Выступление вице-президента Всемирного банка и международной финансовой корпорации Джанамитры Девана
Ваше Превосходительство, господин Президент Ислам Каримов!
Уважаемые гости, дамы и господа!
Мне приятно присоединиться сегодня к вам и дополнить обсуждения в ходе этой важной конференции мнением группы Всемирного банка.
Сегодня я с удовольствием выслушаю мнения всех докладчиков, представляющих правительственные и академические круги.
Многочисленные мнения и выводы экспертов будут способствовать выработке наиболее эффективных путей укрепления экономики и содействию долгосрочному процветанию страны.
Мы отдаем должное устойчивому экономическому росту Узбекистана и его достижениям в социально-экономическом развитии за прошедший 21 год, особенно мы хотели бы по достоинству оценить способность Узбекистана удерживать высокий уровень роста в период глобального финансово-экономического кризиса.
Группа Всемирного банка – то есть банк и наше подразделение по вопросам частного сектора, Международная финансовая корпорация, а также другие соответствующие институты – рада выступать в качестве надежного партнера народа Узбекистана для оказания содействия в экономическом развитии.
В ходе работы с государственным и частным сектором мы стремимся предложить не только наши программы кредитования, но также техническую экспертизу и доступный нам передовой международный опыт.
Сегодня я хотел бы остановиться на трех основных моментах.
Во-первых: центральным элементом экономической экосистемы каждой страны являются малые, средние и микропредприятия – так называемые ММСП.
Их инновационные возможности и способность роста являются принципиальным условием формирования конкурентоспособности – способности создавать продукты высокого качества, которые могут конкурировать с товарами из других стран и завоевывать большую долю на мировом рынке.
Это неотъемлемый фактор позиционирования отраслей экономики каждой страны в условиях международной конкуренции.
Во-вторых: вокруг конкурентных промышленных экосистем и развития частного сектора формируется новая парадигма, предусматривающая более тесное партнерство между частным и государственным секторами и ориентированная на конкурентоспособность.
Мы должны поощрять этот новый подход, но при этом сохранять осмотрительность.
Этот подход должен позволять предпринимателям и малым предприятиям сохранять свою гибкость для генерирования новых идей и создания новых возможностей.
В-третьих: новый подход к содействию конкурентоспособности требует от нас, лиц, принимающих политические решения, концентрации на широком спектре задач – не ставить во главу угла только вопросы финансового капитала и промышленных ресурсов, а уделять внимание также человеческим ресурсам, нормам поведения и корпоративному управлению.
Если мы хотим достичь положительных результатов, наш подход к развитию частного сектора должен носить целостный характер – быть ориентированным на конкурентоспособность, но сохранять нацеленность на вовлеченность и расширенные возможности.
Позвольте мне, в свою очередь, рассмотреть подробнее каждую из этих трех идей.
Во-первых: давайте рассмотрим ту основополагающую роль, которую играют в экономике малые, средние и микропредприятия.
В развивающихся странах мира вклад формального сектора малых и микропредприятий в трудоустройство составляет до 45 процентов, а в ВВП – до 33 процентов.
Что касается Узбекистана, то согласно последним официальным статистическим данным, на долю сферы малого бизнеса и частного предпринимательства приходится почти три четверти занятого населения, которая производит более половины ВВП страны.
В период с 2000 по 2010 годы вклад сферы малого бизнеса и частного предпринимательства в валовой внутренний продукт вырос от одной трети до более чем половины. Речь идет о примерно 460 000 предприятий, на которых занято 8,6 миллиона людей – это удвоенное количество занятых в течение десяти лет.
Малые и частные предприятия как в формальном, так и неформальном секторе, являются невоспетыми героями роста. Они являются экономическими посредниками, связывающими национальную экономику с более крупными цепочками создания добавленной стоимости (обеспечение сырьевыми материалами, комплектующими и специализированными услугами).
Малые и средние предприятия хорошо зарекомендовали себя в качестве важной движущей силы инноваций и обеспечения занятости.
Тем не менее, несмотря на важную роль малого бизнеса и частного предпринимательства и важные шаги, предпринимаемые государствами для стимулирования их кредитования, остается еще ряд проблем.
Например, малые и средние предприятия часто не получают финансирования, поддержки или признания, которые необходимы им для процветания.
В мировых масштабах в странах с переходной экономикой от 45 до 55 процентов официально созданных МСП не имеют доступа к формальным институциональным займам или овердрафтам.
Такой разрыв в финансировании может нанести серьезный ущерб национальным экономикам в целом. Ведущие экономисты призывают нас правильно оценивать глубину этого ущерба, возникающего вследствие неправильного распределения капитала из-за ограничений в кредитовании.
Поэтому поиск эффективных путей поддержки микро-, малых и средних предприятий, несомненно, играет ключевую роль в обеспечении экономического роста.
Однако важно гарантировать устойчивость роста кредитования на основе адекватной оценки кредитоспособности фирм и экономической жизнеспособности их проектов.
