Гармонично развитое поколение - богатство страны
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок жил лучше, чем он сам, и стремится создать для этого все необходимые условия. Под руководством Президента Ислама Каримова вопрос воспитания здорового, гармонично развитого поколения рассматривается в качестве приоритетной задачи.
О результатах реформ, проводимых в системе образования страны, корреспондент УзА побеседовал с начальником Главного управления по организации деятельности образовательных учреждений Министерства народного образования Республики Узбекистан Файзуллой Ахмедовым.
– С первых лет независимости под руководством Президента нашей страны в качестве приоритетных направлений были определены сфера образования, вопросы подготовки кадров, повышения духовности молодежи, идея формирования нового социального сознания, – говорит Ф.Ахмедов. – Для организации деятельности в сфере образования, подготовки кадров были приняты Закон «Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров. Внедрена непрерывная система образования, включающая в себя дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, а также высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, внешкольное образование.
Результаты исполнения ряда государственных программ, принятых с целью практического внедрения национальной модели образования, охватывающей касающиеся развития страны актуальные вопросы и считающейся уникальной во всем мире, в настоящее время признаются не только нашим народом, но и в международном масштабе.
– В чем, в первую очередь, проявляются реализованные в системе образования реформы?
– Строящиеся в каждом городе и селе нашей страны на основе современных проектов образовательные учреждения поистине становятся очагами духовности и просветительства. Созданные в них возможности, оснащенность современными учебными средствами и информационно-коммуникационными технологиями способствуют освоению детьми достижений науки, их духовному росту и физическому развитию. В нашей стране на основе принципа 9+3 внедрена система 12-летнего общего обязательного бесплатного образования.
За годы независимости на основе Государственной общенациональной программы развития школьного образования проведена строительно-ремонтная работа в 8501 школе. Построено 351 новая школа, в 2470 – проведена реконструкция, в 3608 – капитальный и в 2072 – текущий ремонт.
81 процент реконструированных школ размещены в сельской местности, 3 процента – на труднодоступных территориях, что устраняет различие между городскими и сельскими школами.
В стране продолжается работа по строительству общеобразовательных школ. В результате в 2011-2013 годах построено 428 новых школьных зданий, в 3006 проведена полная реконструкция зданий и инженерно-коммуникационных инфраструктур, в 4083 – капитальный ремонт зданий и сооружений. На эти цели затрачены средства в объеме 2 триллионов 129 миллиардов сумов.
Уделено особое внимание обеспечению каждого реконструированного и отремонтированного образовательного учреждения современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, новыми современными учебниками и учебно-методическими материалами. Например, в 2004 году 14 процентов школ были обеспечены компьютерами, а в настоящее время 9656 школ оснащены компьютерами самых лучших моделей.
Создание электронных учебных средств по всем учебным предметам расширяет возможности использования в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий и повышает эффективность освоения учащимися изучаемых предметов. В рамках программы по созданию соответствующих государственным образовательным стандартам высокоэффективных мультимедийных приложений, электронной учебной литературы и пособий для общеобразовательных школ, по учебным предметам составлены и успешно внедряются в образовательный процесс мультимедийные программные средства 119 наименований.
При Министерстве народного образования создан Центр развития мультимедийных общеобразовательных программ, которым к настоящему времени созданы более 120 электронных учебников, виртуальные лабораторные работы и другие виды мультимедийных ресурсов, успешно применяющиеся в учебно-воспитательном процессе.
Уместно отметить, что в 1991 году обеспечение учащихся школ учебниками составляло 55,4 процента. К 2014 году этот показатель достиг 99,4 процента. За период 2004-2014 годов в целом издано и на арендной основе доставлены учащимся более 195 миллионов 966 тысяч экземпляров учебников. Определенная часть этих учебников за счет государства бесплатно выделена детям из малообеспеченных семей. Ученикам первых классов ежегодно в качестве подарка Президента выдается 12 наименований учебников и учебных принадлежностей.
– Расскажите, пожалуйста, о мировоззрении детей независимости - нынешних школьников, о преобразованиях в их духовной жизни, успехах наших талантливых мальчиков и девочек.
