02.04.2013

Высшее медицинское образование в Узбекистане – стремление к совершенствованию и высоким достижениям

За годы независимости в Республике Узбекистан в соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров, принятых в 1997 году, была проделана огромная по своим масштабам работа по реформированию всей системы образования, в том числе и кадровой инфраструктуры здравоохранения.

В частности, положения указанных нормативно-правовых актов, а также Указ Президента Республики Узбекистан №2107 от 1998 года, определивший этапы Государственной программы реформирования системы здравоохранения, позволили перевести рельсы высшего медицинского образования на международный стандарт – двухступенчатое высшее медицинское образование.

Так, при обучении на первой ступени образования - бакалавриате - все медицинские вузы были переориентированы на подготовку врачей общей практики (общего педиатра, общего гигиениста-эпидемиолога, общего стоматолога), которые могут работать в сельских врачебных пунктах, в семейных поликлиниках. Это позволило обеспечить квалифицированной медицинской помощью все население, в первую очередь сельское население страны. Вторая ступень медицинского образования – магистратура – предусматривает подготовку врачей по 46 узким специальностям (хирурги, кардиологи, офтальмологи, инфекционисты и другие), которые подготавливаются для работы во втором и специализированном звеньях здравоохранения, медицинских образовательных и научных учреждениях.

При этом чрезвычайно важная роль в улучшении качества медицинской помощи и становлении высококвалифицированного специалиста отводится вопросам повышения квалификации и переподготовки врачей.

Кроме того, ряд правительственных решений позволил существенно модернизировать материально-техническую базу образовательного процесса в вузах, улучшить жилищно-бытовые условия студентов, ввести новые и реконструировать функционирующие спортивные сооружения.

Одновременно продолжается внедрение новых педагогических технологий и инноваций, обязательными стали современные технические средства обучения с использованием информационных технологий. Ведущие медицинские вузы страны начали внедрять так называемое модульное обучение, основанное на решении клинических проблем в целом. Данная технология в мировой практике медицинского образования является одной из наиболее прогрессивных и способствует развитию логического самостоятельного мышления, что крайне необходимо развивать на этапе обучения будущего врача.

Также руководством страны инициировано принятие решений о повсеместном внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и повышении уровня знаний иностранных языков профессорско-преподавательского состава. Данные шаги представляются крайне важными, поскольку медицина признана одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, и зачастую те методы и направления, которые сегодня являются общепринятыми, завтра могут утратить свою актуальность.

В связи с этим учебные программы на всех этапах врачебного образования постоянно обновляются путем введения в образовательный процесс новых подходов в понимании причин и механизмов, диагностике и лечении болезней человека. Одним из важнейших современных требований является повсеместное внедрение стандартов и протоколов лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях как республиканского, областного, так и районного уровней. Указанные стандарты и протоколы разрабатываются силами ведущих медицинских образовательных и научных учреждений страны на основе так называемой доказательной медицины. Последняя подразумевает составление рекомендаций на основе анализа точных научных данных, размещаемых на интернет-ресурсах.

Следует отметить, что более 80 процентов интернет-ресурсов в сфере научной медицины составляют источники на английском языке. Полноценный подход к пользованию доказательной медициной, разработке стандартов и протоколов лечения, обновлению учебных программ и, в конечном итоге, расширению профессионального кругозора диктует необходимость знания английского языка, умения пользоваться научными интернет-данными.

Вместе с тем одной из отличительных особенностей медицинского образования является обязательное освоение практических (клинических) навыков «у постели больного» (ведение больных, участие в клинических обходах, операциях, манипуляциях и т.д.). В связи с этим обязательным условием качественной подготовки врачей является интеграция образования и производства, в данном случае медицинских вузов и клиник ведущих центров. То есть, медицинские вузы в качестве клинических баз используют ведущие медицинские учреждения. В обучении студентов задействованы не только педагоги вузов, но и научные работники и опытные врачи.

Как следствие, вышесказанное накладывает большую ответственность на профессорско-преподавательский состав медицинских вузов страны. Поэтому педагоги активно изучают и внедряют в учебные программы рекомендации международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Глобальный фонд и другие) и высокоэффективную практику ведущих зарубежных государств в сфере охраны здоровья матери и ребенка, борьбы с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, обеспечения эпидемиологического благополучия в стране и другие.

На международном симпозиуме «Здоровая мать – здоровый ребенок», проведенном в ноябре 2011 года в городе Ташкенте ВОЗ и другими международными структурами, было единодушно отмечено, что в Узбекистане построена уникальная модель здравоохранения с акцентом на охрану здоровья матери и ребенка. Так, в докладе руководителя Педиатрического центра Сеульского национального университета (Республика Корея) прозвучала высокая оценка достигнутым результатам в области педиатрии и международного сотрудничества в вопросах подготовки медицинских кадров.