Важную роль играет также развитие адекватных финансовых инструментов с целью обеспечения удовлетворения потребностей в кредитовании не только для крупных, зарекомендовавших себя на рынке фирм, но и для молодых, динамичных, малых, средних и микропредприятий.
Во-вторых: я предлагаю рассмотреть новую парадигму конкурентных промышленных экосистем и развития частного сектора – подход, направленный на поиск соответствующего баланса между инициативами частного и поддержкой государственного сектора.
Согласно недавно принятым указам Президента Узбекистана определена необходимость оказания поддержки развитию предприятий как необходимого условия для обеспечения роста экспорта, конкурентоспособности и диверсификации экономики страны. Малые и микропредприятия будут играть важную роль для достижения этих целей.
В течение многих лет, работая как с государственным, так и с частным сектором, я наблюдал, как стратегические промышленные программы, ориентированные на целевые инвестиции в конкретные секторы, могут выводить миллионы людей из бедности и создавать для них рабочие места.
Стратегии этого типа успешно продвигались в разных странах мира.
Различные страны использовали разные модели, адаптируя стратегии с учетом конкретных экономических условий. Но все государства, которые достигли процветания, выполняли эту работу путем создания промышленных экосистем, в которых могут процветать конкретные секторы.
Например, Сингапур имеет ограниченные природные ресурсы, но он создал процветающую промышленную экосистему, опирающуюся на судоходство, нефтепереработку и финансы.
Южная Корея, которая была разрушена в результате гражданской войны, стала одним из наиболее развитых государств мира, сконцентрировав усилия на информационных технологиях и современной электронике.
Малайзия достигла процветания, направив инвестиции в секторы тяжелой промышленности, в частности, электрооборудование.
В последние годы Китай продвигал другую модель развития, опирающуюся на производство. Активная государственная поддержка была направлена на создание основ устойчивого экономического роста и новых рабочих мест.
В экономически развитых странах налажено расширенное партнерство между государственным и частным секторами.
Даже в Соединенных Штатах Америки, где участие государственного сектора традиционно находится под влиянием менталитета свободного рынка, целевая государственная поддержка частных предприятий играла решающую роль в обеспечении инноваций и роста.
Индустрия Силиконовой долины получила важную поддержку благодаря спросу со стороны государственного сектора. Даже интернет, который внес огромный вклад в трансформацию глобальной экономики, зародился благодаря активному финансированию военных научно-исследовательских программ.
Каждая страна принимает свою собственную модель развития.
Тем не менее истории успеха современных экономик имеют важный общий момент – адресный подход к инвестициям в конкретные секторы и создание экосистем, которые объединяют отрасли промышленности, авторов инноваций и инвестиции.
Не стоит особенно удивляться тому, что, столкнувшись с сегодняшним глобальным экономическим спадом, правительства все больше переходят к прямому сотрудничеству с частным сектором.
Последние два года во Всемирном банке шло критическое изучение и постепенная эволюция наших представлений о конкурентоспособности.
Наш подход заключается в том, чтобы помочь странам-клиентам в принятии всесторонне просчитанных решений для стимулирования устойчивого экономического роста, основанного на развитии отраслей.
Ключевым элементом этой новой парадигмы является в буквальном смысле конкурентоспособность, которая должна находиться в тесном контакте с требованиями рынка.
Лица, принимающие политические решения, и руководители отраслей промышленности должны избегать повторения ошибок, которые часто имели место при жестких подходах при планировании «сверху-вниз».
Напротив, создание условий, которые делают отрасль конкурентоспособной на мировом рынке, требует постоянной корректировки ее деятельности с учетом изменяющихся требований рынка.
Может быть, более тесное сотрудничество между государственным и частным сектором представляется приемлемым, однако высшие должностные лица должны внедрять соответствующие подходы на основе мер политики с осмотрительностью. Не существует единого универсального набора мер политики.
Каждой стране предстоит определить собственный баланс между государственной и рыночной системами.
Даже если мы и разрабатываем этот новый прагматичный подход, усиливающееся равновесие между частным и государственным интересами должно основываться на критериях, определяемых рынком.
Сильное и прочное партнерство государственного сектора, частного сектора и партнеров по развитию может стать полезным инструментом реализации экономического роста. При этом важную роль играет чувствительность к запросам рынка, что требует от предприятий готовности реагировать на требования рынка в режиме реального времени.
Еще одной важной составляющей конкурентоспособности является наличие рабочей силы, обладающей навыками, необходимыми для развития конкурентоспособных отраслей, особенно в производствах с высокой добавленной стоимостью.
Узбекистан обладает молодой рабочей силой, которая сама по себе представляет важный ресурс. Реформы в сфере образования способствовали повышению навыков молодежи. В будущем первостепенной задачей станет обеспечение возможности реагирования сектора образования на потребности рынка.
В-третьих: давайте мы, как лица, принимающие политические решения, взвесим требования, которые вытекают из новой парадигмы.