– Современное образование невозможно представить без зданий и сооружений со всеми необходимыми условиями, принадлежностей для учебных и практических занятий, лабораторного оборудования и компьютерной техники. Но все это – лишь один из аспектов развития сферы.
За годы независимости в стране коренным образом изменились содержание и значение образования. Наряду с глубоким внедрением в сознание бессмертных вековых ценностей народа, наши дети получили возможность приобщиться к передовой мировой мысли, анализировать происходящее и формировать собственное самостоятельное отношение, что означает свободу и расширение горизонтов мышления нашей молодежи.
Реализованная масштабная работа по обеспечению неразрывности образования начала давать практические результаты. Достижения нашей одаренной учащейся молодежи на предметных олимпиадах, смотрах-конкурсах, международных фестивалях являются ярким свидетельством жизненного подтверждения благородной идеи главы нашего государства о том, что «Наши дети должны быть умнее, сильнее, мудрее и, конечно же, счастливее нас».
Наши одаренные дети завоевали на международных предметных олимпиадах 20 золотых, 49 серебряных, 88 бронзовых – в целом 157 медалей. Участвовавшие в проводившейся в 2008 году в Ташкенте 42-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии 15 наших учащихся показали высокие результаты и завоевали золотую, серебряную и 11 бронзовых – всего 13 медалей, что придает нам чувство особой гордости. В состоявшейся в 2013 году в нашей стране 47-й Международной Менделеевской олимпиаде наша молодежь завоевала первое место в общекомандном зачете.
Постановление Президента Ислама Каримова «О Государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 годы» от 8 июля 2008 года имело важное значение в развитии системы.
В результате проведенных реформ была обновлена материально-техническая база детских школ музыки и искусства. Возрос показатель охвата учащихся этими школами, в настоящее время почти 52 тысячи детей постигают секреты музыки и искусств. Ощутимы и результаты в этом направлении. Дети, посещающие детские школы музыки и искусства, принимают участие в престижных зарубежных конкурсах и занимают призовые места.
В настоящее время в системе народного образования действуют 298 детских школ музыки и искусства и 3 специализированных музыкальных академических лицея. В 2009-2013 годах построены и сданы в эксплуатацию 230 новых детских образовательных учреждений музыки и искусства. Они полностью оснащены современными и национальными музыкальными инструментами, мебелью и оборудованием.
В результате большого внимания, уделяемого музыкальному и эстетическому обучению на основе Государственной программы, создаваемых современных условий, приумножились достижения наших детей на международных конкурсах и расширилась география этих конкурсов. В 2008-2013 годах 50 талантливых детей принимали участие и достигли высоких результатов на различных престижных международных конкурсах, которые проводились во Франции, Италии, Германии, Великобритании, Румынии, Голландии, Польше, России, Азербайджане.
– Расскажите коротко о работе, проводимой в рамках исполнения постановления Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года.
– Целью постановления является расширение рядов молодежи, в совершенстве владеющей иностранными языками, создание условий для проявления ими своего потенциала на международных аренах.
Этот документ предоставляет широкие возможности для обучения молодежи иностранным языкам путем внедрения передовых методов обучения и использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, коренного совершенствования системы подготовки владеющих иностранными языками специалистов, развития в сфере международного сотрудничества и диалога.
На основании постановления ученикам первых классов иностранный язык преподают по два часа в неделю. Для них на основе новых государственных образовательных стандартов и учебных программ составлены учебники английского, немецкого и французского языков.
Стоящая перед нами важнейшая задача – это поднятие системы образования на качественно новый уровень. В частности, необходимо организовать на предусмотренном постановлением уровне внедренную с 2013-2014 учебного года систему обучения иностранному языку, обеспечить контакт с семьями более 500 тысяч первоклассников, совершенствовать изучение иностранного языка в системе дошкольного, общеобразовательного и внешкольного образования. Вместе с тем, актуальными вопросами являются удовлетворение потребности в кадрах за счет молодых, квалифицированных специалистов, стимулирование труда и поддержка учителей иностранных языков.
Источник : uza.uz