31.05.2012

Миссия МВФ: Узбекистану необходимо принять меры по снижению инфляции

мвф2.jpgПо итогам визита сотрудников Международного валютного фонда в Узбекистан с 21 по 25 мая 2012 года специалистами МВФ подготовлена Памятная записка.


Цель миссии сотрудников МВФ - рассмотрение текущей экономической ситуации, обновление макроэкономического прогноза на краткосрочную перспективу и обсуждение планов официальных органов в отношении экономической политики. Кроме того, миссия ознакомилась с точкой зрения властей по вопросам, которые будут находиться в центре внимания при проведении консультаций 2012 года.

Экономика Узбекистана проявила устойчивость к глобальному финансовому кризису, говорится в сводке МВФ. Высокий запас прочности во внешнеэкономической и бюджетной сферах, низкая подверженность рискам глобальных финансовых рынков, повысившиеся цены на большинство экспортируемых Узбекистаном биржевых товаров (золото, медь и газ), возобновившийся экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана, и сохраняющиеся государственные инвестиции, защитили экономику от последствий глобального кризиса.

В первом квартале 2012 года сохранились высокие темпы экономического роста. Под влиянием политики стимулирования спроса темпы роста ВВП, согласно отчетности, в 2011 году составили 8,3 процента, а в первом квартале 2012 года - 7,5 процента.

Основными движущими силами роста стали услуги, транспорт и связь, а также торговля. Внешние позиции остаются прочными и опираются на высокие темпы роста экспорта и повышение притока денежных переводов. Произошел рост импорта, что главным образом объясняется значительным импортом инвестиционных товаров в рамках реализуемой Правительством программы модернизации промышленности.


Происходившее в последнее время снижение мировых цен на продовольствие не оказало влияния на темпы
инфляции в Узбекистане. Сохранение политики стимулирования спроса, ослабление курса национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности и повышение регулируемых цен привели к тому, что инфляция в годовом исчислении держалась на уровне около 13 процентов согласно альтернативной методологии.

Результаты исполнения бюджета в 2011 году и в первом квартале 2012 года оказались выше, чем было предусмотрено в утвержденных показателях.

Профицит бюджета в расширенном представлении (с учетом Фонда реконструкции и развития) вырос до 9% ВВП, по сравнению с 4,9% в 2010 году, чему, среди прочего, способствовали благоприятные цены на биржевые товары; при этом расходы оказались несколько ниже предусмотренных в бюджете.

В последние месяцы денежно-кредитная политика была значительно ужесточена. Центральный банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности, образовавшейся вследствие накопления валютных активов, а Правительство продолжило накапливать депозиты. В результате в 2011 году произошло существенное замедление темпов роста основных денежно-кредитных агрегированных показателей. Широкий показатель денежной массы по-прежнему опережает официальный номинальный ВВП по темпам роста. Ослабление официального номинального обменного курса происходило в соответствии с ожиданиями.

Ситуация в банковском секторе остается устойчивой. В условиях продолжения вливания капитала Правительством капитализация банковского сектора является адекватной. Состоявшаяся недавно миссия технической помощи определила следующие приоритетные направления работы: укрепление пруденциальных
нормативов, проверки на местах и дистанционные проверки, стресс-тестирование, а также управление валютными средствами.

Прогноз развития экономики на краткосрочную перспективу является благоприятным. Ожидается, что в 2012-2013 гг. темпы экономического роста останутся высокими, хотя и будут ниже, чем в 2011 году, что объясняется все более возрастающей неопределенностью внешних условий. Ожидается, что экономическая активность по-прежнему будет опираться на инвестиции в промышленность и инфраструктуру при ведущей роли государства и более высокие цены на экспортируемые Узбекистаном товары.


В последние годы Узбекистан активизировал усилия по наращиванию экономического потенциала страны путем проведения политики, нацеленной на повышение устойчивости и конк урентоспособности экономики и на инвестиции вчеловеческий капитал. Для достижения ощутимых результатов миссия рекомендуются следующие меры экономической политики на краткосрочную перспективу:

Официальным органам следует сосредоточиться на мерах по снижению инфляции.

Устойчивое снижение инфляции до однозначного уровня к концу 2013 года остается главной задачей в комплексе мер макроэкономической политики.

В соответствии с ранее предлагавшимися рекомендациями, официальным органам следует:

Не допустить смягчения налогово-бюджетной политики, продолжая сберегать все доходы, полученные сверх предусмотренного в бюджете уровня, и сократить неприоритетные расходы на товары и услуги, защитив при этом расходы на систему социальной защиты. Бюджет на 2012 год (с корректировкой на фазу экономического цикла и цены на биржевые товары) подразумевает расширение структурного сальдо государственных финансов на 2 процента ВВП.


Провести калибровку денежно-кредитной политики путем сокращения масштабов накопления резервов, увеличения объемов стерилизации, обеспечения положительного в реальном выражении уровня процентных
ставок с целью совершенствования управления давлением со стороны спроса, возникающего вследствие государственных расходов. В случае ухудшения ситуации в глобальной экономике потребуется меньшая степень ужесточения монетарной политики.

Официальным органам следует активизировать реализацию объявленной комплексной программы реформ. В ближайшей перспективе приоритетными областями по-прежнему будут углубление финансового посредничества и содействие развитию торговли.