Модернизация образования в медицинских вузах страны повысила привлекательность обучения в них, в том числе и для иностранных студентов. Примером тому Ташкентский педиатрический медицинский институт (ТашПМИ), который являясь одним из ведущих образовательных центров страны, имеет широкие двусторонние связи с ведущими университетами Республики Корея. В рамках программы сотрудничества более 100 специалистов ТашПМИ прошли стажировку и тренинги в медицинских центрах Самсунг, Енсейского университета и Сеульского национального университета.

По мнению главы Медицинского института Азии (Республика Корея) профессора Ким Бон Су, высказанному в статье корейской газеты «World Daily» от 21 января 2013 года , «высокий уровень медицинского образования в Узбекистане вызвал большой интерес у студентов корейских медицинских университетов для продолжения их обучения в Ташкентском педиатрическом медицинском институте (ТашПМИ)». При этом было отмечено, что «обучение в ТашПМИ отражает уникальный опыт узбекского медицинского образования, базирующегося на обучении студентов в малочисленных группах высокопрофессиональными специалистами, максимально приближая практические занятия «к постели больного».

Учитывая потенциал ТашПМИ, корейская сторона выразила заинтересованность в осуществлении подготовки врачей в ТашПМИ из числа граждан Республики Корея, получивших диплом бакалавра в корейских университетах. Начиная c 2007 года, в рамках узбекско-корейского сотрудничества по программе обучения корейских студентов по модульному типу интегрированного медицинского образования в ТашПМИ поступили 30 граждан Республики Корея. Разработанный профессорско-преподавательским составом ТашПМИ интегрированный четырехгодичный учебный план для обучения корейских студентов, который соответствует международным стандартам и позволяет получить необходимый объем теоретических знаний и практических навыков в области педиатрии, а также вклад Медицинского института Азии в модернизацию учебного процесса позволили достигнуть положительных результатов в реализации этой программы.

В 2012 году трое корейских студентов успешно завершили образование в ТашПМИ, прошли этап нострификации дипломов в Республике Корея и успешно сдали государственные тестовые экзамены на лицензию врача и право продолжить обучение по узкой специальности в клинической ординатуре в ведущих медицинских центрах Кореи. Данный результат рассматривается корейской стороной как высокое достижение, поскольку только 20-30 процентов всех выпускников университетов Республики Корея способны пройти государственные тестовые экзамены в первый год.

В вышеупомянутой статье корейской газеты «World Daily» автор приводит благодарственные слова выпускницы ТашПМИ Джанг Со Рянг, которая сказала, что «Узбекистан дал мне шанс стать врачом, и я считаю эту страну моей второй Родиной. В будущем после овладения медицинским опытом хотела бы внести свою лепту во внедрении современных высоких медицинских технологий в систему здравоохранения Узбекистана».

Важным достижением данной программы является успешное прохождение Со А Ёнг, студентки ТашПМИ последнего курса модульного обучения, всех трех этапов медицинских лицензионных экзаменов США (USMLE), что позволило ей получить право продолжить обучение в одном из ведущих медицинских университетов США по курсу клинической ординатуры. В связи с этим она направила письмо с благодарностью Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову за предоставленную ей возможность получить высшее медицинское образование в Узбекистане:

Уважаемый господин Президент!

Прежде всего позвольте мне выразить Вам искренние чувства благодарности за предоставленную возможность обучаться в Республике Узбекистан и пожелать Вам крепкого здоровья и успехов в Вашем нелегком труде.

В настоящее время я являюсь студенткой модульной группы 7-го курса Ташкентского педиатрического медицинского института. Обучение ведется согласно одобренной Вами программой обучения и в соответствии с Договором о сотрудничестве между Ташкентским педиатрическим медицинским институтом и Медицинским институтом Азии (Южная Корея).

Я с детства мечтала получить медицинское образование, и эту возможность получила в Республике Узбекистан. Вместе с тем, опираясь на полученные здесь знания, я успешно прошла все три этапа тестов на компетентность работы в системе здравоохранения США. Этим я хочу подчеркнуть, что уровень высшего медицинского образования, получаемого в Республике Узбекистан, не уступает международным стандартам. И я уверена, что это благодаря Вашим усилиям и личному вниманию к подрастающему поколению.

Пользуясь случаем, разрешите поздравить Вас с 20-летием установления дружбы и сотрудничества между нашими странами и пожелать Вам крепкого здоровья и успехов в личной жизни!

С чувством глубокого уважения Со А Енг.

Полученные в Узбекистане корейскими студентами знания и профессиональные качества, признание диплома ТашПМИ в Республике Корея и США свидетельствуют о высоком уровне образования, созданном в нашей стране в результате реализации Национальной программы по подготовке кадров. С учетом этого корейская сторона выразила заинтересованность в расширении практики получения гражданами Республики Корея медицинского образования в медицинских вузах Республики Узбекистан, в связи с чем модульное обучение корейских студентов планируется также осуществлять в Самаркандском государственном медицинском институте.


Источник:  http://uza.uz