12.12.2012

Мобильники у детей: быть или не быть?

Без сотовых телефонов мы уже давно не представляем свою жизнь. Они стали неотъемлемой частью всего человечества, помогая ускорить и качественно улучшить общение между людьми, предоставляя множество развлечений, включая доступ ко всемирной паутине – и в этом их преимущество перед чудесами современной бытовой техники.

Однако проблемы есть и они очевидны – активное пользование мобильниками в повседневной жизни, приводит к тому, что молодежь становится телефономанами, то есть зависимыми от сотовых. Это разумеется, приводит к нарушению образовательного процесса. Дети, занятые изучением программ, песен, картинок, отправляющие SMS и MMS – учебными предметами уже не интересуются. А поскольку на большинстве уроков ребенку, как правило не интересно сидеть то, и получается, что телефон — замена скучным зазубриванием формул и стихов. Причем надо признать, что эта замена и вправду очень интересная и многофункциональная, бороться с которой бессмысленно.

Учитывая актуальность проблемы, 21 мая 2012 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за №139 «О мерах по упорядочению пользования мобильными телефонами в образовательных учреждениях Республики Узбекистан» использование сотовых телефонов во время учебного процесса запрещено! О том, как исполняется этот нормативный акт, рассказала заместитель директора по духовно-воспитательной части школы №2 города Ферганы Лариса Васильевна Зубарева.

- «Подарить» детей мобильнику мы не имеем права, — говорит педагог. – Однако в то же время родители купившие своему чаду телефон хотят постоянно контролировать его передвижение, сообщать своему ребенку какие-то срочные семейные новости, да и попросту напомнить ему, чтобы не забыл одеть шапку. Многие дети пользуются телефоном со знанием дела – они скачивают документальные фильмы, книги, заходят на виртуальные энциклопедии – пополняя этим свои знания.

Но на учебных занятиях в нашей школе, вот уже несколько лет, еще задолго до выхода Постановления Кабинета Министров действует строгое правило «классного телефона». В начале учебного года все родители собираются и приобретают один довольно-таки простой мобильник, по которому во время перемены мамы и папы могут позвонить и поговорить со своими детьми. А свои телефоны ученики до окончания уроков оставляют у меня – как у своей классной руководительницы.

Такой опыт 2-ой школы сподвиг меня на изучение состояния дел в других учебных заведениях Ферганы. И здесь меня ждал печальный «сюрприз» — в большинстве случаев школы и колледжи относились к этой проблеме равнодушно. Им приказали сверху собрать подписи, о том, что ученики осведомлены о новом постановлении Кабинета Министров, списки подписей сданы – все! Дело, как говорится в шляпе…

Мнение учащихся

Но проблема-то остается! И с вопросом как ее можно решить я обратился к самим пользователям сотовых – учащимся колледжей и лицеев Ферганы. Просмотрев списки учеников Ферганского колледжа промышленности и обслуживания, поставивших подписи согласно упомянутому выше «обычаю», я предложил им высказать свое мнение по этому вопросу. После ленивого обсуждения ребята стали защищать мобильники признавая, что они пользуются аппаратами и это никому не мешает. Но после отрезвляющих слов их куратора Лили Сергеевны Абибуллаевой дети стали предлагать свои идеи. Фантазии у колледжеистов хватило только предложить отбирать телефоны, создав дежурные бригады, штрафовать тех, кто пользуется мобильниками. Но при этом сами признавали, что будут против таких правил и постараются этому противодействовать…

Более конструктивный диалог прошел с учащимися третьего академического лицея при ФерПИ. Здесь ребята тоже защищали сотовые, но хотя бы признавали, что он мешает процессу обучению. Шохжахон Раимжанов и Абдурахим Турсуналиев из 211-й группы предложили сдавать телефоны на манер государственных учреждений – складывая их в специальный ящик с именными ячейками, который будет хранится у классного руководителя. Тех, кто не сдал аппараты будут обыскивать дежурные. Девочки выступили категорически против этой идеи, но альтернативу никто так и не предложил.

Ярмазарский опыт: телефонам быть! Но…

В одном из престижных лицеев города – Ярмазарском, где пользование телефонами действительно почти свели на нет – решение проблемы видели не в силовом воздействии, а моральном. Второкурсник Ислом Рахимов предложил брать на поруку, тех учащихся кто, несмотря на запрет все равно приходит в лицей с сотовым. «Я постараюсь убедить его, что ему нужно получать знания, больше учиться и не пользоваться мобильником во время уроков» — говорит активист группы. Большинство ребят также были за эту идею, считая, что моральное давление на ученика и его родителей сможет поменять ситуацию. Лишь Дильнавоз Ахмадалиева предложила обыскивать учащихся металлоискателем и изымать мобильники, возвращая их исключительно родителям на соответствующем собрании.

