08.05.2014

Новшества в тестовых испытаниях

В век знаний, информации, стремительного развития компьютерных технологий особенно востребованным стало наличие у человека профессионального образования. Поэтому обеспечить профессией ребенка – для каждой семьи важный вклад в устройство его дальнейшей жизни, а для государства – одно из приоритетных направлений социально-экономического развития.

Сегодня профессиональное образование в нашей стране доступно каждому. Право на труд и свободный выбор профессии гарантирован Конституцией Республики Узбекистан, а учебный процесс регулируется Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров. Это позволяет каждому жителю страны реализовать свои мечты и цели, найти занятие по душе и стать достойным членом нашего общества.

Поэтому с завершением очередного учебного года для выпускников профессиональных колледжей и академических лицеев наступает ответственная и волнительная пора, поскольку им предстоит принять одно из самых главных для себя решений - выбрать профессию, которая будет сопровождать их по жизни. Кстати, в этом году среди направлений образования и профессий, которым обучают в высших образовательных учреждениях нашей страны, немало новых, да и система вступительных экзаменов претерпела некоторые изменения. Этому способствовало принятие Президентом Исламом Каримовым постановления «О дальнейшем совершенствовании порядка приема в высшие образовательные учреждения республики» от 30 апреля 2014 года.

О том, какие новшества введены в систему вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения страны, корреспондент УзА побеседовал с директором Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Жахонгиром Исмаиловым:

- Узбекистан среди стран СНГ является лидером по внедрению унифицированной системы проведения вступительных экзаменов. Ведь система оценки навыков при помощи тестирования, базируясь на современных достижениях науки, образования и информационных технологий, позволяет проверить уровень интеллектуального развития личности.

В последние годы в нашей стране тестовые испытания проводятся в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положений о порядке приема, перевода, восстановления и отстранения от учебы студентов в высших учебно-образовательных учреждениях» от 18 июня 2010 года и Положением о порядке проведения тестовых испытаний студентов в бакалавриат высших образовательных учреждений Республики Узбекистан. Тестовые испытания позволяют уйти от субъективного фактора при оценке знаний учащихся, достигнуть в этом процессе большей объективности.

Хочу отметить, что из года в год растет интерес молодежи к получению высшего образования. Так, в 2012 году в высшие образовательные учреждения подали документы более 432 тысяч, а в 2013 году - более 480 тысяч абитуриентов.

Разработка научных основ современной тестологии, теории синтеза тестовых заданий, повышения их качества является стратегической задачей развития Государственного центра тестирования и в 2014 году.

- Какие изменения были введены в порядок приема в высшие образовательные учреждения страны в этом году?

- В целях повышения уровня качества и объективности тестовых испытаний абитуриентов, поступающих в бакалавриат высших образовательных учреждений по избранной специальности, оценки уровня их интеллектуального развития, общего кругозора и способностей к самостоятельному мышлению 30 апреля 2014 года Президент Ислам Каримов подписал постановление «О дальнейшем совершенствовании порядка приема в высшие образовательные учреждения республики».

Исходя из обозначенных в нем задач, 1 мая 2014 года состоялось заседание Государственной комиссии по приему в образовательные учреждения Республики Узбекистан, на котором были обсуждены соответствующие вопросы.

Теперь, начиная с приема в бакалавриат высших образовательных учреждений в 2014/2015 учебном году, в тестовые испытания по предмету «Математика» вводятся вопросы и задания по информатике и информационным технологиям. Так, количество вопросов по математике составит - 30, а по информатике и информационным технологиям – 6.

Ожидается, что вышеуказанные задания будут введены в тестовые испытания по 108 направлениям образования из 168, по которым в предметные блоки тестовых испытаний будет включена дисциплина «Математика». Например, это такие направления образования, как «Методика преподавания математики», «Методика преподавания физики и астрономии», «Методика преподавания химии», «Физика», «Экономика», «Налоги и налогообложение», «Электроника и приборостроение» и другие.

С целью кардинального повышения роли профильных предметов (оцениваются в 3,1 балла) в определении уровня знаний абитуриентов была проделана большая работа по критическому пересмотру и обновлению перечня предметных блоков вступительных тестовых испытаний при приеме в бакалавриат высших образовательных учреждений.

В целом проанализированы направления образования и пересмотрены предметные блоки тестовых испытаний по 43 направлениям образования, в том числе по 22 направлениям образования пересмотрены профильные предметы. В их числе «Геофизика», «Горное дело», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Электротехника, электромеханика и электротехнологии » (по отраслям), «Экология и охрана окружающей среды» (по отраслям) и другие.

Вводимые изменения позволят значительно повысить роль и значимость профильных предметов в объективной оценке уровня знаний абитуриентов.

- Какие еще дополнительные предметы будут введены в систему тестирования?

- Как известно, иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении уровня ее образования и позволяет получить доступ к обширным, детальным знаниям в глобальном информационном пространстве, а также к духовному богатству другой страны, ее научному потенциалу, предоставляет возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов.

Поэтому главой нашего государства было принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года. В соответствии с ним в 2014 году в систему тестирования дополнительно по 24 направлениям образования вводится тестирование по иностранным языкам. Таким образом, количество направлений образования с тестовыми испытаниями по иностранному языку увеличено с 35 до 59.

Это такие направления образования, как «Организация перевозки и транспортная логистика» (по видам транспорта), «Радиоэлектронное оборудование и системы» (по отраслям), «Телекоммуникация», «Информатика и информационные технологии» (по отраслям), «Информационная безопасность» (по сферам), «Метрология, стандартизация и менеджмент качества продукции» (по отраслям), «Энергетика», «Автомобилестроение и тракторостроение» и другие.

Следует отметить, что с этого года увеличено с 5 до 20 количество направлений образования, в которых профильным предметом стала физика. Это, к примеру, «Механика», «Геофизика», «Горное дело», «Технология нефтегазохимической промышленности», «Электротехника, электромеханика, электротехнологии».

Количество направлений образования, в которых профильной стала биология, увеличено с 18 до 21. Это «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур», «Зоотехния» (по видам), «Ветеринария» и другие.

- Как отразились изменения, внесенные в систему вступительных экзаменов, в процесс подготовки тестовых вопросов?

- В 2014 году был пересмотрен и кардинально обновлен перечень вопросов и заданий по дисциплинам, по которым проводятся тестовые испытания абитуриентов, поступающих в бакалавриат высших образовательных учреждений. Для этого в состав экспертных групп по формированию тестовых вопросов были привлечены около 200 опытных преподавателей вузов, общеобразовательных школ, академических лицеев и колледжей, высококвалифицированных специалистов и научных кадров.

Они критически изучили все вопросы вступительных тестовых испытаний по всем предметам. Особое внимание было уделено увеличению в базе тестовых вопросов, направленных на выявление у абитуриентов способностей к логическому мышлению, определение их кругозора, а также глубины понимания предметов, по которым проводятся тестовые испытания.

По итогам проделанной работы сформирована единая база тестовых вопросов, отвечающая современным требованиям и обеспечивающая объективную и адекватную оценку уровня знаний и отбор способной молодежи в высшие образовательные учреждения страны.

Информация о вносимых изменениях в порядок приема в высшие образовательные учреждения, программы тестовых вопросов и заданий по информатике и информационным технологиям, а также перечень предметов тестирования в разрезе направлений образования будут доведены до сведения абитуриентов, учащихся академических лицеев и колледжей через средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, средства массовой информации, сайты уполномоченных государственных органов, в том числе сайт Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Источник : uza.uz