В этих целях официальным органам рекомендуется:

- устранить диспропорции на валютном рынке. Это позволит закрепить достигнутые в последнее время успехи в управлении наличностью, развитии валютного рынка и либерализации торговли;

- продолжить укрепление доверия к банкам путем дальнейшего совершенствования банковского надзора и управления наличностью, а также освобождения банков от функций налогового администрирования.

Консультации 2012 года предварительно запланированы на октябрь-ноябрь 2012 года. Аналитическая работа будет сосредоточена на изучении движущих сил и препятствий для экономического роста, а также путей повышения эффективности макроэкономической политики с учетомусили вшихся глобальных факторов уязвимости, включая риски, связанные с последствиями резкого падения мировых цен на биржевые товары.

Для урегулирования нерешенных вопросов, связанных с методологией ИПЦ, в состав миссии будет включен эксперт Статистического департамента МВФ.
Узбекистан: Отдельные экономические показатели, 2008 — 13 гг


2008
2009
2010
2011
2012
2013





Прогноз
Национальный доход






Номинальный ВВП (в млрд сумов)
37,747
49 043
61,794
77,751
96 893
117,844
Номинальный ВВП (в млн долларов США)
28,605
33 461
38,963
45,353
51 572
57,886

(В процентах)
ВВП в текущих ценах
33,9
29,9
26,0
25,8
24,6
21,6
Дефлятор ВВП
22,9
20,2
16,1
16,2
16,4
14,2
ВВП в постоянных ценах
9,0
8,1
8,5
8,3
7,0
6,5
Индекс потребительских цен (на конец периода)






Официальный
8,0
7,4
7,3
7,6


Альтернативный (расчеты персонала МВФ) 1/
14,4
10,6
12,1
13,3
11,0
11,0
Индекс потребительских цен (средний)






Официальный
7,2
7,8
7,5
7,6


Альтернативный (расчеты персонала МВФ) 1/
12,7
14,1
9,4
12,8
12,7
10,9
Средняя заработная плата (сумов в месяц)
277,589
390 007
506,437
633,660



(Изменение за год в процентах)
Деньги и кредит






Резервные деньги
31,2
30,5
27,1
20,0
20,9

Широкая денежная масса
38,7
40,8
52,4
32,3
29,7

Чистые иностранные активы
39,5
35,1
31,9
35,2
24,9

Чистые внутренние активы
-40,2
-30,6
-14,2
-38,5
-19,7

В том числе. Чистые требования к органам государственного управления







-115,4
-22,1
-33,4
-58,7
-25,4

Кредит экономике
33,6
40,4
42,4
32,0
25,5

Скорость обращения (в уровнях)
5,8
5,3
4,4
4,2
4,0

Внешний сектор






Экспорт товаров и услуг (в млн долларов США)
12,158
11,536
12,453
15,000
16,068
17,074
Импорт товаров и услуг (в млн долларов США)
11,393
11,698
11,215
14,167
15,410
16,395
Реальный эфф обменный курс (ср офиц курс, альт ИПЦ,—сниж )







-1,7
11,4
-4,8
-3,8



(В процентах от ВВП если не указано иное)
Счет текущих операций
8,7
2,2
6,2
5,8
4,5
4,5
Непогашенный внешний долг
13,1
15,0
14,8
13,3
12,8
12,3
Коэффициент обслуживания внешнего долга 2/
6,2
5,8
4,1
3,9
4,6
5,2
Государственные финансы






Консолидированные поступления и гранты
33,7
33,1
32,4
32,0
32,4
32, 5
Консолидированные расходы и чистое кредитование
32,4
33,5
32,0
31,4
33,6
34,0
Статистическое расхождение
2,6
0,6
1,6
1,5
0,0
0,0
Консолидированное сальдо бюджета 3/
39
02
20
21
-1 2
-1 5
Доходы Фонда реконструкции и развития
7,0
3,6
4,6
8,2
6,2
5,5
Расходы Фонда реконструкции и развития
0,7
1,0
1,6
1,4
1,5
1,4
Сальдо
6,3
2,6
3,0
6,9
4,8
4,1
Расширенное сальдо гос финансов
10,2
2,8
4,9
9,0
3,6
2,6
Государственный долг (в процентах от ВВП)
12,7
11,0
10,0
9,1
8,8
8,5
В тoм числе. Внешний государственный долг
11,5
10,3
9,4
8,5
8,3
8,1
Для справки






Номинальный ВВП на душу населения (в долларах США)
1,039
1,195
1,367
1,559
1,751
1,942
Непогашенный внешний долг (в млн долларов США)
3,748
5,022
5,753
6,053
6,599
7,097
Обменный курс (сумов за доллар США, на конец периода)
1,393
1.511
1,640
1,795


Кредит экономике (в процентах от ВВП)
15,2
16,4
18,5
19,4
19,6
19,4
Широкая денежная масса (в процентах от ВВП)
17,3
18,7
22,6
23,8
24,8
26,3
Население (миллионов)
27,5
28,0
28,5
29,1
29,4
29,8

Источники: официальные органы Узбекистана, расчеты и прогнозы персонала МВФ
1/ Официальные органы начали представлять ИПЦ на основе формулы Ротвелла в ноябре 2011 г. Были представлены данные за прошлые периоды, начиная с 2004 г. В настоящее время проводится согласование данных по ИПЦ за прошлые периоды, полученных официальными органами и в рамках расчетов персонала МВФ с использованием принятой на международном уровне методологии.
2/ В процентах от экспорта товаров и услуг
3/ На основе данных о финансировании под чертой

Источник:  olam.uz