- Наши дети очень быстро развиваются и овладевают современной техникой намного быстрее нас, и мы ни в коем случае не должны этому препятствовать! – считает директор Ярмазарского академического лицея Офтобхон Шамсутдинова. – Наша стратегия воспитания исходит в первую очередь из доверия к учащимся, и если они это чувствуют, то начинают понимать и свою ответственность. Разумеется, параллельно мы проводим работу с родителями, и те в свою очередь активно влияют на детей. Что касается идеи создать «классный телефон» то здесь, несомненно, есть и минусы – например, как быть, если позвонят сразу несколько родителей, что делать, если классный руководитель временно отсутствует в школе, а звонок срочный? Да и потом, дети просто не будут развиваться, если мы запретим телефоны, планшеты и др.

Надо стараться сделать так, чтобы заинтересовать детей профессией, обучением, это касается в первую очередь таких образовательных учреждений, где эта проблема стоит наиболее остро. Очень многое зависит от качества образования, от способности заинтересовать учащихся. Даже очень жесткий запрет не поможет — прежде необходимо дать инициативу (в сфере образования) им в руки, и только после этого требовать от них правильных действий. Есть дети с которыми трудно работать, они не интересуются уроками или той профессией, которой обучается в колледже. И чаще всего это происходит из-за неправильной профессиональной ориентации. Спрашивается, а зачем делать из хорошего спортсмена нефтяника, и наоборот? Конечно, такой ребенок не будет заинтересован чертежами буровых установок! Его будет больше привлекать телефон, в котором он найдет и любимую игру, и общение с единомышленниками, и прочие развлечения. С такими учащимися мы работаем самым тщательным образом, направляем их в те спортивные секции или научные кружки, где им будет действительно интересно и они смогут там себя реализовать. К сожалению, в других образовательных учреждениях такая работа чаще всего проходит лишь на бумаге.

Телефономания

Разумеется, советы педагогов и предложения учеников очень полезны для всех кто хочет получить хорошее образование, и использовать телефон только по мере надобности, а не как замену учебному процессу. Но существует еще одна, не менее актуальная проблема, которая неоднократно поднималась в зарубежных СМИ – проблема зависимости от сотовых, так называемая телефономания. Более подробно о ней нам рассказала специалист, ежедневно сталкивающаяся с этим вопросом.

- Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом общается живой речью, но по телефону или через смски становится красноречивым и болтливым – это один из первых признаков что ваше чадо становится телефономаном, — говорит психолог ферганского Центра Поддержки гражданских инициатив, преподаватель ФерГУ Нафиса Усманходжаева. – Постоянное ношение с собой мобильника еще ни о чем не говорит – сейчас так ведут себя большинство людей. Однако если вы замечаете что дитя не выпускает из рук «сотку» и в ванной, и в постели, а обычные детские игры всегда проходят с участием этого аппарата – надо бить в набат. Современные психологи выдвинули несколько признаков больного телефономанией, постарайтесь обратить на это внимание и срочно предпринять меры. Данная проблема касается и взрослых тоже!

- Общаться по сотовому легче, чем без него, «вживую». Общаясь с одноклассниками, одногруппниками, или друзьями, телефономаны не могут связать двух слов или говорят всё что-то не то и как-то не так, а позже, набрав номер кого-то из них, не могут остановиться. Такие люди часами висят на телефоне, общаясь с соседкой, живущей двумя этажами ниже, терроризируют своих родных частыми звонками по каждому пустяку.

- Отсутствие мобильного телефона вызывает огромный дискомфорт. Если телефономан забыл или потерял телефон, этот человек не будет находить себе места. Он будет чувствовать себя ущербным, оторванным от мира, лишенным всех радостей жизни. Возможны даже приступы агрессии.

- Постоянное ожидание звонка. Человек, страдающий телефонной зависимостью, постоянно находится в тревожном ожидании. Он повсюду берет телефон с собой: в душ, в постель и в туалет. Если долго нет звонков или SMS, такой человек начинает нервничать, периодически подходить к телефону и с надеждой всматриваться в темный экран: «А, вдруг, я просто не услышал?».

- Любую свободную минуту хочется потратить на SMSку. Еще один вариант подмены живого общения. Такие люди, как правило, постоянно строчат кому-то письма, даже если позвонить и дешевле, и проще.

- Стремление закачать в свой телефон всё самое свежее. Такие люди проводят часы в поисках новых программ, рингтонов, картинок и заставок для своего ненаглядного телефона. У них, как правило, почти всегда включен Bluetooth или Интернет.