Успешное развитие частного сектора является, вполне возможно, краеугольным камнем работы по устойчивому снижению уровня бедности. Только частный сектор, восприимчивый к сигналам рынка и стимулируемый реальностью в виде потерь и прибылей, может создавать рабочие места и доходы, которые будут устойчивыми в долгосрочной перспективе.
В ходе повседневной практической реализации бизнес-модели для развития частного сектора нужно нечто большее, чем просто обширные реформы мер политики.
Требованием новой парадигмы развития является комбинирование мер политики на макроуровне и соображений на микроуровне в рамках программного подхода к развитию частного сектора.
Благодаря опыту работы во многих странах, мы усвоили, что каждый аспект экономической экосистемы должен быть последовательно изучен и, если необходимо, откалиброван заново.
Некоторые факторы, которые вносят вклад в устойчивый экономический рост, носят структурный характер, другие – поведенческий.
С точки зрения структурных факторов экономически успешные страны признают, что регулятивная среда должна обеспечивать баланс, защищая общественные блага, не возлагая при этом чрезмерной нагрузки на частные предприятия.
Инвестиции в динамичную и модернизированную инфраструктуру наряду с образованием и обучением для развития навыков создают «общественные блага», которые приносят неоценимую пользу для производительности в долгосрочном плане.
Для доступа к финансам необходимы жизнеспособная банковская система и устойчивые рынки капитала. Для технологических инноваций требуется прагматичное патентное законодательство.
Для обеспечения конкурентоспособности экспорта необходима отлаженная система национальной инфраструктуры качества.
Мировой опыт показывает, что большое значение имеют вопросы валютной и денежной политики, которая содействует привлечению иностранных инвестиций.
Аналогичным образом, взвешенное присутствие государства для обеспечения единых правил игры повышает уверенность в деловой среде.
С точки зрения поведенческих факторов страны, достигшие успеха, признают, что для создания доверия важную роль играет прозрачность, и ничто так не разрушает доверие общественности и инвесторов, как коррупция.
Инклюзивные меры политики и нейтральная в гендерном отношении поддержка наделяют работников правами и способствуют обеспечению максимальной производительности человеческого капитала страны.
В Узбекистане, где уже предпринимаются значительные усилия, ведется поиск ответов на многие вопросы.
Некоторые аналитические оценки сохраняющихся вызовов отражены в индикаторах ежегодного доклада Всемирного банка под названием «Ведение бизнеса», который содержит пострановой обзор условий, лежащих в основе конкурентоспособности.
Доклад «Ведение бизнеса» публикуется отделом частного сектора Всемирного банка, который я курирую, и мы ведем конструктивный и постоянный диалог с вашим правительством по вопросам того, как необходимо интерпретировать данные.
Мы отдаем должное важным шагам, которые предпринимает правительство Узбекистана во многих областях.
Например, недавно принятые указы Президента Узбекистана определяют направления развития бизнес-среды для достижения международных стандартов.
Мы надеемся, что в будущем эти шаги принесут весомые результаты.
Многие из этих шагов были поддержаны подразделением консультационных услуг Международной финансовой корпорации, включая такие направления, как лизинг, инспектирование бизнеса, регистрация предприятий, разрешения и лицензирование, налоговое администрирование, отчетность и процедуры добровольной ликвидации.
Реформы представляют собой ответ на стремление правительства Узбекистана активно проводить в жизнь экономическую диверсификацию в качестве основы устойчивого роста. Это станет основой для поддержки усилий республики достичь статуса страны со средним уровнем доходов в верхней группе стран.
Кроме того, ведется работа и в других направлениях, например, по расширению операций кредитных бюро и усилению потенциала реестров залогового обеспечения.
В рамках своей деятельности в Узбекистане группа Всемирного банка оказывает техническую поддержку с целью совершенствования бизнес-климата во многих сферах, в том числе по разрешениям на строительство, регистрации земельных участков и кредитованию под обеспечение.
Кроме того, в финансовом секторе Всемирный банк оказывает техническую поддержку по укреплению банковского и страхового надзора и регулирования.Банк также предоставлял рекомендации по усилению общей концепции доступа к финансам, в частности, в сфере сделок с обеспечением.
В настоящее время выполняется целый ряд интересных программ.
Мы прогнозируем, что в Узбекистане есть все условия для роста возможностей и что значимость малых и частных предприятий, безусловно, будет только возрастать.
Группа Всемирного банка готова поддерживать конструктивное партнерство с Узбекистаном, помогать формировать деловую среду, которая обеспечит дальнейшее развитие сферы малого бизнеса и частного предпринимательства и в целом экономики страны.
Мне приятно находиться здесь сегодня, и я благодарю вас за возможность внести свой вклад в эти обсуждения. Я буду рад ознакомиться с идеями на пленарной сессии и участвовать в обсуждениях на долгосрочной основе.
Большое спасибо.
Источник: http://uza.uz