Меры государственных и иных органов по предупреждению правонарушений введены в рамки закона
Отношения в области профилактики правонарушений будет регулировать Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений», принятый 14 мая 2014 года № ЗРУ-371.
Закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия в ней государственных органов, иных организаций и граждан.
Так, в систему органов и учреждений, которые будут непосредственно осуществлять профилактику правонарушений или участвовать в ней, входят органы внутренних дел; прокуратуры; СНБ; юстиции; таможенная и налоговая службы; органы по труду и социальной защите населения; госуправления образованием и образовательные учреждения; органы управления и учреждения здравоохранения; Госкомприроды. Документом регламентированы их полномочия.
К примеру, налоговые органы обязаны разрабатывать и реализовывать программы по профилактике налоговых правонарушений, в том числе выявлять, устранять причины их совершения и условия, им способствующие; контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей; вести учет физических и юридических лиц, совершивших налоговые правонарушения, анализировать эти данные, осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
А органам госуправления образованием и образовательным учреждениям установлена обязанность сообщать органам внутренних дел:
- о фактах правонарушений;
- о семейно-бытовых конфликтах, угрожающих жизни или здоровью людей, и правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений;
- о вовлечении обучающихся лиц в антисоциальное поведение и совершение правонарушений;
- о лицах, склонных к совершению правонарушений.
Отдельной статьей оговорено участие местных органов самоуправления, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в профилактике правонарушений.
Ответственность за разработку госпрограмм, регулирующих профилактику правонарушений нормативных актов, обеспечение взаимодействия между вовлеченными структурами возложена на Кабинет Министров республики.
Для повышения эффективности профилактики правонарушений и обеспечения взаимодействия органов и учреждений, непосредственно осуществляющих профилактику, при органах прокуратуры будут созданы координационные советы по профилактике правонарушений. Порядок организации их деятельности определяется законодательством.
Установлены виды профилактики правонарушений: общая; специальная; индивидуальная и виктимологическая (направленная на снижение у конкретного лица риска стать потерпевшим от правонарушения) и мероприятия по их реализации.
Кроме того, документом определены категории лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа и постановка на профилактический учет. Регламентированы порядок, условия и срок осуществления профилактического учета и снятия с него.
Принятый Закон предоставляет право органу или учреждению, непосредственно осуществляющему профилактику правонарушений, в пределах своих полномочий информировать работодателя (администрацию) по месту работы (учебы), орган самоуправления граждан по месту жительства о лицах с антисоциальным поведением; лицах, склонных к совершению правонарушений или их совершивших, с указанием обстоятельств антисоциального поведения и совершенного правонарушения, а также причин и условий, им способствующих.
Вместе с тем установлено, что при осуществлении профилактики правонарушений не допускается ограничение прав, свобод и законных интересов лиц, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, нарушение тайны личной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободного передвижения и выбора места жительства, а также личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища (за исключением предусмотренных законодательством случаев).
Лица, в отношении которых применяются профилактические меры, вправе обжаловать решения органа или учреждения, непосредственно осуществляющего профилактику правонарушений, действия (бездействие) должностных лиц в порядке, установленном законодательством.
Согласно Закону меры по профилактике правонарушений будут финансироваться из средств госбюджета и иных источников, не запрещенных законодательством. При этом установлено, что государство поддержит ННО, деятельность которых связана с осуществлением указанных мер, размещая социальные заказы.
Закон вступает в силу по истечении 3-х месяцев со дня его официального опубликования в газете «Народное слово» (от 15.05.2014 г.) - 15 августа 2014 года.
Источник : norma.uz