29.08.2012

Система образования Узбекистана: еще одно высокое признание

Когда речь заходит об успехах и достигнутых нашей страной за годы независимости рубежах, в первую очередь называют общенациональные программы, реализуемые в важнейших сферах, в том числе образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, и их весомые практические результаты. И это закономерно, ведь прогресс любого народа, государства и общества зависит прежде всего от степени внимания к человеческому капиталу, интересам и развитию личности и устремлений во имя этих благородных целей. Это подтверждает и тот факт, что данные проблемы в качестве приоритетных направлений включены в Цели развития тысячелетия самой авторитетной организации мира – Организации Объединенных Наций.

С первых дней независимости Узбекистан определил своими высшими ценностями человека, его права и интересы и закрепил это законодательно в Конституции нашего государства. На этой правовой основе за прошедшие годы были осуществлены широкомасштабные преобразования и реформы, главной целью которых является обеспечение интересов человека. Президент Узбекистана Ислам Каримов говорил об этом в своей речи на пленарном заседании высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по Целям развития тысячелетия и в других своих выступлениях, широко разъяснил суть и значение принятых в этом направлении стратегических программ, рассчитанных на ближайшие годы и долгосрочную перспективу.

Благодаря своевременно разработанным и последовательно внедряемым в жизнь общенациональным и долгосрочным программам, практически не имеющим аналогов в мире, в нашей стране сформирована национальная эффективная модель образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, развития детского спорта, поддержки молодых талантов.

Самое главное заключается в том, что каждая из этих программ, являясь неразрывной составной частью концепции строительства нового демократического общества, играет важную роль в построении нашего великого будущего. Отрадно, что они становятся реальной ценностью нашей повседневной жизни, основой новой жизни и мировоззрения. Подтверждением служит тот факт, что сегодня конкретные результаты проводимой в этом направлении работы находят отражение в жизни каждого нашего соотечественника, их сознание, мышление, духовный мир благодаря этому преображаются и обогащаются.

Говоря об этом, следует упомянуть о международных конференциях «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: Здоровая мать – здоровый ребенок» и «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», которые прошли в столичном Дворце симпозиумов в ноябре прошлого и феврале нынешнего года. В частности, в международном форуме, посвященном образованию, участвовали 270 представителей восьми авторитетных международных организаций и 48 государств. Все они ознакомились с проводимой в нашей стране работой в рамках Национальной программы по подготовке кадров, Общенациональной государственной Программы развития школьного образования, посетили школы, академические лицеи и профессиональные колледжи, высшие учебные заведения, дали высокую оценку эффективной модели образования в Узбекистане и пришли к заключению, что накопленный в этом направлении уникальный опыт Узбекистана можно рекомендовать другим странам в качестве образца.

Следует отметить, что география подобных признаний в последние годы расширяется и они находят отражение и в научно-практических исследованиях, международных аналитических документах. Это можно видеть на примере недавно опубликованных известной медиа-компанией «CNN» сравнительных оценок систем образования США, Узбекистана и ряда других стран мира. Заслуживает внимания тот факт, что эти данные были подготовлены авторитетной международной бизнес-школой «Insead» (Франция) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и основаны на обнародованном 3 июля нынешнего года аналитическом докладе «Глобальный индекс инноваций 2012 года».

Необходимо подчеркнуть, что это исследование включает в себя 80 показателей инновационного развития стран мира. В 2012 году исследование охватило 141 страну, которая в совокупности производит 99,4 процента ВВП и где проживает 94,9 процента населения планеты.

По мнению авторов доклада, успешное развитие экономики той или иной страны зависит от наличия инновационного потенциала и условий для его реализации. При этом индекс инноваций рассчитывается как сумма оценок двух групп показателей. В первую группу входят наличие ресурсов и условий для реализации инноваций (институты; человеческий капитал и исследования; инфраструктура; развитие внутреннего рынка и бизнеса). Ко второй группе относятся практические результаты реализации инноваций (развитие знаний о технологиях и экономике; результаты креативной деятельности). Итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Отрадно, что Узбекистан по инновационным показателям в сфере образования в рейтинге с 75,38 балла занимает второе место в мире. На первом месте с 75,70 балла – Ирландия. Дания, Новая Зеландия, Исландия, Бельгия и другие страны из числа развитых стран Европы, а также государства других континентов занимают в этом рейтинге последующие места.

Саудовская Аравия, располагающая огромными финансовыми ресурсами, с 65,49 балла занимает 15-е место, а самые могущественные государства мира – США занимает 31-е место (61,34 балла), Китай – 67-е место (52,23 балла). Беларусь с 60,55 балла – на 36-м месте, Россия с 55,18 балла – 55-м месте.

Другие постсоветские республики находятся в нижних строках рейтинга: Казахстан – 69-е место, Кыргызстан – 72-е место, Армения – 85-е место, Грузия – 87-е место, Азербайджан – 89-е место, Таджикистан – 107-е место.

Согласно исследованиям, по ряду показателей развития системы образования Узбекистан превосходит многие страны мира. В частности, аналитические данные свидетельствуют, что показатели Узбекистана, касающиеся развития сферы образования страны, затрат государства на нее, расходов на капитальное строительство и обновление школ, числа учителей в процентном соотношении к числу учащихся, числа выпускников в области точных наук и инженерного дела, средней оценки учащихся по GMAT (стандартизированный тест для определения способностей успешно обучаться в бизнес-школах) и другие, очень высоки.

В исследовании подробно изложены основные критерии и факторы достижений Узбекистана в этой сфере. Особо отмечено, что сильнейшими сторонами социально-экономического развития и инновационного потенциала Узбекистана являются инвестиции в человеческий капитал, исследования, объем государственных затрат на развитие образования и в целом состояние системы образования.

В связи с этим уместно напомнить высказывание Президента Ислама Каримова: «Не секрет, что XXI век – это век, в котором главенствуют интеллектуальные ценности. Именно поэтому, если каждое государство и общество вовремя не осознают эту истину и необходимость стремления к освоению новых знаний, наращиванию интеллектуального потенциала, если эти критерии не станут смыслом их повседневной жизни, то это общество неизбежно останется за рамками мирового прогресса».

Следует подчеркнуть, что наш народ, в недалеком прошлом действительно отстававший от общечеловеческого развития, сделал правильные выводы из этого горького опыта и, определив своей приоритетной задачей стремление к науке и просветительству, интеллектуальному развитию, воспитание гармонично развитой, ничем и никому не уступающей молодежи, добился в этом направлении весомых практических результатов. Благодаря этому сегодня Узбекистан выходит на передовые позиции мирового развития. Это ярко подтверждают и результаты данного рейтинга.


Источник:  http://uza.uz