- На услуги связи тратятся большие деньги. Очень часто люди, страдающие телефономанией, тратят на услуги своего мобильного оператора достаточно большую сумму в месяц. Причем абсолютно неважно, какой телефономану подключить тариф, расходы уменьшаться не будут. Будь он даже самым экономичным, деньгам всегда найдется применение – звонок, SMS, картинка, мелодия, игра или видео.

- Частая смена телефонных аппаратов. Зачастую зависимые от мобильного люди меняют телефоны как перчатки. Главное для них – «навороченность» их мобильного друга. Самое интересное, что зачастую телефономаны не используют и половины тех возможностей, которые есть в телефоне. Не успев, как следует изучить один мобильник, они уже думают о новом. Причем следующий телефон, на который нацеливается телефономан, дороже и сложнее предыдущего. Такое поведение психологи называют гаджет-аддикцией.

-Хочется постоянно держать телефон на виду. Как правило, люди, находящиеся в зависимости от мобильного телефона, постоянно держат его в руках, демонстрируют коллегам и друзьям фотографии и видео, которые сняли с его помощью, игры и мелодии, которые недавно закачали. Даже если телефон нужно убрать, рука телефономана не поднимется положить его в сумку. Трубка будет висеть на шее или лежать в кармане, как говориться, поближе к телу.

- Нежелание отдавать мобильный телефон в чужие руки. Некоторые страдающие телефономанией с недоверием и опасением относятся к людям, которые просят посмотреть их мобильного красавца. В лучшем случае они покажут телефон из своих рук. В худшем – можно стать свидетелем неадекватного поведения и необоснованной агрессии. Чаще всего, телефоны таких телефономанов превращены в произведения искусства при помощи страз, наклеек и т.д., имеют несколько разноцветных панелек, множество чехлов и шнурочков, на них болтаются всякие фенечки.

- Наличие нескольких SIM–карт и телефонов. Очень часто телефономану мало просторов одной сети, и он расширяет свои владения, приобретая SIM-ки других операторов. Причем, обычно покупка новых симок не продиктована никакой выгодой. Целью зависимого является лишь обладание ими. Но главное – это то, что для каждой SIM-карты есть свой телефон, и он постоянно на связи, постоянно с собой.

Если вы нашли у себя или своего ребенка хотя бы три симптома, рекомендую оратить внимание на простейшие методы профилактики этой зависимости.

А их обычно подразделяют на три категории: «Непривязанные» – люди, которые спокойно живут и с телефоном и без, для них мобильник – средство связи и не более того.

«Протезированные» — испытывают беспокойство при отсутствии телефона, но, в принципе, могут обойтись и без него.

«Киборги» — не мыслят себя без трубки в руке, мобильники практически вросли в их ладони.

Чтобы не стать «киборгом», нужно научиться контролировать время, потраченное на телефон. Вот нехитрые советы, как это сделать.

Постарайтесь, использовать правило «10 минут», именно столько времени хватает чтобы обсудить какую-либо проблему.

Постепенно сокращайте количество СМС каждый день. В идеале вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.

Дистанцироваться от мобильника на время. Кладите телефон в определенное место и постарайтесь не носить его за собой дома в течении двух часов, затем постепенно увеличивая «время разлуки». Если пока это трудно, хотя бы ночью оставьте его в одиночестве и не кладите под подушку.

При этом необходимо оставлять телефон дома, когда идете за почтой, выносить мусор или гулять с собакой. С вашей семьей за это время ничего не случится, а у вас не будет лишнего повода сделать очередной ненужный звонок или отправить SMS.

Установите лимит средств, которые вы можете потратить на общение по телефону. Удобно подключиться к пакетному тарифу с абонентской платой.

Замените «навороченный» аппарат на простенький, с обычными функциями. и походите с ним неделю – другую. Возможно, вы будете ощущать что-то типа ломки, и у вас появится ощущение информационного вакуума. Не сдавайтесь. Такое состояние поможет преодолеть чтение. Читателям «Даракчи» советую купить какую-нибудь интересную книгу и читать её в тех ситуациях, в которых раньше играли в телефонные игры, листали странички Интернета или отправляли бессмысленные SMS.

Отключите телефон на сутки. Это самый радикальный, но, пожалуй, самый действенный метод. Увидите, сколько появится свободного времени. Постарайтесь провести его с пользой: почитайте, сходите в гости, в кино или в театр, погуляйте с ребенком или с домашними животными. Если вы выдержите, значит, всё еще поправимо.


Источник:  http://www.12news.uz