.

Даже в прачечном отделении приписывались штатные единицы, а выделяемые бюджетные средства присваивались.

4. Условия в филиале.

Зритель становится свидетелем того, как пациенты и их родственники сидят на земле и на траве у здания филиала, поскольку условий для их нахождения внутри или снаружи нет. В саду гуляют бездомные собаки, тротуары разбиты, на мусорной площадке нет контейнеров, перечисляется в передаче. Внутри здания люди из-за нехватки мест для сидения стоят или сидят на корточках.

Заведующий приемным отделением Норкувват Юлдошев говорит, что все условия имеются, есть даже гостиница с доступными ценами (5000 сумов). Однако при просьбе показать гостиницу он говорит, что она не относится к филиалу.

Само здание нуждается в капитальном ремонте. Для ремонта привлекаются не рабочие, а медперсонал, иногда ему помогают и пациенты. При этом на ремонтные работы в 2013 году филиал потратил на 84 млн сумов бюджетных средств больше предусмотренного.

Филиал страдает из-за отключений электроэнергии. В это время не работают лифты, возникают очереди на УЗИ и ЭКГ, врачи делают операции без света. Из-за отсутствия энергии прекращается подача воды. Заведующий по хозяйственной части Сервер Эмир-Асанов говорит, что решить проблему можно, проложив кабель длиной 3,5 км до другой подстанции.

В заключение авторы передачи выражают надежду, что соответствующие органы серьезнее отнесутся к проблемам в сфере здравоохранения.

Источник : gazeta.uz